Леонова Людмила
Познавательно-исследовательский проект «Песочная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Работу над реализацией проекта осуществляли : воспитатель Леонова Л. Л., дети старшей группы, родители.
2017-18 уч. год
Вид проекта : групповой, познавательно-исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный-2 недели (декабрь)
Проблема: во время прогулки дети задались вопросами:
- «Почему летом можно было играть песком, а зимой песок не копается и не лепится?»
- «Где люди применяют песок?»
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Песочная страна“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- «Кому нужен песок?»
Идея проекта : участие детей в проекте позволит сформировать знания детей о свойствах песка, о значении его в жизни человека и живых существ.
Актуальность:
В соответствии с ФГОС ДО и исходя из целевых ориентиров, прописанных во ФГОС ДО: на этапе завершения дошкольного детства ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей,
склонен наблюдать, экспериментировать.
В течение 3 лет своей педагогической деятельности я занимаюсь организацией исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности с детьми.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. (Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях.)
Экспериментирование как нельзя лучше формирует потребность в знаниях через развитие познавательного интереса и является важным и эффективным средством в удовлетворении детской любознательности.
В детском саду для детей старшего дошкольного возраста создан уголок для экспериментирования «Почемучка», где имеются различные коллекции, материалы необходимые для проведения экспериментов различной направленности.
В своей работе стараюсь использовать разные формы экспериментально-исследовательской деятельности: наблюдения, эксперименты, проблемные ситуации, комплексные и интегрированные занятия, беседы. Также в своей работе широко применяю метод проектной деятельности, (который позволяет мне связать образовательную деятельность с жизнью.) В процессе реализации проектов у детей формируются навыки исследовательской деятельности, они становятся активными, самостоятельными, могут работать в коллективе.
Именно в проекте идеально воплощаются педагогические задачи, запросы родителей и желания детей.
Проект «Песочная страна» возник по инициативе детей старшего дошкольного возраста.
Детьми были заданы вопросы о свойствах песка, о том, где применяется песок и кому он нужен. Вместе с детьми и родителями мы решили собрать материал о песке и оформить его в проект «Песочная страна»(привлекли родителей для пополнения уголка экспериментирования и шитья атрибутов, педагогов в помощь сбора интересующей нас информации.) Нами было решено назвать проект «Песочная страна».
Задачи проекта были направлены на формирование у детей умственных способностей: (развитие анализа, сравнения, обобщения;) формирование способов познания путем сенсорного анализа; на совершенствование социально – личностных навыков детей: (развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности.)
(В ходе осуществления проекта дети знакомились со свойствами сухого и мокрого песка; уточнялись знания детей о том, что песок неживая природа; показала значение песка в жизни человека и живых существ. Знания и навыки дети получали во время наблюдений, при проведении опытов, чтении художественной литературы, во время игр с песком и творческих изобразительных занятий.)
Проект «Песочная страна» позволил решить познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети учились сомневаться, мыслить, делать адекватные выводы. Переживаемые при этом детьми положительные эмоции (удивление, радость, гордость) повысили уверенность в их силах, побуждали к новому поиску знаний, проверке имеющихся.
Большинство родителей участвуют в жизни нашего детского сада.
При осуществлении проекта эффективными оказались такие формы работы с родителями: беседы, консультация на тему «Песочная терапия для развития моторики рук детей», творческая мастерская.
При подготовке и в ходе реализации проекта столкнулись с некоторыми трудностями:
-недостаточная материально-техническая база,
-педагогическая некомпетентность родителей,
-личностные особенности некоторых детей.