Папки-передвижки

Семинар-практикум «Музыкальные игры по мотивам народных сказок как средство развития музыкально-ритмической деятельности»

Татьяна Кобзарь
Семинар-практикум «Музыкальные игры по мотивам народных сказок как средство развития музыкально-ритмической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальные игры по мотивам народных сказок как средство развития музыкально-ритмической деятельности

Современное общество выдвигает все больше требований к образованию ребенка-дошкольника, это приводит к тому, что снижается двигательная активность детей. Вместо активных прогулок на свежем воздухе или занятий спортом, дети все чаще проводят время за письменным столом, у телевизора, с планшетом в руках. Поэтому актуальная задача родителей и педагогов в первую очередь сохранить здоровье детей.

Публикация «Семинар-практикум „Музыкальные игры по мотивам народных сказок как средство развития музыкально-ритмической деятельности“» размещена в разделах

Так же у детей остается все меньше времени на игры – ведущую деятельность для дошкольника. Именно в игре ребёнок развивается, у него формируются те качества личности, от которых в последствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, умение взаимодействовать с социумом.

Музыкальная игра является важным средством развития музыкально-ритмической деятельности дошкольника.

Основная цель музыкально - ритмической деятельности дошкольников - всестороннее, гармоничное развитие ребенка, обеспечивающее укрепление здоровья средствами танцевально - игровой гимнастики, формирование привычки к здоровому образу.

Выполнение музыкально-ритмических движений в процессе организации музыкальной деятельности помогает различению детьми особенностей музыкальной речи : выразительных интонаций, фраз, формы, темповых, динамических изменений, пауз, акцентов, оттенков настроения, т. е. способствует развитию осознанности музыкального восприятия.

Сегодня мы поговорим о музыкальных играх на основе народных сказок, которые способствуют развитию музыкально-ритмической деятельности дошкольника.

Сказка — это один из любимых детьми видов художественного творчества. Сказка, озвученная музыкой, привлекательна для ребенка вдвойне, так как эмоциональное содержание музыки усиливает впечатления ребенка, позволяет ему выразить свое отношение к героям, самой музыке в свободных творческих игровых действиях.

Музыкальная игра-сказка представляет собой развернутую творческую сюжетно-ролевую игру, являющуюся высшим интегрированным видом игры, объединяющим разные виды искусства — музыку, литературу, изобразительное искусство, театр.

Музыка в такой игре является эмоциональным стержнем, побуждающим ребенка выразить свое отношение к ней, героям и событиям сказки с помощью разных видов музыкальной деятельности, прежде всего, ритмопластики. По ходу сказки дети слушают музыку, передавая ее характер в ритмопластических импровизациях, в танцах (с фиксированными движениями или свободными, песнях и песенных импровизациях, в игре на музыкальных инструментах.

Особенностью музыкальной игры-сказки является возможность включения всех видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, образовательная деятельность, а также разных видов художественной деятельности (рисование под музыку образов сказки, элементов декораций, художественное слово, театр). В процессе игры дети накапливают опыт восприятия музыки разных эпох в привлекательной для них игровой деятельности, что пополняет их музыкальный тезаурус, «копилку» ценностных впечатлений. По ходу игры дети приобретают необходимые умения и навыки исполнительской и творческой деятельности (пение, ритмопластика, игра на инструментах, развиваются музыкальные и творческие способности.

Рассмотрим методику (этапы) разучивания музыкальной игры-сказки.

1. Первый этап — ознакомительный. Необходимо донести до ребенка смысл, содержание сказки, помочь прочувствовать выразительность музыкальных характеристик образов. Чтобы заинтересовать детей, взрослый выразительно читает сказку, затем предлагает послушать ее с музыкой. Этот этап включает в себя слушание музыки, беседу о ее соответствии образам сказки. При наличии аудиозаписи текста с музыкой, важно прослушать готовую сказку целиком, затем слушать ее фрагментами, беседуя о характере образов, переданных в музыке. Уже на этом этапе можно предоставить детям возможность пробовать свои силы в создании ритмопластических образов, обсуждая варианты наиболее выразительных движений, наиболее соответствующих музыке и персонажу сказки.

2. Второй этап — поисково-творческий. На этом этапе решается задача вслушивания в музыку, различения и запоминания музыкальных характеристик образов сказки и поиск вариантов передачи настроений музыки в движениях. Все дети исполняют одновременно одну роль, каждый по-своему «проживая» ее, выражая свое отношение, свои чувства и переживания. По ходу игры обсуждаются различные варианты, наиболее выразительные «находки» детей в передаче образов сказки.

На этом этапе дети меняются ролями, пробуя свои силы в создании всех образов сказки. С помощью упражнений (в том числе и соревновательного типа) они пополняют свой запас выразительных движений. Если предполагается использовать в сказке зафиксированные танцы или их элементы, движения постепенно разучиваются с детьми. Важно не допускать при этом натаскивания, многократных повторений, чтобы не навредить радостной атмосфере творческого поиска, не притупить интерес к игре, к музыке. Отметим, что в такой привлекательной деятельности — игре-сказке с музыкой — дети легче и охотнее овладевают новыми движениями, вариативно закрепляют имеющиеся у них умения. Разучивание сказки может быть включено в занятие в виде его раздела, либо оно проводится в виде игры-занятия.

3. Третий этап — творческий. Дети выбирают себе роли. Сказка проигрывается фрагментами и целиком. На этом этапе дети уже овладели различными способами передачи образов, происходит закрепление и творческое применение усвоенного. В самостоятельной деятельности музыкальная игра-сказка может применяться параллельно с занятиями. Особенно это эффективно именно на третьем этапе, когда дети уже освоили игру — познакомились с музыкальными характеристиками образов и, меняясь ролями, самостоятельно играют в сказку в свободное от занятий время. При этом дети запоминают и безошибочно узнают музыку, характеризующую каждого героя, более свободно чувствуют себя в разных ролях. После такого творческого применения игры в самостоятельной деятельности, детям уже не требуется напоминать, когда им нужно вступать со своей ролью, они ориентируются сами, опираясь на знание музыкальных характеристик.

Таким образом, в действие музыкальной игры-сказки могут быть включены все виды музыкальной деятельности детей : восприятие, исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, творчество (все его виды, музыкально-образовательная деятельность.

Музыкальные игры, положенные на сказочный сюжет увлекают детей музыкально-игровой деятельностью. Ребенок проявляет интерес к музыкальным играм со сказочным сюжетом, приобретает опыт переживания музыки и сказки, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни.

Подобные музыкальные игры-сказки легко переносятся в самостоятельную деятельность детей. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности в художественно-творческую зону группы вносятся картонажные настольные театры. Дети включаются в сказку, берут на себя некоторые роли или роль ведущего в проведении игр. Ребенок проявляет себя в творчестве. Он импровизирует, размышляет, эмоционально реагирует на происходящее в действии, сопереживает, играет.

Предлагаем несколько вариантов музыкальных игр-сказок. Роль рассказчика исполняет музыкальный руководитель.

«Три поросенка» по мотивам английской народной сказки

Декорации и атрибуты: картонные деревца, домик; поросята – игрушки разной величины – большой, средний и маленький; деревянные молоточки; карточки с изображением музыкальных инструментов; детские музыкальный инструменты.

Ход игры:

Рассказчик : Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Звали их Нуф-Нуф, Ниф-Ниф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, нежились в лужах, плясали и пели.

«Поросята учатся плясать» - развитие ритмического слуха. Задача игроков - повторить за взрослым несложный ритм с речевой поддержкой, например: хлоп, хлоп, хлоп, топ, топ. Второй вариант – повторить ритм, отстукивая игрушкой – поросенком по столу; третий вариант – при правильном повторении ритма игрушка - поросенок выглядывает из-за деревца; четвертый вариант - один поросенок учит другого танцевать – один ребенок задает несложный ритм – другой повторяет).

«Поросята поют» - развитие звуковысотного слуха. Задача игроков -услышать звуки разной высоты и определить у поросят голоса низкий - у большого, средний – у среднего, высокий – у маленького.

Рассказчик : Построили они себе на ветке дерева качели и качались все лето, пока не наступила осень. Когда поросята смастерили себе домики из веток и соломы, они подразнили Наф-Нафа, который строил домик из камней и пошли гулять. И по дороге играли на разных музыкальных инструментах.

«Угадай, на чем играют поросята» - развитие тембрового слуха. Задача игроков – услышать и угадать музыкальный инструмент не называя его, а показывая соответствующую карточку.

Рассказчик : И вдруг они увидели самого настоящего живого волка. Он стоял за большим деревом и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у Ниф-Нифа и Нуф- Нуфа по спинам пробежал холодок и мелкие их хвостики задрожали. Бедные поросята не могли пошевелиться от страха. Но вдруг опомнились, бросили музыкальные инструменты и пустились наутек. Когда волк развалил домики из соломы и из веток, он быстро бросился бежать за поросятами, нагоняя их огромными скачками. Братья подбежали к домику Наф-Нафа и увидели лесенку у крыльца. Они были так напуганы, что бегали по лесенке вверх и вниз и не могли остановиться.

«Лесенка» - развитие звуковысотного слуха. Задача игроков – определить на слух, поднимаются поросята в домик по лесенке или спускаются. Мелодия на металлофоне исполняется поступенно вверх или вниз.

Рассказчик : Волк рыскал по лесу. Он был уверен, что в этот раз поросятам от него не уйти.

«Волк ищет поросят» - развитие диатонического слуха. Задача игроков – по силе звучания определенного инструмента - громко, тихо, громче, тише –угадать, близко ли волк подбежал к домику Наф-Нафа.

Рассказчик : Волк пытался дуть, чтобы снести дом, но только посинел от натуги. Он увидел трубу и попытался влезть через нее в дом, и тут же, черный, как трубочист волк бултыхнулся прямо в котел с кипящей водой. Когда волк с диким ревом вылетел в трубу, обратно на крышу, он скатился с нее и бросился в лес. А три брата, три маленьких поросенка развеселились, стали петь и плясать.

«Угадай, что поросята делают в домике» - развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков – прослушать музыку, назвать жанр, выполнить движения под эту музыку.

Рассказчик : С этих пор братья дружно живут под одной крышей.

«Красная Шапочка и Серый волк» по мотивам сказки Ш. Перро

Атрибуты и декорации: игрушки – Красная Шапочка, волк, картонные деревья, изображающие лес, домик; цветы; детские шумовые и музыкальные инструменты (по паре).

Ход игры:

Рассказчик : Жила – была в деревне девочка, звали ее Красная Шапочка. Однажды мама напекла пирожков и отправила Красную Шапочку навестить больную бабушку.

Идет она лесом, а навстречу ей Серый волк.

- Куда ты, девочка, идешь?

- Я иду к бабушке, несу ей пирожки, да горшочек масла. Да еще у меня есть музыкальные инструменты – бабушка у меня веселая, музыку любит.

- А далеко – ли живет твоя бабушка?

- Вон там, за лесом, в крайней избушке.

- У, так и мне надо навестить бабушку. Ты иди по этой тропинке, а я – по той.

«Кто как идет?» - развитие ритмического слуха. Задача игроков – услышать удары в бубен медленные и быстрые, определить – бежит волк или идет Красная Шапочка.

Рассказчик : Шла Красная Шапочка лесом, по тропинке, рвала цветочки, плела венки, напевала песни.

«Угадай песню» - развитие восприятия и музыкальной памяти. Игроки слушают мелодию песни на металлофоне или в записи, называют, за правильный ответ получают цветок.

Рассказчик : Шла она, шла, да и заблудилась. Стала аукаться.

«Эхо» - развитие звуковысотного слуха. Задача игроков, используя в игре песню Е. Тиличеевой «Эхо», «аукаться» друг с другом на определенном интервале.

Рассказчик : Вот и Красная Шапочка. А не потеряла ли она свою корзинку?

Давайте проверим, все ли музыкальные инструменты на месте.

«Определи инструмент» - развитие тембрового и динамического слуха. Задача игроков – услышать звучание предлагаемого инструмента, найти у себя такой же и сыграть на нем.

Рассказчик : Волк тоже пел свою песню – длинную и короткую, тихую и громкую.

«Отгадай». Задача игроков - угадывать звуки по длительности и динамике.

Рассказчик : Волк пустился бежать по самой короткой дороге. А бабушка была в это время дома. Что же она делала?

«Песня, танец, марш» - развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков - прослушать музыку и определить, что делает бабушка.

Рассказчик : Волк кинулся на бабушку и разом проглотил ее. И Красную Шапочку он тоже одним махом проглотил. Неподалеку по лесу проходили охотники, услышали шум, вбежали в избушку и убили волка. Они вспороли волку брюхо и оттуда вышли бабушка и Красная Шапочка живые и невредимые.

«Кот, Петух и Лиса» по мотивам русской народной сказки.

Декорации и атрибуты: игрушки – Кот, Петух, Лиса; детские музыкальные и шумовые инструменты (по два одинаковых).

Ход игры:

Рассказчик : В лесу, в маленькой избушке жили-были Кот да Петух. Кот пел свою песенку – «мяу», «мур», а когда сердился на Петушка, то фыркал – «ф», а Петушок будил Кота по утрам и всегда пел одну песню – звонкую, громкую – «кукареку» (дети имитируют звукоподражания).

Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Проведала про то Лиса, и захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко и запела:

«Петушок, Петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку» (ребенок отстукивает ритм песенки на треугольнике и исполняет её). Петушок выглянул, а она его цап-царап – схватила и понесла.

Как бежала лиса – быстро или медленно? (рассказчик играет на бубне ударами и звенит, дети угадывают). А бежала она по ровненькой дорожке или по камушкам? (ребенок ударяет по деревянной коробочке, дети угадывают и отвечают) В горку или с горочки? (ребенок проигрывает на металлофоне поступенное движение мелодии вверх и вниз, дети угадывают и отвечают).

Петушок испугался и закричал:

-Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы, Котик-братик, выручи меня!

Кот недалеко был, услыхал, помчался за Лисой и отнял Петушка.

На другой день случилась та же история. Петушок выглянул в окошко, а Лиса его цап-царап, схватила и понесла. Как Петушок ни плакал, ни кричал - не услышал его Кот.

Приходит Кот, а Петушка то и нет. Надо друга выручать. Пошел Кот на базар, купил себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером, да музыкальные инструменты. Идет по лесу, на разных инструментах играет (ребенок за ширмой играет ритм на определенном детском шумовом инструменте, остальные угадывают и повторяют на таком же)

Звери удивляются – откуда у нас такой музыкант появился?

А Кот высмотрел лисий дом, встал на крылечко, заиграл на дудочке песню (рассказчик играет РНП «Во поле береза стояла», «Калинка», «Во саду ли, в огороде» - дети угадывают).

Лиса и говорит Петушку:

- Ступай, Петя, посмотри, кто меня зовет, да скорей возвращайся.

Петя-петушок выскочил на крыльцо, а Кот схватил его да понесся домой что было мочи. С тех пор опять Кот да Петух живут вместе.

Важно отметить, что музыкальные игры – сказки, разучиваемые с детьми, требуют от музыкального руководителя такой организации, при которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество деятельности.

Таким образом, для того чтобы игры вызывали у детей желание петь, слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, игры должны быть оформлены очень красочно, отличаться разнообразием. Только в этом случае будут выполняться непосредственные задачи, стоящие перед игрой, такие, как: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоты, темпа, динамики, ритма, координации движений; воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.

Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Игры-драматизации по мотивам русских народных сказок с детьми раннего возрастаИгры-драматизации по мотивам русских народных сказок с детьми раннего возраста Игры-драматизации способствуют развитию речи детей раннего возраста, формированию у них коммуникативных навыков, познавательной активности,.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Планирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июньПланирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июнь Планирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июнь 1-я неделя Тема: День России Цель: Воспитание любви к Родине,.

Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа)Рисование по мотивам русских народных сказок (подготовительная группа) Безусловно, все дети любят сказки. С самых ранних лет ребёнок знакомится в первую очередь с русскими народными сказками. Дети становятся.

Семинар-практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности»Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности» Современные нетрадиционные технологии в изодеятельности как средство художественно-эстетического развития. Добрый день, уважаемые коллеги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Музыкальные игры по мотивам народных сказок как средство развития музыкально-ритмической деятельности»
Опубликовано: 17 апреля 2024 в 16:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Музыкальные игры по мотивам народных сказок как средство развития музыкально-ритмической деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кобзарь (УИ 1819527) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД