Получи документы

Семинар-практикум «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством игровой деятельности»

Ольга Нагаец
Семинар-практикум «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством игровой деятельности»

Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Игра - это огромное и светлое окно, через него в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире.

Публикация «Семинар-практикум „Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством игровой деятельности“» размещена в разделах

Целью семинара является повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Задачи семинара :

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: В математике заложены огромные возможности для развития мышления дошкольников в процессе их обучения с самого раннего возраста ребёнка.

Уважаемые коллеги!

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста это одна из актуальных проблем нашего современного мира. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации это игра. Она способствует умственному развитию дошкольника.

Развитие ФЭМП - это очень важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Умственное развитие дошкольника,это показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математическому развитию у детей.

Игры с математическим содержанием развивают логику, познавательные интересы, речь и творческие способности. Воспитывают самостоятельность, инициативу и настойчивость в достижении своей цели.

Игра – это самое большое удовольствие и огромная радость для ребенка. По средствам игры дошкольник может приобретать новые знания, умения и навыки навыки, а так же развивать свои способности. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудностей.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников :

1. Игра является доступным видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Психологические новообразования берут начало в игре.

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игры и упражнения.

К Дидактическим играм относятся:

1. игры с предметами.

2. настольно-печатные игры.

3. словесные игры.

Дидактические упражнения и игры по формированию математических представлений условно делятся :

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Представляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений.

Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание.

Задачи:

развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;

воспитывать внимательность, усидчивость;

развивать мелкую моторику рук.

Материал : веревочка, бусинки (не более 10, цветовая гамма на ваш вкус.

Дошкольники могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре,

затем решают разные простейшие задачи:

Например :

На дереве сидели три вороны, к ним прилетели еще три вороны (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)

Дошкольники решают разные задачи как на сложение так и на вычитание.

Игра "Цветные ладошки"

Цель игры :формирование элементарных математических представлений

Задачи игры:

Развиватие цветовосприятие, ориентировку в пространстве;

обучать счету;

развивать умение пользоваться схемами.

Задания:

1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого) цвета?

2. Сколько кружков (желтого, зеленого, голубого, розового фиолетового) цвета?

3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вниз?

4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вверх?

5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо (влево).

6. На нас смотрит ладошка красного цвета в жёлтом квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?

Динамические паузы и

упражнения для снижения мышечного тонуса :

Зарядка 1

Мы ножками своими— топ-топ,

Мы ручками своими — хлоп-хлоп.

Мы глазками своими— миг-миг.

Мы плечиками своими — чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два —привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Рад-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

Движения выполнять по содержанию текста.

Руки на поясе. Моргаем глазами.

Руки на поясе, плечи вверх-вниз.

Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.

Движения выполнять по содержанию текста.

Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия:

Упражнение :"Ровная дорожка".

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам,

Раз-два, раз-два.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом,

В нем живем. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии)

Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох)

Ходьба по ровной поверхности.

Присесть на корточки.

Сложить ладони, поднять руки над головой.

Упражнения на развитие восприятие ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела:

" Ножки"

Большие ноги топ и топ

Шли по дороге:

Топ, топ, топ.

Топ, топ, топ.

Маленькие ноги

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Взрослый и ребенок двигаются в медленном темпе, с силой притоптывая в такт со словами.

Темп движения возрастает. Мама и ребенок притоптывают в 2 раза быстрее.

Игра 2

Взрослый указывает на них, а дети считают

– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз, (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)

– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз, (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч).

– Будем считать, Ягоды собирать (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора ягод).

– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (4 по 3 раза, (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках).

Динамическое упражнение “Зарядка”

Наклонилась сперва

К низу наша голова (наклон вперед)

Вправо - влево мы с тобой

Покачаем головой, (наклоны в стороны)

Руки за голову, вместе

Начинаем бег на месте, (имитация бега)

Уберем и я, и вы

Руки из-за головы.

Игра “Даша -растеряша"

Ищет вещи Даша, (поворот в одну сторону)

Даша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)

И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет,

(руки опустили)

(наклоны головы влево - вправо, “погрозить” указательным пальцем)

Даша-растеряша.

Игра ’Солнышко"

Солнце глянуло в кроватку. Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.

Игра "Геометрические фигуры "

Цель игры: формирование элементарных математических навыков.

Образовательные задачи:

Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам.

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные задачи:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.

На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных геометрических фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно заменить названия на более привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик. Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости от возраста, способностей детей.

Задание для детей в возрасте 2-3 года (соотнесение по цвету)

“Найди цветочки и фигуры такого же цвета, как шарик”.

Задание для детей в возрасте 3-4 года (соотнесение по форме)

“Найди фигуры, похожие на кубик”.

Задание для детей в возрасте 4-5 лет (соотнесение по форме и цвету).

Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)

Игра “Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”.

Дидактическая игра “Неделя”

Цель: ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней недели

Задачи:

формировать представление о неделе, как единице измерения времени;

уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;

развивать зрительное восприятие и память;

создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.

На столе стоят 7 гномиков.

— Сколько гномиков?

— Назовите цвета, в которые одеты гномики.

— Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.

— Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.

— Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика — желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.

— Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.

— Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.

— Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.

— Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.

Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас четверг, куда нужно повернуть стрелку? -- Правильно на зеленый лепесток часов.

- Дети а теперь пора и отдохнуть на острове “Разминки”.

В понедельник мы играли,

А во вторник мы писали.

В среду полки протирали.

Весь четверг посуду мыли,

В пятницу конфет купили

А в субботу морс сварили

Ну а в воскресенье

будет шумный день рождения.

- Скажите, есть ли середина недели?

А теперь нужно разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.

Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.

- Молодцы, все карточки разложили правильно.

(Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели).

- Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр). Ребята, что случилось, один день недели пропал. Назовите его.

Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.

— Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).

— День рождение у мамы в среду, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника(1 день)

— Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).

— Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).

— Что раньше среда или понедельник?

— Наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку, только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1.

(Предложить круги разного цвета соответствующие дням недели). Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.

— Первый день нашей недели, трудный день, он. (понедельник).

Встает ребенок у кого красный круг.

Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня. (вторник)”.

Встает ребенок с оранжевым кругом.

Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас.? . (среда).

Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.

— весь почистили мы снег на четвертый день в. (четверг).

Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.

— А на пятый день мне подарили платьице, потому что была. (пятница).

Встает ребенок с голубым кругом

— на шестой день папа не работал, потому что была. (суббота).

Встает ребенок с синим кругом.

— Я у брата попросил прощения на седьмой день в. (воскресенье).

Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.

Молодцы дети, со всеми заданиями справились.

Вывод :развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Ведь математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообраз.

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Презентация опыта.

Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Важно научить ребёнка постигать математику с интересом и удовольствием.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений через игру «Математическое поле чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки»Дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений в младшей группе «Матрешки» Дидактическая игра, на формирование элементарных математических представлений в младшей группе. «Матрешки» Вашему вниманию хочу предложить.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования»Конспект «Формирование элементарных математических представлений с использованием метода моделирования» Конспект ООД «Познавательное развитие», подготовительная группа. Формирование элементарных математических представлений с использованием.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Развитие речи, элементарных математических представлений и познавательной сферы посредством кубиков ЛегоРазвитие речи, элементарных математических представлений и познавательной сферы посредством кубиков Лего Эффективным решением в работе коррекционного педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является применение конструктора.

Формирование элементарных математических представлений с детьми раннего возрастаФормирование элементарных математических представлений с детьми раннего возраста ФЭМП- Это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Поэтому уже с самого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством игровой деятельности»
Опубликовано: 16 мая 2023 в 15:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД