Папки-передвижки

Семинар-практикум «Музыкальные игры по мотивам народных сказок как средство развития музыкально-ритмической деятельности»

Татьяна Кобзарь
Семинар-практикум «Музыкальные игры по мотивам народных сказок как средство развития музыкально-ритмической деятельности»

Музыкальные игры по мотивам народных сказок как средство развития музыкально-ритмической деятельности

Современное общество выдвигает все больше требований к образованию ребенка-дошкольника, это приводит к тому, что снижается двигательная активность детей. Вместо активных прогулок на свежем воздухе или занятий спортом, дети все чаще проводят время за письменным столом, у телевизора, с планшетом в руках. Поэтому актуальная задача родителей и педагогов в первую очередь сохранить здоровье детей.

Публикация «Семинар-практикум „Музыкальные игры по мотивам народных сказок как средство развития музыкально-ритмической деятельности“» размещена в разделах

Так же у детей остается все меньше времени на игры – ведущую деятельность для дошкольника. Именно в игре ребёнок развивается, у него формируются те качества личности, от которых в последствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, умение взаимодействовать с социумом.

Музыкальная игра является важным средством развития музыкально-ритмической деятельности дошкольника.

Основная цель музыкально - ритмической деятельности дошкольников - всестороннее, гармоничное развитие ребенка, обеспечивающее укрепление здоровья средствами танцевально - игровой гимнастики, формирование привычки к здоровому образу.

Выполнение музыкально-ритмических движений в процессе организации музыкальной деятельности помогает различению детьми особенностей музыкальной речи : выразительных интонаций, фраз, формы, темповых, динамических изменений, пауз, акцентов, оттенков настроения, т. е. способствует развитию осознанности музыкального восприятия.

Сегодня мы поговорим о музыкальных играх на основе народных сказок, которые способствуют развитию музыкально-ритмической деятельности дошкольника.

Сказка — это один из любимых детьми видов художественного творчества. Сказка, озвученная музыкой, привлекательна для ребенка вдвойне, так как эмоциональное содержание музыки усиливает впечатления ребенка, позволяет ему выразить свое отношение к героям, самой музыке в свободных творческих игровых действиях.

Музыкальная игра-сказка представляет собой развернутую творческую сюжетно-ролевую игру, являющуюся высшим интегрированным видом игры, объединяющим разные виды искусства — музыку, литературу, изобразительное искусство, театр.

Музыка в такой игре является эмоциональным стержнем, побуждающим ребенка выразить свое отношение к ней, героям и событиям сказки с помощью разных видов музыкальной деятельности, прежде всего, ритмопластики. По ходу сказки дети слушают музыку, передавая ее характер в ритмопластических импровизациях, в танцах (с фиксированными движениями или свободными, песнях и песенных импровизациях, в игре на музыкальных инструментах.

Особенностью музыкальной игры-сказки является возможность включения всех видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, образовательная деятельность, а также разных видов художественной деятельности (рисование под музыку образов сказки, элементов декораций, художественное слово, театр). В процессе игры дети накапливают опыт восприятия музыки разных эпох в привлекательной для них игровой деятельности, что пополняет их музыкальный тезаурус, «копилку» ценностных впечатлений. По ходу игры дети приобретают необходимые умения и навыки исполнительской и творческой деятельности (пение, ритмопластика, игра на инструментах, развиваются музыкальные и творческие способности.

Рассмотрим методику (этапы) разучивания музыкальной игры-сказки.

1. Первый этап — ознакомительный. Необходимо донести до ребенка смысл, содержание сказки, помочь прочувствовать выразительность музыкальных характеристик образов. Чтобы заинтересовать детей, взрослый выразительно читает сказку, затем предлагает послушать ее с музыкой. Этот этап включает в себя слушание музыки, беседу о ее соответствии образам сказки. При наличии аудиозаписи текста с музыкой, важно прослушать готовую сказку целиком, затем слушать ее фрагментами, беседуя о характере образов, переданных в музыке. Уже на этом этапе можно предоставить детям возможность пробовать свои силы в создании ритмопластических образов, обсуждая варианты наиболее выразительных движений, наиболее соответствующих музыке и персонажу сказки.

2. Второй этап — поисково-творческий. На этом этапе решается задача вслушивания в музыку, различения и запоминания музыкальных характеристик образов сказки и поиск вариантов передачи настроений музыки в движениях. Все дети исполняют одновременно одну роль, каждый по-своему «проживая» ее, выражая свое отношение, свои чувства и переживания. По ходу игры обсуждаются различные варианты, наиболее выразительные «находки» детей в передаче образов сказки.

На этом этапе дети меняются ролями, пробуя свои силы в создании всех образов сказки. С помощью упражнений (в том числе и соревновательного типа) они пополняют свой запас выразительных движений. Если предполагается использовать в сказке зафиксированные танцы или их элементы, движения постепенно разучиваются с детьми. Важно не допускать при этом натаскивания, многократных повторений, чтобы не навредить радостной атмосфере творческого поиска, не притупить интерес к игре, к музыке. Отметим, что в такой привлекательной деятельности — игре-сказке с музыкой — дети легче и охотнее овладевают новыми движениями, вариативно закрепляют имеющиеся у них умения. Разучивание сказки может быть включено в занятие в виде его раздела, либо оно проводится в виде игры-занятия.

3. Третий этап — творческий. Дети выбирают себе роли. Сказка проигрывается фрагментами и целиком. На этом этапе дети уже овладели различными способами передачи образов, происходит закрепление и творческое применение усвоенного. В самостоятельной деятельности музыкальная игра-сказка может применяться параллельно с занятиями. Особенно это эффективно именно на третьем этапе, когда дети уже освоили игру — познакомились с музыкальными характеристиками образов и, меняясь ролями, самостоятельно играют в сказку в свободное от занятий время. При этом дети запоминают и безошибочно узнают музыку, характеризующую каждого героя, более свободно чувствуют себя в разных ролях. После такого творческого применения игры в самостоятельной деятельности, детям уже не требуется напоминать, когда им нужно вступать со своей ролью, они ориентируются сами, опираясь на знание музыкальных характеристик.

Таким образом, в действие музыкальной игры-сказки могут быть включены все виды музыкальной деятельности детей : восприятие, исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, творчество (все его виды, музыкально-образовательная деятельность.

Музыкальные игры, положенные на сказочный сюжет увлекают детей музыкально-игровой деятельностью. Ребенок проявляет интерес к музыкальным играм со сказочным сюжетом, приобретает опыт переживания музыки и сказки, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни.

Подобные музыкальные игры-сказки легко переносятся в самостоятельную деятельность детей. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности в художественно-творческую зону группы вносятся картонажные настольные театры. Дети включаются в сказку, берут на себя некоторые роли или роль ведущего в проведении игр. Ребенок проявляет себя в творчестве. Он импровизирует, размышляет, эмоционально реагирует на происходящее в действии, сопереживает, играет.

Предлагаем несколько вариантов музыкальных игр-сказок. Роль рассказчика исполняет музыкальный руководитель.

«Три поросенка» по мотивам английской народной сказки

Декорации и атрибуты: картонные деревца, домик; поросята – игрушки разной величины – большой, средний и маленький; деревянные молоточки; карточки с изображением музыкальных инструментов; детские музыкальный инструменты.

Ход игры:

Рассказчик : Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Звали их Нуф-Нуф, Ниф-Ниф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, нежились в лужах, плясали и пели.

«Поросята учатся плясать» - развитие ритмического слуха. Задача игроков - повторить за взрослым несложный ритм с речевой поддержкой, например: хлоп, хлоп, хлоп, топ, топ. Второй вариант – повторить ритм, отстукивая игрушкой – поросенком по столу; третий вариант – при правильном повторении ритма игрушка - поросенок выглядывает из-за деревца; четвертый вариант - один поросенок учит другого танцевать – один ребенок задает несложный ритм – другой повторяет).

«Поросята поют» - развитие звуковысотного слуха. Задача игроков -услышать звуки разной высоты и определить у поросят голоса низкий - у большого, средний – у среднего, высокий – у маленького.

Рассказчик : Построили они себе на ветке дерева качели и качались все лето, пока не наступила осень. Когда поросята смастерили себе домики из веток и соломы, они подразнили Наф-Нафа, который строил домик из камней и пошли гулять. И по дороге играли на разных музыкальных инструментах.

«Угадай, на чем играют поросята» - развитие тембрового слуха. Задача игроков – услышать и угадать музыкальный инструмент не называя его, а показывая соответствующую карточку.

Рассказчик : И вдруг они увидели самого настоящего живого волка. Он стоял за большим деревом и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у Ниф-Нифа и Нуф- Нуфа по спинам пробежал холодок и мелкие их хвостики задрожали. Бедные поросята не могли пошевелиться от страха. Но вдруг опомнились, бросили музыкальные инструменты и пустились наутек. Когда волк развалил домики из соломы и из веток, он быстро бросился бежать за поросятами, нагоняя их огромными скачками. Братья подбежали к домику Наф-Нафа и увидели лесенку у крыльца. Они были так напуганы, что бегали по лесенке вверх и вниз и не могли остановиться.

«Лесенка» - развитие звуковысотного слуха. Задача игроков – определить на слух, поднимаются поросята в домик по лесенке или спускаются. Мелодия на металлофоне исполняется поступенно вверх или вниз.

Рассказчик : Волк рыскал по лесу. Он был уверен, что в этот раз поросятам от него не уйти.

«Волк ищет поросят» - развитие диатонического слуха. Задача игроков – по силе звучания определенного инструмента - громко, тихо, громче, тише –угадать, близко ли волк подбежал к домику Наф-Нафа.

Рассказчик : Волк пытался дуть, чтобы снести дом, но только посинел от натуги. Он увидел трубу и попытался влезть через нее в дом, и тут же, черный, как трубочист волк бултыхнулся прямо в котел с кипящей водой. Когда волк с диким ревом вылетел в трубу, обратно на крышу, он скатился с нее и бросился в лес. А три брата, три маленьких поросенка развеселились, стали петь и плясать.

«Угадай, что поросята делают в домике» - развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков – прослушать музыку, назвать жанр, выполнить движения под эту музыку.

Рассказчик : С этих пор братья дружно живут под одной крышей.

«Красная Шапочка и Серый волк» по мотивам сказки Ш. Перро

Атрибуты и декорации: игрушки – Красная Шапочка, волк, картонные деревья, изображающие лес, домик; цветы; детские шумовые и музыкальные инструменты (по паре).

Ход игры:

Рассказчик : Жила – была в деревне девочка, звали ее Красная Шапочка. Однажды мама напекла пирожков и отправила Красную Шапочку навестить больную бабушку.

Идет она лесом, а навстречу ей Серый волк.

- Куда ты, девочка, идешь?

- Я иду к бабушке, несу ей пирожки, да горшочек масла. Да еще у меня есть музыкальные инструменты – бабушка у меня веселая, музыку любит.

- А далеко – ли живет твоя бабушка?

- Вон там, за лесом, в крайней избушке.

- У, так и мне надо навестить бабушку. Ты иди по этой тропинке, а я – по той.

«Кто как идет?» - развитие ритмического слуха. Задача игроков – услышать удары в бубен медленные и быстрые, определить – бежит волк или идет Красная Шапочка.

Рассказчик : Шла Красная Шапочка лесом, по тропинке, рвала цветочки, плела венки, напевала песни.

«Угадай песню» - развитие восприятия и музыкальной памяти. Игроки слушают мелодию песни на металлофоне или в записи, называют, за правильный ответ получают цветок.

Рассказчик : Шла она, шла, да и заблудилась. Стала аукаться.

«Эхо» - развитие звуковысотного слуха. Задача игроков, используя в игре песню Е. Тиличеевой «Эхо», «аукаться» друг с другом на определенном интервале.

Рассказчик : Вот и Красная Шапочка. А не потеряла ли она свою корзинку?

Давайте проверим, все ли музыкальные инструменты на месте.

«Определи инструмент» - развитие тембрового и динамического слуха. Задача игроков – услышать звучание предлагаемого инструмента, найти у себя такой же и сыграть на нем.

Рассказчик : Волк тоже пел свою песню – длинную и короткую, тихую и громкую.

«Отгадай». Задача игроков - угадывать звуки по длительности и динамике.

Рассказчик : Волк пустился бежать по самой короткой дороге. А бабушка была в это время дома. Что же она делала?

«Песня, танец, марш» - развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков - прослушать музыку и определить, что делает бабушка.

Рассказчик : Волк кинулся на бабушку и разом проглотил ее. И Красную Шапочку он тоже одним махом проглотил. Неподалеку по лесу проходили охотники, услышали шум, вбежали в избушку и убили волка. Они вспороли волку брюхо и оттуда вышли бабушка и Красная Шапочка живые и невредимые.

«Кот, Петух и Лиса» по мотивам русской народной сказки.

Декорации и атрибуты: игрушки – Кот, Петух, Лиса; детские музыкальные и шумовые инструменты (по два одинаковых).

Ход игры:

Рассказчик : В лесу, в маленькой избушке жили-были Кот да Петух. Кот пел свою песенку – «мяу», «мур», а когда сердился на Петушка, то фыркал – «ф», а Петушок будил Кота по утрам и всегда пел одну песню – звонкую, громкую – «кукареку» (дети имитируют звукоподражания).

Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Проведала про то Лиса, и захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко и запела:

«Петушок, Петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку» (ребенок отстукивает ритм песенки на треугольнике и исполняет её). Петушок выглянул, а она его цап-царап – схватила и понесла.

Как бежала лиса – быстро или медленно? (рассказчик играет на бубне ударами и звенит, дети угадывают). А бежала она по ровненькой дорожке или по камушкам? (ребенок ударяет по деревянной коробочке, дети угадывают и отвечают) В горку или с горочки? (ребенок проигрывает на металлофоне поступенное движение мелодии вверх и вниз, дети угадывают и отвечают).

Петушок испугался и закричал:

-Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы, Котик-братик, выручи меня!

Кот недалеко был, услыхал, помчался за Лисой и отнял Петушка.

На другой день случилась та же история. Петушок выглянул в окошко, а Лиса его цап-царап, схватила и понесла. Как Петушок ни плакал, ни кричал - не услышал его Кот.

Приходит Кот, а Петушка то и нет. Надо друга выручать. Пошел Кот на базар, купил себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером, да музыкальные инструменты. Идет по лесу, на разных инструментах играет (ребенок за ширмой играет ритм на определенном детском шумовом инструменте, остальные угадывают и повторяют на таком же)

Звери удивляются – откуда у нас такой музыкант появился?

А Кот высмотрел лисий дом, встал на крылечко, заиграл на дудочке песню (рассказчик играет РНП «Во поле береза стояла», «Калинка», «Во саду ли, в огороде» - дети угадывают).

Лиса и говорит Петушку:

- Ступай, Петя, посмотри, кто меня зовет, да скорей возвращайся.

Петя-петушок выскочил на крыльцо, а Кот схватил его да понесся домой что было мочи. С тех пор опять Кот да Петух живут вместе.

Важно отметить, что музыкальные игры – сказки, разучиваемые с детьми, требуют от музыкального руководителя такой организации, при которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество деятельности.

Таким образом, для того чтобы игры вызывали у детей желание петь, слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, игры должны быть оформлены очень красочно, отличаться разнообразием. Только в этом случае будут выполняться непосредственные задачи, стоящие перед игрой, такие, как: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоты, темпа, динамики, ритма, координации движений; воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.

Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Игры-драматизации по мотивам русских народных сказок с детьми раннего возрастаИгры-драматизации по мотивам русских народных сказок с детьми раннего возраста Игры-драматизации способствуют развитию речи детей раннего возраста, формированию у них коммуникативных навыков, познавательной активности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Музыкальные игры по мотивам народных сказок как средство развития музыкально-ритмической деятельности»
Опубликовано: 17 апреля 2024 в 16:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД