Папки-передвижки

Семинар-практикум «Кубики Никитина. Уникуб»

Наталья Пяткова
Семинар-практикум «Кубики Никитина. Уникуб»

Семинар-практикум «Кубики Никитина. Уникуб»

Кубики Никитина - развивающая игрушка, придуманная еще в советские времена. Игры с кубиками Никитиных развивают способности к мыслительным операциям, конструкторской и творческой работе, пространственное мышление. Самые популярные игры с этими кубиками - "Сложи узор (СУ)" и "Уникуб (У)".

Уникуб – игра для детей от 3 до 7 лет на развитие пространственного воображения.

Публикация «Семинар-практикум „Кубики Никитина, Уникуб“» размещена в разделах

Игра состоит из 27 кубиков с гранями трех цветов, окрашенных в желтый, красный, синий цвета и рисунки-задания изготовленные из картона и цветных квадратов для создания различных узоров, коробка. Расположение граней разных кубиков отличаются друг от друга. Сущность игры: создание модели из набора фигур «Уникуба» по цветным изображениям или словесному описанию. Эти универсальные кубики вводят детей в мир трёхмерного пространства.

Никитины - одни из первых, кто начал говорить о том, что детям нужно раннее развитие. Способности к развитию у детей детсадовского возраста гораздо больше, чем у школьников. Этим непременно нужно воспользоваться для раскрытия потенциала ребенка.

Огромное значение Никитины уделяли играм. Именно во время игры ребенок может усвоить много новой информации и сделать много маленьких открытий. Поэтому игрушки должны отвечать некоторым требованиям:

Игра должна представлять собой набор задач, которые посильно решить ребенку.

Задачи даются ребенку в различной форме и знакомят его с разными средствами передачи информации.

Задачи в играх должны быть разного уровня сложности, чтобы пробуждать интерес и у детей, и у взрослых. Кроме того, задачи должны поступать ребенку в порядке "от просто к сложному", чтобы ребенок мог решать их самостоятельно.

До окончания игры нельзя подсказывать ребенку. Он должен научиться принимать решения САМ.

Нельзя требовать от ребенка решения задачи, которая ему пока не под силу.

Решение задачи должно представляться ребенку не в абстрактном виде, а виде реальных и осязаемых вещей.

Игра не должна исчерпать себя базовым набором заданий. Она должна предоставить широкие возможности для составления своих заданий, т. е. для творческой деятельности.

Как играть с ребенком в Уникуб?

Для начала попросите ребенка просто сложить кубики в коробку. Получилось? Тогда следующее задание: собрать кубики в коробку так, чтобы донышко в коробке было синим, серединка желтой, верх красным.

Прежде чем предлагать игру "Уникуб" малышу, попробуйте поиграть сами. Осторожно высыпьте кубики на стол, положите рядом часы с секундной стрелкой или секундомер и, заметив время, сложите из всех двадцати семи кубиков куб одного цвета (У-35). Если с первой попытки вам удалось это сделать за две минуты - у вас блестяще развито пространственное мышление, но сначала охватите куб двумя руками и осторожно поверните его на бок, чтобы кубики не рассыпались. Посмотрите, как окрашено "дно". Нет ли в нем квадратов другого цвета, кроме избранного вами? Если есть, то повремените гордиться, а сначала потренируйтесь. Вы почувствуете, как строг "Уникуб" в отношении ошибок: не позволяет сделать ни одной! Да и "говорит" он об ошибках тонко: "Вы где-то допустили ошибку, вот и не получается куб одного цвета". И найти ошибку не так просто - нужна сразу хорошая "система контроля", в один день вряд ли вы сумеете ее выработать.

Задания в «Уникубе» сложные, требуют затрат времени и сил, их нельзя давать много и на одном занятии (1–2 в зависимости от возможностей ребёнка).

Этапы моделирования:

Моделирование из кубиков одноцветных дорожек разной длины, выстраивание сериационных рядов из 2 и 3 дорожек, отличающихся по длине.

Нахождение одинаковых кубиков.

Сложение одноцветного куба по показу педагога

самостоятельно.

Классификация множества фигур «УниКуба» разными способами.

Сложение двухцветного куба шахматной раскраски.

Сбор собственной модели из заданного количества

кубиков.

Дальше приступайте к сборке по схемам.

1. Красный поезд (У-1). Нужно сложить из кубиков поезд, как показано на рисунке с заданием. Крыши, стены вагонов и электровоз - красные (с тех сторон, которые видны на рисунке). Положите, а лучше поставьте или повесьте вертикально перед малышом рисунок У-1. Длина поезда может быть и точно такая, как на рисунке, и больше. Это зависит от настроения "машиниста". В первых трех заданиях точность в числе кубиков можно не соблюдать. Главная трудность задания для трехлетнего малыша - одновременно следить за двумя плоскостями и к тому же отбирать подходящие кубики (с двумя и тремя красными гранями).

Но если он сделает красными только крыши вагонов, а стенки получатся не у всех вагонов красными - похвалите его. "Хорошо маляры покрасили крыши - все красные. А теперь посмотрим, как маляры покрасили стенки. " И ведите указательным и средним пальцами вдоль поезда. Остановитесь около вагона со стенкой другого цвета и подумайте: "Посылать ли вагон в перекраску или нет?" Решение должен принять сам "машинист".

Задания к игре Уникуб №1-№12

2. Синяя труба (У-2). Кубики надо сложить в столбик, 2 видимые грани и верх трубы - синие. Высоту можно задавать в шесть-восемь кубиков и даже : "У кого будет выше всех?" Тогда ребенок будет совершенствовать способ установки кубиков друг на друга. Чем выше труба, тем точнее требуется устанавливать кубики, а рекорды высоты для малышей интересны.

3. Желтая квадратная коробка (У-3). Малыш должен решить, какие кубики надо взять, чтобы и четыре боковые грани были желтыми? Варианты - синяя и красная коробки.

4. Синяя квадратная площадка из девяти кубиков (У-4). Это игровая площадка для дошкольников. Все четыре боковые ее грани синие.

5. Желтая квадратная площадка из шестнадцати кубиков (У-5). Это может быть спортплощадка для школьников. Все грани которой, кроме нижней, - желтые.

6. Красная квадратная площадка из двадцати пяти кубиков (У-6). Здесь уже надо различать, какие "сорта" кубиков надо укладывать по периметру и какие в центр модели, иначе может не хватить кубиков нужного цвета.

7. Двухцветная башня (У-7). Одна видимая грань - красная, вторая - желтая и верх - синий. Более сложный вариант башни - две стенки, примыкающие, красные и две желтые, т. е. надо "окрасить" все четыре стены: и те, что видны на рисунке, и те, что не видны.

Если оба варианта не поддаются малышу, можно перейти к классификации (У-23, после которой кубики приобретают "имена" и ребенок получает представление, какой "стройматериал" у него есть и какой требуется по рисунку.

8. Три беговые дорожки на стадионе из девяти кубиков разного цвета (У-8). Боковые грани имеют цвет прилегающей дорожки.

9. Синяя буква П (У-9).

10. Красная буква Н (У-10). Так же можно складывать любые буквы, которые хорошо получаются из кубиков (Г, Е, О, С, Т, Ч и др.).

11. Трехцветная скамейка для электрички (У-11). К сожалению, на невидимой стороне только сиденья скамейки можно сделать того же цвета, что и на видимой, а спинки получаются другого.

12. Рыцарский замок с четырьмя башенками по углам (У-12).

13. Атомный ледокол с красной палубой, синими бортами и желтыми палубными надстройками (У-13).

Задания к игре Уникуб №13-№19

14. Разноцветная крепость с бойницей (У-14).

15. Цирковая лесенка с синими ступенями с двух сторон (У-15). Сколько кубиков надо для такой лесенки?

16. Шахматная доска из пяти клеток с желто-красными клетками (У-16). Четыре боковые грани тоже с шахматной окраской. Возможны варианты: красно-синяя, желто-синяя.

17. Египетская пирамида (У-17). Правые и левые стенки - красные, передние и задние - желтые, "крыши" всех ярусов - синие. Для пирамиды не обязательно иметь тридцать кубиков, вполне достаточно имеющихся двадцати семи кубиков. Задайте малышу задачу: как построить прочную пирамиду, если трех кубиков не хватает? Где можно сэкономить эти кубики? (Вместо четырех центральных кубиков в первом ярусе можно поставить один в центре ("гробница фараона") и повернуть его на 45 градусов, чтобы на него опирались сразу пять кубиков второго яруса.)

18. Желтое шоссе размером 3х9 с одним красным квадратом в центре (У-18). Четыре боковые грани - желтые.

19. Красный пятиэтажный дом с окошками, с синими крышами на всех этажах и красными полами во всех комнатах. Задняя стена дома и стены комнат могут быть любого цвета (У-19).

20. 21. 22. Три водонапорные башни разной высоты (У-20, У-21, У-22). Кроме соблюдения порядка окраски здесь есть еще "секрет" технологии строительства. Без открытия этого "секрета" построить вторую, а особенно третью башню очень трудно. Пусть малыш сам откроет этот "секрет". ("Секрет" состоит в порядке складывания: сначала надо заготовить все этажи, но складывание надо начинать с верхнего этажа, а не с нижнего, как принято во всяком строительстве.)

Задания к игре Уникуб №20-№29

23. Классификация (У-23). Разложите кубики по "сортам". В первый ряд поставьте все кубики с одной красной гранью (К-1, во второй - с двумя красными гранями (К-2, в третий ряд - с тремя красными гранями (К-3) и в четвертый ряд - без красных граней (К-0). Получаются три "состава" разной длины и один "тепловоз".

С классификации начинается серьезное овладение "Уникубом", поэтому её можно дать значительно раньше, т. е. после выполнения первых трех заданий, особенно в том случае, если малыш уже считает до трех или до пяти и может различать "сорта" кубиков. Авторы не придумали названия каждому "сорту" кубиков, поэтому можно пользоваться плодами детского словотворчества: "однушка красная", "двушка синяя", "трешка желтая" и "нулевка". В таком названии ясно видно, по какому цвету шла классификация и сколько граней этого цвета есть на кубике. Малышей такая терминология устраивает, и, складывая квадратную сцену для летнего театра (У-6, они сразу говорят: "По углам я поставлю "красные трешки", между ними "красные двушки", а в середину можно класть "красные однушки" и что останется".

Предварительная классификация кубиков по красному, синему или желтому цвету значительно облегчает выполнение любого задания, поэтому часто малыши по собственной инициативе, перед тем как приступить к новому заданию, делают такую классификацию. При этом они уже понимают, какой цвет лучше выбрать и делать ли классификацию полностью или отобрать одни "трешки" или двушки".

24. Посчитайте, сколько кубиков каждого сорта в игре (6, 8, 12). Из кубиков какого "сорта" можно сложить малый куб одного цвета?

25. Малый куб красного цвета (У-25). Все шесть граней должны быть красными. Варианты: желтый и синий кубики. К сожалению, их нельзя сложить одновременно, а только последовательно.

26. Малый куб трех цветов (У-26). Две соседние (примыкающие) грани одинакового цвета (куб Вадика Склере, 6 лет).

27. Малый куб двух цветов (У-27). Три грани, образующие одну вершину, - синие, три другие - желтые. Варианты: желто-красный и красно-синий.

28. Малый куб трех цветов (У-28, Противоположные грани одного цвета (куб Вадика Склере, 6 лет).

29. Малый куб двух цветов (У-29). Нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая, передняя и правая - красного. Варианты - иные сочетания цветов.

30. Синяя вокзальная скамейка (У-30). Со всех сторон она окрашена в синий цвет (кроме "дна"). Можно сложить такую же скамейку красного или желтого цвета.

Задания к игре Уникуб №30-№40

31. Красный колодец (У-31). Снаружи он со всех сторон красный, а внутри - синий ("вода"). К сожалению, для внутренней окраски недостает одной синей грани и в колодце виден "песок" (одна желтая грань).

32. Кресло с подлокотниками (У-32). Обтянуто снаружи синим, а внутри и спереди красным бархатом. Цвета обивки можно менять.

33. Антошина скамейка (У-33). Сколько человек могут сесть на скамейку одновременно (каждый кубик - сиденье). Сиденья и спинки с одной стороны - красные, с другой - синие, а верх и торцы - желтые (скамейка Антона Никитина, 7 лет).

34. Вопросы. Почему кубиков с одной красной гранью только шесть? (По числу граней куба.) Почему кубиков с двумя красными гранями - двенадцать? (По числу ребер куба). Почему кубиков с тремя красными гранями - восемь? (По числу вершин куба.) Почему кубик без красных граней только один? Сколько граней у одного кубика? Кто быстрее подсчитает, сколько красных граней на всех кубиках? Сколько всех граней на всех кубиках? Сколько граней у шести кубиков, у восьми кубиков, у двенадцати кубиков, у двадцати семи?

35. Большой куб красного цвета (У-35). Проверьте, все ли шесть граней красного цвета, так как часто (особенно те, кто складывает впервые) забывают, что "дно" должно быть такого же цвета, как и остальные грани. Можно складывать большой синий и большой желтый кубы.

Это одно из самых часто повторяемых заданий и заданий, которые делают "на время". На складывание у трех-четырехлетних уходит десять минут, у пяти-шестилетних - до двух минут, а десяти-двенадцатилетние дети могут выполнить это задание даже за минуту. "Рекордсмены", работая двумя руками сразу и по определенной системе, могут "выйти из минуты".

36. Большой куб трех цветов (У-36). Две соседние грани одинакового цвета.

37. Большой трехцветный куб с противоположными гранями одного цвета (У-37).

38. Большой трехцветный куб с горизонтальными слоями одного цвета (У-38).

39. Двухцветный куб, три грани, образующие вершину, - желтого цвета, три другие грани - синего (У-39). Возможны другие сочетания цветов: желтого с красным, красного с синим.

40. Большой двухцветный куб (У-40). Нижняя, задняя и верхняя грани синего цвета, а левая передняя и правая - красного (куб Саши Дунаева, 6 лет). Можно использовать и другие сочетания цветов.

41. Высотный дом желтого цвета на двадцать квартир (У-41). В основании лежат четыре кубика, и высота дома пять этажей. Стены, крыша и пол на первом этаже желтого цвета. Окраску дома можно делать и красной, и синей.

Задания к игре Уникуб №41-№45

42. Большой куб с шахматной окраской всех шести граней (У-42). Сочетания цветов могут быть и другие: сине-красные, желто-красные.

43. Двойная классификация (У-43). Кубики сначала надо разложить по "сортам", как в задании У-23, по красному цвету. Получится ряд с одной красной гранью (К-1, ряд с двумя красными гранями (К-2) и ряд с тремя красными гранями (К-3).

Затем внутри каждого ряда разложить их по сортам, но уже синего (или если надо - желтого) цвета. Ближе к себе положить кубики с тремя синими гранями, далее - с двумя и еще дальше - с одной. Получаются "триады", как на задании У-43. Двойная классификация заметно облегчает выполнение сложнейших заданий №44 - 50, так как сразу можно найти кубик с заданным числом и цветом граней. Например, все "трешки красные" лежат в ряду К-3, "трешки синие" - это ближайшие к ребенку кубики (их просто видно, а "трешки желтые" - самые дальние в каждом ряду.

44. Малый куб красного цвета (У-44). Любые грани разъема одного цвета (куб Антона Никитина, 8 лет). Варианты: желтый куб, синий куб.

45. Двухсторонняя шахматная доска, размером пять клеток (У-45). Все шесть её граней имеют шахматную окраску. Большая, невидимая на рисунке грань должна быть красно-желтой или желто-синей, а узкие грани - той же окраски, что и одна из широких. На рисунке все они красно-синие. Это одно из сложнейших заданий. При его выполнении почти все допускают ошибки и теряют массу времени на их исправление, перестановку кубиков (доска Сережи Беляева, 14 лет).

46. Трехэтажный красный дом (У-46) на девять квартир, но так, чтобы задняя стенка была синей. Это может быть подготовка к разъемным заданиям, где работает «внутренний порядок».

Задания к игре Уникуб №46-№47

47. Большой красный куб (У-47). Все шеть наружных граней - красные, любые соприкасающиеся грани разъема - одноцветные (желтые или синие). Возможны варианты другого цвета.

Это задание решающее во многих отношениях. Во-первых, выполнив его, можно убедиться, что окраска "Уникуба" при изготовлении была безошибочной. Во-вторых, ребенок, справившийся с заданием У-47, сможет справиться и с любым другим.

Интересно, что тренировка в решении задания У-47 только в самой начальной стадии заметно улучшает результаты взрослых, а затем они изменяются мало, и взрослые вообще, как правило, не могут дойти до результатов, показываемых детьми уже в десять-двенадцать лет (отстают по времени в два-три раза). Исключения здесь крайне редки.

48. Большой красный куб (У-48). Любые соприкасающиеся грани разъема разного цвета. Внешне этот куб такой же, как У-47, но "внутреннее устройство" у него другое - соприкасающиеся грани разъема - разного цвета. Внешнюю окраску можно задавать и другого цвета (желтую или синюю, но тогда соответственно изменяется и внутренняя окраска (куб Антона Никитина, 10 лет).

Задание к игре Уникуб №48

49. Большой красный куб (У-49). Любые соприкасающиеся грани разъема - полосатые. Возможны шесть вариантов выполнения этого задания: три варианта определяются цветом внешней окраски (красный, желтый, синий, и внутри каждого из них есть по два варианта внутренней окраски по разъемам. Один, показанный на рисунке к заданию У-49, при котором соприкасаются в каждом разъеме разноцветные полосы (синие с желтыми, и второй - когда соприкасаются полосы одноцветные (куб Антона Никитина, 10 лет).

Задание к игре Уникуб №49

50. Большой красный куб (У-50). Соприкасающиеся грани разъема имеют шахматную окраску. Здесь так же можно изменять цвет наружных граней, а соприкасающиеся грани разъема или могут быть зеркальным отражением друг друга, или соприкасаться разноцветными квадратиками, как У-50 (куб Антона Никитина, 10 лет).

Задание к игре Уникуб №50

Задания детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Рисунок дети понимают сначала лучше, чем словесное объяснение, но это не означает, что надо соглашаться с такой односторонностью. Там, где задание можно дать словесно, этим надо пользоваться. Только тогда, когда вы убедитесь, что малыш может сложить и "малый куб синего цвета" (из восьми "синих трешек") и "большой куб красного цвета" (из двадцати семи кубиков) по одному словесному заданию, можно ослабить внимание к проблеме - как задавать задание: устно или графически. Иначе говоря, надо подводить ребенка к такому положению, когда он одинаково хорошо воспринимает задания, как в устной форме, так и в форме рисунка.

Задания расположены примерно в порядке возрастания сложности, но строгой последовательности все-таки нет, и там, где будут попадаться "провалы" и возникать "неприступные скалы", папе и маме надо самим подбирать задания промежуточной сложности или изобретать новые. Авторы игры пробовали иногда после У-3 перейти на У-23, и получалось хорошо. Малыши, научившись в три-четыре года классифицировать кубики по "сортам", легко и уверенно шли как вперед, так и назад к У-4, У-8 и другим заданиям.

Автор Пяткова Н. В.

Публикации по теме:

Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя»Практикум-семинар «Педагогическое мастерство воспитателя» Уважаемые гости моей странички, предлагаю вашему вниманию практикум-семинар "Педагогическое мастерство воспитателя" Данный семинар прошел.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». ФотоотчетСеминар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Кубики Никитина. Уникуб»
Опубликовано: 31 октября 2022 в 10:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД