Получи документы

Семинар-практикум для педагогов «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина»

Надежда Зиновьева
Семинар-практикум для педагогов «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина»

Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления.

Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Развивающие игры Бориса Павловича Никитина“» размещена в разделах

Борис Никитин придумал множество развивающих игр для своих детей. Эти игры за более чем полувековую историю своего существования не утратили ни актуальности, ни востребованности. В них играют в России, Японии, Германии и других странах. «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби» остаются по-прежнему хитами в детских садах.

Игры Никитина помогают раскрыть творческий потенциал ребенка. По мнению самого автора, «там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры) смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка»…

Эти игры прошли боевое крещение родными новатора. По воспоминаниям его внуков и детей, Борис Павлович разрешал им находиться в кабинете во время создания очередной игры. И не просто находиться, а принимать непосредственное участие в процессе: придумать задание, раскрасить детали.

Почему же игры Никитина так популярны? Потому что, они универсальны.

Они имеют невероятно широкий диапазон задач: по сложности, виду деятельности.

Они рассчитаны на любое количество участников: в них можно играть в одиночку и всей группой в детском саду.

• И самое главное отличие от традиционных игр, использующихся в классической системе образования — эти развивающие пособия воспитывают человека думающего, рефлексирующего, который сам учится доходить до истины, без подсказок взрослого.

Их можно сделать в домашних условиях: из картона, бумаги, фанеры.

Все игры Никитина имеют несколько уровней сложности. Каждая игра включает в себя работу с различными фигурами, деталями конструктора.

Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.

Задания расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько: от доступных двухлетнему-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности. Используя в занятиях с ребенком развивающие игры Б. П. Никитина, следует придерживаться определенных принципов:

1. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.

2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

Как играть в игры Никитина

Как писал сам Борис Павлович Никитин, «их нельзя как игрушку просто дать ребенку и сказать: “Играй!” – игра может «не пойти»».

Игры направлены на раннее развитие, поэтому знакомить с ними ребенка можно с малых лет. При этом роли взрослого и ребенка в игре четко определены. Пособия построены не на бездумном следовании инструкции, а на активном поиске ответа. Задача взрослого — довольно сложная: не вмешиваться в игровой процесс, но при этом контролировать ситуацию. Контроль заключается в том, чтобы предлагать игру по возрасту и уровню развития ребенка.

При этом, начинать следует с самых простых игр и заданий, ведь в самом начале пути успех играет ключевое значение. Он стимулирует ребенка, заинтересовывает его.

В том случае, если игра наскучила малышу, не следует настаивать на продолжении игрового сеанса. Сделайте перерыв в месяц или два, и возвращайтесь снова к этому игровому пособию. А в перерыве можно попробовать с ребенком» пройти» другую игру.

Популярные игры Никитина

Рамки и вкладыши Монтессори — это первый шаг в мир интеллектуальных пособий Никитина. 16 рамок, включающих вкладыши в виде геометрических фигур, могут заинтересовать ребенка уже в возрасте года. Цель — подобрать соответствующий вкладыш.

Уникуб — следующая ступень в мир раннего развития. Они рекомендованы с 1,5 лет. 27 деревянных кубиков с цветными гранями откроют для ребенка мир трехмерного пространства. Малыш может придумывать свои композиции, составленные из трехмерных фигур, или воспользоваться предложенными схемами (ближе к 4 годам).

Задания разноплановые: от сложить кубики в коробку таким образом, чтобы все дно стало красным, до собрать красную букву «н» или синюю «п».

Сложи квадрат подойдет детям с двух лет и старше. 12 квадратов предлагается сложить из частей: треугольников, прямоугольников и других. Существует несколько уровней: первый — самый простой, второй — сложный, для детей постарше и самый трудный — третий, он подойдет даже для взрослых! Существует даже нулевой уровень — вынуть части квадартов из доски. Популярная и интересная игра. Ее можно взять с собой в путешествие, занимать детей в свободное время, собирать на скорость.

Сложи узор — это 16 деревянных кубиков, в которых каждая грань имеет свой цвет. Эта игра отличается тем, что здесь нет четких и законченных заданий, как в других играх Никитина.

Начать занятия с ними лучше всего с выкладывания разноцветных дорожек, составления своих узоров. Как и в случае с Уникубом, можно ориентироваться на задания из книг «Чудо-кубики. Альбом с заданиями для игры «Сложи узор» для детей 2-5 лет» и «Чудо-кубики – 2. Альбом с заданиями «Сложи узор» для детей 4-8 лет».

Игра может продолжиться на бумаге, когда вы предложите ребенку срисовывать узоры с кубиков. Это задание направлено на развитие графических способностей и готовит руку к письму.

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков.

Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета:

красный,

желтый,

белый,

синий,

бело-красный,

сине-желтый.

Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий:

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков;

Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют;

И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития.

У детей 1,5 - 2 лет развита способность копировать, они любят делать так, как старшие. Вот эту особенность малыша - схватывать большое, главное, самое заметное - и надо использовать. Кроме того, надо помнить о первых впечатлениях от игры. Совсем не безразлично, как вы высыпали первый раз кубики на стол. Если вы на глазах малыша открыли крышку и - бух! - с грохотом выбросили на стол все кубики сразу так, что они разлетелись в стороны, а малыш даже вздрогнул от неожиданности, то не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием станет точно такое же "бух!" кубиков из коробки, а не складывание "поездов" или "башен" из них.

Но если малышу уже 2 - 4 года, он знает цвета и может найти нужную грань и оценить красоту узора, то прежде, чем дать ему игру, выберите самый привлекательный, на ваш взгляд, узор-задание и сложите заранее по этому узору кубики в коробку. Открывая впервые коробку с кубиками, малыш вместе с вами полюбуется узором:

- Как ты думаешь: мы научимся складывать такие же красивые узоры из кубиков?

- Конечно, научимся!

Так подбадривая малыша, переходите от узора к узору, внимательно замечая и быстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства его действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и внимания могут дать ростки именно здесь, в игре. Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно. Может быть, 5, а может быть и 10 - все зависит от настроения ребенка и его возможностей. Если работа идет споро, доволен и малыш, довольны и вы, значит, все в порядке.

Когда игра для ребенка станет интересной, он сам просит: «Давай поиграем в кубики! Давай складывать узоры!», тогда можно подумать о том, чтобы не просто изредка давать кубики для самостоятельной игры, но и поощрять эту самостоятельность всеми средствами. Тут дело не только в том, что высвободится время взрослых, а в том, что, играя самостоятельно, ребенок учится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы и возможности - в этом начало самостоятельности мышления, очень важной стороны творческих способностей.

Дроби проходят не обязательно в школе. Изучать их можно уже с трех лет, в игровой форме. На трех фанерных дощечках расположены по 4 круга: одинаковые по размеру, но разные по цветам. Первый круг — целый, второй — разрезан на две равные части, третий — на три, — и так вплоть до 12. Пособие позволяет закрепить знание цветов, счета, умения сравнивать предметы.

Среди задач — уложить вряд по одной части всех цветов, найти большую часть, назвать части. В конце предлагается придумать новые задачи.

«Точечки»

Точечки направлены, в первую очередь, на развитие навыков счета, определения цветов. На квадратных разноцветных карточках с нанесенными точками от нуля до десяти предлагается разложить квадраты по цвету и по порядку.

Это 48 квадратов:

синие - точки от 0 до 11, расположенные линейно;

розовые - точки от 0 до 11, расположенные по окружности и в центре;

желтые - точки от 0 до 11, расположенные по треугольнику;

белые - цифры от 0 до 11.

Игра развивает математическое мышление, обучает навыкам классификации, счета и нумерации.

«Точечки» можно показывать ребенку уже с года, он с удовольствием будет пытаться собрать их в стопочки, или засунуть в коробку, или выговорить названия цифр, которые ему постоянно повторяет мама.

Единственное о чем надо позаботится родителям - это укрепить пособие: желательно наклеить точечки на очень толстый картон или ламинировать.

Задания к игре

Разложить квадраты по цвету. Высыпать квадраты на стол, а малышу сказать: «Давай наведем порядок в квадратах!» (лучше на фоне какой-нибудь сказочной ситуации).

Для этого надо:

перевернуть все квадраты лицевой стороной кверху, чтобы видны были точки;

собрать вместе квадраты одного цвета, чтобы вышло четыре стопки;

разложить квадраты в 4 ряда, чтобы каждый ряд был одного цвета.

Разложить квадраты по порядку:

по цвету (рядами);

вынуть из каждого ряда квадрат без точки;

рядом с квадратами без точек положить квадраты с одной точкой (того же цвета).

Разложить розовые квадраты по порядку (сколько сможет ребенок).

Разложить все квадраты по порядку. Если ребенок умеет считать до 10, ему можно предложить разложить сначала один ряд с точками (синий или розовый, а затем перейти к раскладыванию двух и трех рядов одновременно.

Для того чтобы ребенку было легче выполнить это задание, можно помочь ему вопросами:

где лежит квадрат с пятью (шестью, семью, восемью и т. д.) точками?

кто сумеет положить рядом квадраты с цифрами и квадраты с точками по порядку?

кто быстрее разложит все квадраты по порядку?

Время раскладывания всех сорока четырех квадратов в этом случае - решающий критерий. Здесь не только происходит самосовершенствование, но, главное, начинает формироваться навык быстрой систематизации беспорядочно перемешанных предметов. (Подобную работу приходится ежедневно делать почтальонам, библиотекарям, бухгалтерам и многим другим работникам, связанным с систематизацией и каталогами.)

Сколько синих (розовых, желтых, белых) квадратов в одном ряду? Из коробки нужно убрать желтый квадрат без точки и два синих (без точки и с одной точкой). В каком ряду их больше?

Сколько точек на пяти первых синих квадратах (на пяти желтых, розовых?

Сколько точек на шести, семи, восьми, девяти квадратах?

Сколько всего квадратов в игре?

Чему равна сумма чисел на квадратах с числами?

Сколько точек в 3 рядах квадратов?

Что одинакового в квадратах одного ряда?

Придумать новые задания.

Советы:

Когда ребенок осваивает эту игру, следует использовать все возможности для обучения счету: «Принеси еще три чайные ложки», «А сколько у тебя белых пуговичек на курточке?», «Давай сосчитаем сколько у нас ступенек на крылечке», «Достань, пожалуйста, из корзинки еще четыре картофелины» и т. д.

«Внимание»

«Внимание» - это 60 квадратов с разнообразными фигурами различной сложности. Цвет квадрата определяет принадлежность данной фигуры к определенной серии, т. е. сложности.

Игра развивает внимание, зрительную память, точность, аккуратность, навыки счета, графические способности.

В этой игре детям на несколько секунд показывают фигуру, а потом ее прячут. Малыши должны нарисовать фигуру, как можно точнее.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Театральный ринг» Семинар-практикум «Театральный ринг» Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного.

Предметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОСПредметно-развивающая среда. Развивающие игры Б. П. Никитина как средство познавательного интереса в условиях реализации ФГОС Центр ПДД. MG]/upload/blogs/detsad-914927-1511957021.jpg[/IMG] Развивающие игры Б. П. Никитина как средство.

Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом.

Семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Создание музыкальных инструментов из бросового материала для экспериментирования и музицирования в самостоятельной музыкальной деятельности.».

Семинар-практикум для педагогов «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста» Цель: познакомится с приёмами, направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».

Семинар-практикум для педагогов «Конфликт воспитателей и родителей» Семинар – практикум для педагогов на тему: «Конфликт воспитателей и родителей»( 1 слайд) Семинар «Конфликт воспитателей и родителей» (2.

Семинар-практикум для педагогов на тему «Логико-математические игры в развивающей среде ДОО» Цель семинара - практикума: - повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико- математических игр как средства.

Семинар-практикум для педагогов «Оздоровительные голосовые песенки-игры для детей» Семинар-практикум для педагогов «Оздоровительные голосовые песенки-игры для детей»Цель: Совершенствовать работу в ДОУ по музыкальному воспитанию,.

Семинар-практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении» Семинар — практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении» Задачи: 1. Создание доброжелательной атмосферы. 2. Овладение.

Семинар-практикум для педагогов «Способы регуляции психоэмоционального напряжения» Естественные способы регуляции организма и саморегуляция. Выделяют следующие естественные приемы регуляции организма: смех,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина»
Опубликовано: 16 января 2018 в 19:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД