Приложение МААМ

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

Тамара Березова
Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации

педагогического процесса»

МКДОУ «Детский сад №4г. Беслана»

Цель семинара :

• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Публикация «Семинар-практикум по развитию речи „Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса“» размещена в разделах

Задачи:

1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности :

2. побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку;

3. углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования;

План семинара.

1. Мозговой штурм (разминка)

2 Дискуссия с элементами практикума по теме педсовета «Развитие связной речи через творческие формы работы (использование метода мнемотехники, схем-моделей)» Мнемотаблицы, стихотворение,

Расчерченный лист для мнемотаблицы

3. Игры на развитие фантазии и словесного творчества

Игра «увеличение-уменьшение»

Игра «старая сказка на новый лад»

«Придумай историю»

«Небылицы» Волшебная палочка, шкатулка с героями сказок,

Придумать необычное существо и рассказать о нем

Картинки с нелепицами, цветные карандаши

4 Кроссворд по развитию речи

5. Устное народное творчество в развитии речевой активности посредством малых фольклорных форм Скороговорки по 3 для каждой команды,

6. Обмен мнениями. Подведение итогов.

Домашнее задание «Сюжетно-ролевая игра» Поликлиника-Больница-аптека-скорая помощь,

парикмахерская,

столовая-кулинария-кафе

магазин,пожарники,семья, игры с транспортом (самолет,автобус и т. д)

1. МНЕМОТЕХНИКА

МНЕМОНИКА- искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей

Мнемотаблицы- схемы — это

• Обогащение словарного запаса.

• Заучивание стихов.

• Пересказ художественной литературы.

• Обучение составление рассказов.

• Отгадывание и загадывание загадок.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п. (черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна)

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Данную методику используют при отгадывании загадок:

При заучивании стихотворений:

• Чтение стихотворения воспитателем или родителем.

• Беседа о прочитанном.

• Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с параллельным выставлением моделей.

• Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).

• Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образои, весь текс зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Например: при пересказе сказки «Теремок» затруднение составляет запоминание последовательности появления героев, поэтому её мы отображаем в мнемотаблице.

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Благодаря данному виду работы у детей появляется

желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас; появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использование метода мнемотехники позволил мне, как педагогу повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К. Д. Ушинский

Практическое задание: составить мнемотаблицу для пересказывания сказки «Теремок».

Вывод: Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми

Игра «Волшебная палочка»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.

И так первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.

Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;

Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.

Игра «Шкатулка со сказками»

В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.

Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.

Игра «Небылицы»

Раздать черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание найти и закрасить небылицы. Кто быстрее и больше их назовет.

Ответы к тесту

Картинка к тесту «Небылицы».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все небылицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Еще одно направление по развитию речи – устное народное творчество. В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

• Задание показать по одной пальчиковой гимнастике.

Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

• Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Рассказать о методике рассказывания скороговорки Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую - быстро произнести с определённой интонацией.

(по 3 скороговорки для команды)

В заключении командам предлагается разгадать кроссворд и выписать зашифрованное слово.

(прилагается)

Домашнее задание к педсовету.

По жеребьевке воспитатели групп выбирают карточку, в которой указана сюжетно-ролевая игра.

Задание: принести на педсовет атрибуты к игре и показать как играть, какие вопросы задавать детям, как организовать детей к игре.

И в заключение семинара раздаются консультации в родительский уголок всех групп в соответствии с возрастом воспитанников.

Развиваем речь играя (для второй младшей группы)

Игры для развития речи и мышления дошкольников 6-7 лет

Советы родителям по развитию речи детей (2 младшая группа)

Игры по формированию грамматического строя речи у ребёнка 5 -6 лет

Памятка по развитию речи (средняя группа)

Учим буквы, играем в слова (подготовительная группа)

Буклет «Развиваем руку- развиваем речь» (средняя группа)

Выводы по семинару.

Если учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, то мы лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Мнемотехника применяется в виде таких приемов: картинка, на которой изображено слово, словосочетание или целое предложение. Рассматривая мнемокартинку, малыш воспроизводит названия времен года, явлений природы, животных, фруктов, цифр и т. д. Постепенно следует усложнять визуальные символы; цепочка из картинок – 3-4 картинки, размещены в соответственном порядке, которые означают последовательность действий. Обычно такие дорожки из картинок напоминают детям о правилах поведения или обязанностях. Например, помыть руки перед едой, одеться в теплую одежду перед выходом на улицу зимой. Это также могут быть правила игры или правила с кисточкой и красками; мнемотаблицы – следующий этап развития памяти. Мнемотаблица – совокупность логически связанных между собой рисунков, букв, слов и символов. Такой прием подходит для детей 4-6 лет, которые овладели основами чтения или алфавитом. В таблицах может быть зашифрован сюжет сказки или последовательного рассказа; мнемосхемы – схематические изображения объектов, которые дополняются условными знаками и сопровождаются текстом. Так, каждая строчка стиха представлена в виде схемки. Таким способом можно учить с детьми стишки и пословицы с 4-х лет.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям. Познавательное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Семинар-практикум по внедрению ФГОС по образовательным областям. 2 блок «Социально-коммуникативное развитие» Форма проведения: Семинар – практикум. Цель: - повысить компетентность педагогов МБДОУ в области знаний ФГОС ДО способствовать улучшению.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
Опубликовано: 24 октября 2021 в 20:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Березова (УИ 1439753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД