Тхамокова Мадина
Семинар-практикум Организация активной, развивающей, предметно-пространственной, творческой среды
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Прежде чем мы перейдем к работе, в рамках семинара-практикума, предлагаю вам синквейн-загадку, отгадав которую вы определите, о чем сегодня пойдет речь.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
…
Насыщенная, безопасная.
Развивает, мотивирует, обновляется.
Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка.
«Мир вокруг».
Публикация «Семинар-практикум Организация активной, развивающей, предметно-пространственной, творческой среды» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- Темочки
Итак, тема нашей встречи «Организация активной, развивающей, предметно- пространственной, творческой среды в группе в соответствии с ФГОС ДО».
Перед вами на экране высказывание, которое принадлежит Елизавете Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому, профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена:
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».
Действительно, я думаю, вы согласитесь со мной: всё, что окружает ребёнка - формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.
Поэтому одна из главных задач воспитателя - создать такие условия, которые позволят каждому ребенку:
- найти свое занятие по душе,
- поверить в свои силы и способности,
- научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
А для этого необходимо уделять особое внимание развивающей предметно-пространственной среде.
2. Методические рекомендации по созданию ПРС по образовательным областям.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день очень актуальный и связан с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС, программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому, мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно притерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. В стандарте четко прописаны принцы развивающей среды, она должна быть:
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
Рассмотрим каждый из перечисленных критериев.
1) Насыщенность.
РППС должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
• Коллеги, как мы уже знаем, наша образовательная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Назовите, какие образовательные области отражены в содержании Программы в соответствии с ФГОС ДО?
Образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Таким образом, и развивающая предметно-пространственная среда строится по 5 образовательным областям.
• Задание: предлагаю вам распределить центры детской активности по отношению к той или иной образовательной области.
Социально-коммуникативное развитие :
- Центр «Моя безопасность».
- Центр патриотического воспитания.
- Центр для организации сюжетно-ролевых игр.
- Центр «Мы дежурим».
- Центр психологической разгрузки («Уголок уединения»).
Познавательное развитие :
- Центр познания.
- Центр природы.
- Центр детского экспериментирования.
- Центр занимательной математики.
Речевое развитие :
- Центр детской книги.
- Центр речевого развития.
- Центр театрализации.
Художественно-эстетическое развитие :
- Центр музыкального развития.
- Центр детского творчества.
- Центр строительных игр.
Физическое развитие :
- Физкультурно-оздоровительный центр.
• Следующее задание, нужно определить, какой развивающий центр представлен набором предметов (на столе набор из нескольких предметов – центр речевого развития, центр математического развития, физкультурно-оздоровительный центр).
Хочу обратить ваше внимание, что каждый центр должен иметь маркер (это знак для визуального ориентира детей, обозначающий игровой центр в группе) - графический и/или кукла-персонаж. Маркер размещается на уровне глаз ребенка и должен быть понятен для него.
• Задание – с помощью цветной бумаги и фломастеров за 3 минуты изготовить маркер любого центра детской активности. Задача другой команды – узнать маркер, какого центра представлен их вниманию.
Также обращаю ваше внимание, что следует избегать перенасыщенности игровых центров, например:
- много видов театра выставлены сразу;
- обилие кукол в национальных костюмах в патриотическом уголке;
- большое количество книг в детской библиотеке;
- одинаковые комнатные цветы в уголке природы.
Оптимальное количество предметов для восприятия будет способствовать поддержанию познавательного интереса у ребенка.
2) Трансформируемость.
РППС должна изменяться в зависимости от:
- образовательной ситуации (например, смена содержания центров в зависимости от тематического периода, так материал по ознакомлению детей с Великой Отечественной войной не целесообразно размещать в центре патриотического воспитания в течении всего учебного года);
- меняющихся интересов и возможностей детей.
• Коллеги, в целях безопасности пребывания детей в детском саду мебель в групповых помещениях закреплена, как в данном случае вы можете изменить РППС?
3) Полифункциональность материалов предполагает :
- возможность разнообразного использования составляющих предметной среды;
- наличие предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности.
Например, напольная ширма может использоваться для театрализованной деятельности детей, для размещения наглядного материала, для возможности разграничения пространства, для организации двигательной активности детей (для подлезания).
• Задание- подумайте и скажите, как и в каких центрах детской активности можно использовать :
- пирамиду,
4) Вариативность среды предполагает :
- наличие различных пространств для организации различных видов детской деятельности (для игры, конструирования, уединения и пр.) – по сути, это - организация разных центров детской активности, а также разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей.
(Обращаю ваше внимание, что при этом необходимо учитывать половые различия детей, т. е. содержание РППС должно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков).
- периодическую сменяемость игрового материала.
Здесь следует избегать формального подхода к организации пространства и его наполненности: «Куплено – красиво оформлено – расставлено», когда среда выступает «фоном» педагогического процесса.
Важно, что РППС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, т. е. среда не только развивающая, но и развивающаяся. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Важным условием является также то, что в РППС должны быть отражены продукты детского творчества как продукт детской активности в преобразовании среды.
Недооценивание необходимости использования разных материалов и пособий может привести к обеднению детского опыта.
Как это может проявляться:
- если педагог использует один вид материалов за всё время работы, например, одна и та же коллекция или наглядность;
- при чрезмерном наличии однообразных материалов, обусловленном личными предпочтениями педагога, формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или любимому направлению (например, художественной деятельности, экологическому воспитанию).
5) Доступность среды предполагает :
- доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям.
Наглядность, картинки, плакаты должны находиться на уровне глаз ребенка, а расположение атрибутов и игрушек должно быть не выше вытянутой руки ребёнка, для того, чтобы он мог самостоятельно взять нужную ему игрушку и самостоятельно положить ее на место.
Кроме того, данное требование предполагает самостоятельность в выборе ребёнком темы, сюжета игры, необходимых атрибутов, места и времени для организации различных видов игр.
6) Безопасность
• Коллеги, как вы понимаете данное требование (обсуждение)
Данное требование соотносится с требованиями СанПиН, материалы и оборудование, которые используются для формирования предметно-пространственной среды, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат, который подтверждает безопасность материалов и оборудования, т. е. ребенок обеспечивается, такими материалами и оборудованием, при использовании которых, его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
3. Деловая игра «Мы- играя, проверяем, что умеем и что знаем»
Цель: Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно - пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии ФГОС».
1 задание «Разминка»
1 команда:
Вопрос: Какие принципы учитываются в построении среды?
Ответ:
Принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, трансформируемости, доступности.
2 команда:
Вопрос: Как вы понимаете полифункциональность и трансформируемость?
Ответ: Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметно-развивающей среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2 задание.
Командам раздаются листочки с заданиями. Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.
1 команда. Младший дошкольный возраст.
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в …
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с … и со …., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль …. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит … благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Ответ: Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
2 команда. Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие … сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя …. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься …. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, …. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
4. Презентация центра детского творчества «Творческая полянка» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО в средней группе.
5. Доклад «Использование интерактивных методов в работе с дошкольниками».
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Это вносит свои изменения в содержание образовательной программы, акцентируя внимание педагогов на развитие социально-коммуникативных, художественно-эстетических, познавательных, речевых способностей детей, а также физической сферы.
На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.
Меняется и усложняется содержание образования, внимание педагогов дошкольного образования должно акцентироваться на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей. Важно не просто дать сумму знаний, а научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей.
Познавательная активность дошкольников — это активность, проявляемая в процессе познания.
Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых, в процессе освоения знаний.
Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение воспитателем, готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Интерактивным обучением является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.
Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:
• активизируется индивидуальная, интеллектуальная активность каждого дошкольника;
• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха;
• формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить :
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.