Надежда Семова
Проект «Песочная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
«Песочная страна»
Слайд 2
Просто сыграем, как делают дети,
Что “вне игры”, то для них - мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!
Актуальность.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей». Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму.
Публикация «Проект „Песочная страна“» размещена в разделах
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно для детей с задержкой психического развития.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т. д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Проблема, на решение которой направлен проект
Основной проблемой на которую направлен проект, является сохранение психологического здоровья воспитанников. Психологическое здоровье способствует развитию самодостаточной личности, у которой оптимально функционируют все психические структуры, необходимые для текущей жизнедеятельности. Основными показателями психологического здоровья является ряд основных аспектов личностных характеристик - это умение противостоять стрессовым ситуациям, свободно адаптироваться и успешно реализовывать свои возможности в социуме. Случается, что в жизни ребенка появляется дисбаланс функционирования эмоционально-волевой сферы, как ценностной составляющей психологического здоровья.
При этом у ребенка может наблюдаться следующие негативные проявления в поведении: выраженная тревожность, защитная агрессивность, истеричность, повышенная двигательная активность, склонность к нарушениям дисциплины, наличие выраженных страхов, замкнутость, повышенная утомляемость, снижение работоспособности.
Тип проекта : долгосрочный, сентябрь 2016года – май 2017 года.
Проблема, на решение которой направлен проект
Основной проблемой на которую направлен проект, является сохранение психологического здоровья воспитанников. Психологическое здоровье способствует развитию самодостаточной личности, у которой оптимально функционируют все психические структуры, необходимые для текущей жизнедеятельности. Основными показателями психологического здоровья является ряд основных аспектов личностных характеристик - это умение противостоять стрессовым ситуациям, свободно адаптироваться и успешно реализовывать свои возможности в социуме. Случается, что в жизни ребенка появляется дисбаланс функционирования эмоционально-волевой сферы, как ценностной составляющей психологического здоровья.
При этом у ребенка может наблюдаться следующие негативные проявления в поведении: выраженная тревожность, защитная агрессивность, истеричность, повышенная двигательная активность, склонность к нарушениям дисциплины, наличие выраженных страхов, замкнутость, повышенная утомляемость, снижение работоспособности.
Тип проекта : долгосрочный, сентябрь 2016года – май 2017 года.
Слайд 3
Цели и задачи проекта
Цель – применение песочной терапии для стабилизации эмоционально-волевой сферы дошкольника, как основного компонента психологического здоровья.
Задачи:
- организовать работу с воспитанниками ДОУ с применением методов песочной терапии (далее МПТ);
- разработать и апробировать на практике содержание коррекционных занятий по психофизическому оздоровлению детей с применением МПТ;
- развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий у дошкольников в ходе коррекционных занятий с применением МПТ;
-развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности в ходе реализации проекта.
Способы достижения цели и решения задач
Песочная терапия главным образом является прекрасной возможностью для самовыражения и простым и действенным способом научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Применяя в терапии два вида песка: кинетический и кварцевый можно использовать все возможности данного природного материала имеющего свойства принимать любую форму в зависимости от вида. В сухом виде он один, в мокром – совершенно другой. Песок разнообразен в своих проявлениях, чем и интересен детям. Они с легкостью смогут трансформировать образы из песка в соответствии с их желаниями. А используя различные фигурки и предметы для песочной терапии создавать микромиры своего подсознания, главным образом проецируя свои переживания и страхи.
Далеко не всем известно, что песочную терапию начали применять ученики известного психолога и ученого Карла Густава Юнга. Его высказывание о том, что: «Руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно.» - всецело описывают пользу песочной терапии. А теория, о том, что бессознательное общается с нами символами и подсказками, на которые мы часто не обращаем внимание, помогает нам, справиться с трудностями и решить немаловажные вопросы. Данный факт позволяет мне рассчитывать на положительные результаты в ходе реализации проекта, так как основа песочной терапии заключается именно в том, что бессознательное каждого человека общается с ним через символы, информацию и проецируется в картины и образы из песка и вспомогательного материала. Использование песочной терапии, в детском саду, позволит психологу в более короткие сроки скорректировать проблемы со стороны функционирования эмоционально-волевой сферы.
Данный проект рассчитан на работу с дошкольниками в возрасте от 5-7 лет посещающих ДОУ.
Слайд 4
Этапы проекта
Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Второй этап – диагностическо-методический.
Диагностическое обследование дошкольников. анализ полученных диагностических данных. Подбор необходимых пособий для практической стороны реализации проекта.
Третий этап – реализация проекта, проведение коррекционных занятий с воспитанниками.
Четвертый этап – (аналитический) подведение итогов и анализ результатов проекта с выявлением количественных и качественных показателей.
Ожидаемые результаты проекта
В ходе реализации проекта, планируется снизить количество дошкольников с негативными проявлениями в поведении, со стороны эмоционально-волевой сферы, а именно:
-повышенная тревожность, замкнутость;
-повышенная двигательная активность, утомляемость;
-склонность к нарушениям дисциплины;
- наличие выраженных страхов.
Как следствие применения песочной терапии для сохранения психологического здоровья, ожидается получить следующие результаты у дошкольников:
- активизация интереса к окружающему;
- развитие чувства понимания и сопереживания;
- развитие произвольности поведения;
- развитие рефлексии (осознания) эмоций, их проявления у себя и окружающих;
- обеспечение состояния эмоционального комфорта, внутреннего благополучия, чувства защищенности;
- повышение уровня овладения формами адекватного выражения различных эмоциональных состояний.
Слайд 5
Перспективное планирование
Сентябрь – ноябрь
Направления работы
- обзор методической литературы;
- создание картотеки игр в педагогической песочнице;
- разработка плана мероприятий по теме проекта;
- подбор и изготовление атрибутов и пособий, необходимых для организации работы с песком;
- консультация для педагогов: «История возникновения песочной терапии».
Декабрь – март
Направления работы
- открытые просмотры организованной образовательной деятельности;
- игры и упражнения с песком;
- консультации: «Играем с песком», «Песок в детском саду».
Апрель, май
Направления работы
- самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту;
- выставка картин из песка сделанных детьми совместно с родителями;
- оформление материала: «Песочная страна – страна чудес».
Слайд 6
Взаимодействие с детьми было интегрировано по двум областям: познание песка и художественное творчество.
Слайд 7
На слайде вы видите художественное творчество детей. Оформление песочных картин камнями и рисование волшебного дерева. Такое творчество способствует снижению тревожности, агрессивности и снятию эмоционального напряжения.
Слайд 8
Игра камень желаний. Способствует поднятию самооценки.
Слайд 9
Картины созданные детьми из цветного песка
Слайд 10
Картины созданные из цветного песка совместно с родителями
Слайд 11
Подведение итогов.
По завершению проекта была проведена диагностика воспитанников трех групп (1 и 2 логопедических, подготовительной, по результатам тестирования у 67% - стабилизирован уровень овладения формами адекватного выражения различных эмоциональных состояний.
Наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, это делает его прекрасным средством для «заботы о душе». Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т. д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).
Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.