Лучший педагог года

Семинар-практикум «Профилактика профессионального выгорания»

Анна Непялина
Семинар-практикум «Профилактика профессионального выгорания»

Аннотация.

Эффективность работы педагога определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными свойствами, в числе которых - стрессоустойчивость.

В статье представлен опыт работы с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального (профессионального) «выгорания». Данный материал будет полезен всем, кто работает с людьми, а особенно с детьми и родителями воспитанников.

Публикация «Семинар-практикум „Профилактика профессионального выгорания“» размещена в разделах

Цель – способствовать сохранению психического здоровья педагогов МДОУ.

Задачи:

1. Познакомить участников с определением «профессиональное выгорание», стадиями и признаками профессионального выгорания.

2. Диагностика у участников отсутствия или наличия стресса.

3. Поиск ресурсов у участников с целью профилактики профессионального выгорания и сохранению оптимальной работоспособности.

4. Способствовать формированию установки на сохранение и укрепление психического здоровья.

Продолжительность семинара-практикума – 2 часа.

Материалы: анкеты «признаки стресса» на каждого участника, презентация, ноутбук, проектор, полоски бумаги размером 7*20 см., маркеры, скотч бумажный, конфеты приклеенные под стул каждого участника.

Оборудование помещения: стулья, расставленные по кругу.

Ход:

1. Приветствие.

Участники заходят в зал и становятся в круг.

Упражнение “Хоровод”

Участники стоят по кругу, лицом к центру. Один из участников, назначенный ведущим, находится с внешней стороны круга. Двигаясь вдоль линии круга позади стоящих, он выбирает одного из участников, касаясь рукой его плеча, и продолжает свое движение в том же направлении. Выбранный участник начинает двигаться вдоль круга в противоположном направлении, оставив своё место свободным. Таким образом, они идут навстречу друг другу. При встрече они должны поздороваться и сделать комплимент. Повторив имена друг друга 3 раза с разной интонацией или по-разному обращаясь друг к другу, и сделав комплимент, они идут дальше. Тот, кто быстрее достигает свободного места, занимает его и остается в круге. Участник, которому не досталось места в круге, продолжает свое движение, выбирает следующего участника для знакомства и т. д., пока все не поздороваются.

После приветствия педагог-психолог предлагает педагогам расположиться на стульях, которые расставлены по кругу:

- Уважаемые участники, рада приветствовать вам на семинаре. Сегодня мы познакомимся с синдромом «Профессионального выгорания», стадиями выгорания, каждый из вас определит, на какой стадии он находится и в практической части каждый из вас найдет свои ресурсы, которые помогают и поддерживают в жизни и в работе. Тема очень актуальна именно для нашей профессии и сегодня вы поймете почему.

2. Основная часть.

- Синдром профессионального выгорания или еще его называют синдромом эмоционального выгорания, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите эти слова?

Упражнение «Ассоциации».

Участники называют свои ассоциации со словами «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание». Можно говорить слова, чувства, ощущения, образы. Ведущий записывает ответы на флип-чате. Отмечает, что чувства не самые приятные и наносят вред организму и себе и окружающим.

Упражнение для самоисследования:

участникам предлагается ответить на вопросы:

1. На своей работе я похожа на животное …

2. Цвет моего настроения на работе…

3. Когда иду на работу, я думаю о…

4. О своей работе в двух словах…

5. Я люблю свою работу, но …

6. Мои коллеги…

7. Мои дети ….

8. Если я потеряю работу…

9. Если мне предложат новую работу…

10. Когда меня загружают на работе…

11. Я получаю удовольствие на работе, когда…

12. Я не получаю удовольствие на работе, когда…

14. Чтобы не испытывать дискомфорт на работе я …

15. Мои коллеги воспринимают меня как… (4 мин)

Информационный блок.

Синдром профессионального (эмоционального) выгорания – понятие, введенное американским психиатром Фрейдембергом в 1974 году, проявляется нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения с сфере общения с людьми и интеллектуальные нарушения. Состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.

Основная причина – несоответствие требований, предъявляемых работнику (или когда работник сам взял на себя лишнюю нагрузку) его возможностям.

Факторы, способствующие профессиональному (эмоциональному) выгоранию :

высокая рабочая нагрузка;

отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства;

недостаточное вознаграждение за работу, как моральное, так и материальное;

невозможность влиять на принятие важных решений;

двусмысленные, неоднозначные требования к работе;

постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, судебное преследование);

однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность;

необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным;

отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы;

болезнь, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы;

отсроченный результат работы (когда свой вложенный вклад работник видит не сразу);

отсутствие карьерного роста;

необходимость постоянной эмоциональной включенности в работу.

накопление эмоций и невозможность освобождения от них.

- Уважаемые коллеги, посмотрите на данные факторы и определите, какие из них есть в нашей профессии? Можете добавить свои факторы, способствующие выгоранию.

Данный синдром часто встречается в профессиях человек-человек : у врачей, педагогов, воспитателей, работников социальных служб, руководителей – эти профессии находятся в группе риска.

Проявляется в:

- нарастающем безразличии к своим обязанностям и происходящему на работе,

- негативизмом по отношению к детям, сотрудникам,

- ощущением собственной профессиональной несостоятельности,

- неудовлетворенность работой.

По сути это длинный хронический стресс и ведущий к эмоциональному истощению.

Стадии работоспособности и переход к профессиональному выгоранию :

1 стадия – мобилизация. Характеризуется энтузиазмом, повышенной работоспособностью. У работника много идей, желаний что-то сделать, тратит много энергии на минимум результата. Работоспособность быстро падает.

2 стадия – выдерживание. Эта наиболее благоприятная и стабильная стадия, работоспособность у работника хорошая, эмоциональное состояние стабильное. Продуктивность высокая.

Болезнь – это признак перехода на 3 стадию.

3 стадия – астеническая стадия. Появляется усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном, теряется интерес к работе, снижается продуктивность, появляется раздражительность и злоба. Один из признаков – когда человек утром чувствует себя хуже, чем вечером (утром разбитость, подавленность, а вечером подъем энергии и работоспособности).

На этой стадии противопоказан, алкоголь, дополнительная нагрузка (миссия или героизм как норма, не признание чувств.

Что можно делать на работе:

- говорить «нет»,

- не брать дополнительную ответственность,

- не брать работу домой.

При своевременной «помощи» самим себе и организму, можно быстро выйти из этой стадии во вторую.

Когда работник игнорирует данную стадию, не слушает себя и сове тело, и не меняет образ жизни, то большая вероятность перейти на 4 стадию.

4 стадия – адаптация. На этом периоде организм работника приспосабливается к нагрузкам и происходит адаптация к высокому эмоциональному напряжению. Сам человек хорошо себя чувствует, не ощущает выгорания, но напряжение хорошо видно снаружи: родственникам, коллегам, друзьям. Героизм становится нормой и у работника появляются завышенные требования к себе и к работе коллег. Как правило, жизнь такого человека – работа и на остальные потребности времени не хватает, да ему это и не нужно. Благоприятный исход случается тогда, когда близкие заметят эту стадию, и предложат человеку обратиться за помощью (чаще психотерапевтической).

5 стадия – истощение. Человек либо меняет профессию, либо уходит в психическое расстройство.

Таким образом, следует понимать, что это явление (выгорание) таит в себе опасность и гораздо легче заметить его и предупредить, чем иметь не очень приятные последствия.

Какие же меры следует предпринять, чтобы не «уйти»в 4 стадию или как можно дольше оставаться на 2 стадии?

Но перед этой работой, каждый из вас проверит, на какой стадии стресса находится. Для этого необходимо заполнить тест, посчитать баллы и определить стадию стресса (приложение 1).

Упражнение «Пианино».

Цель – поиск поддерживающих ресурсов.

Педагог-психолог предлагает участникам представить, что некий педагог испытывает стресс на работе и предложить все возможные варианты того, что может делать этот человек. Варианты ведущий записывает на отдельных листах и крепит их скотчем друг за другом на доске. Ведущий следит, чтобы были отмечены:

- деструктивные варианты преодоления стресса (алкоголь, курение,

- конструктивные (музыка, просмотр фильмов, отдых на природе и т. д.,

- возможности, где человек может побыть один (уединение, сон, психотерапия,

- или среди людей (встречи с друзьями, походы в кино, семейные вечера,

- варианты выражения творчества (вязание, рисование и любое хобби,

- варианты поддержки физического тела (витамины, спорт, плавание,

- духовное развитие (медитации, самопознание).

После того, как все варианты представлены на доске, ведущий наводящими вопросами подводит к тому, что по форме наклеенный листы похожи на клавиши фортепиано.

- Представляем ситуации:

А) когда в арсенале человека есть только две клавиши (например, сон и просмотр фильмов) (ведущий наклеивает две клавиши на отдельную доску). Как вы думаете, быстро ли человек справится со стрессом? (может быстро, если стресс легкий и непродолжительный, но если стресс продолжительный и сильный, то выход только на этих ресурсах будет продолжительным).

Б) в арсенале человека только одна клавиша и это алкоголь? Когда любой небольшой и большой стресс человек снимает алкоголем? Как быстро можно (и можно ли) выйти из стресса? (невозможно, потому что алкоголь это сильный стимулятор и дополнительный стресс).

В) в арсенале человека есть и спорт, и общение с друзьями, и он позволяет себе побыть одному в лесу, есть семья и хобби. Как вы думаете, легко ли человек такой справится со стрессом?

Таким образом, наша жизнь похожа на мелодию и от нас самих зависит то, на какие клавиши мы нажимаем, и какая музыка жизни звучит в нас самих.

Выводы:

- чем человек внимательнее к себе, тем ему легче заметить первые симптомы усталости;

- чем богаче и шире наши ресурсы, тем легче нам справляться со стрессом и поддерживать оптимальную работоспособность;

- если в наших ресурсах есть разнообразие: и возможности побыть одним и среди близких, есть спорт и увлечения, тем больше шансов восстанавливать продуктивность и психологическое здоровье.

- когда человек позволяет себе выплескивать эмоции (покричать в лесу, посмеяться с друзьями, поплакать) тогда и накопления эмоций не будет возникать и следовательно больше шансов восстановиться после стресса.

Практическая часть.

Ведущий предлагает педагогам написать список своих собственных ресурсов (не менее 20 штук). Ресурсы можно не озвучивать, а самим сделать выводы. Во время работы можно включит спокойную музыку для фона.

Завершение.

Релаксация «Погружение в детство»

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает. Вы можете, услышать посторонние звуки, но они не должны тревожить вас. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку, а в ладошке у него конфета – ваша любимая, вы ее разворачиваете и делите пополам. Вместе, держась за руки, вы идете дальше и вместе смеетесь…

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

Все вы сейчас испытали разные чувства: радости, приятного волнения, легкой грусти.

Чтобы завершить наш семинар, поднимите, пожалуйста, руки, вдохните полной грудью, а теперь слегка наклонитесь влево и левой рукой достаньте под сиденьем стула сюрприз.

(Заранее под сиденье стула скотчем прикрепляется конфетка).

Список использованной литературы:

1. Боровикова С. А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. - М. : Просвещение, 2004. - 151с.

2. Крылова Т. А. Синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности. – Вологда: Легия, 2011.

3. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов : диагностика, тренинги, упражнения /авт. -сост. О. И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.

Публикации по теме:

Тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов» Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов. Задачи: 1. Актуализировать.

Тренинг для педагогов по теме «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Тренинг для педагогов по теме: «Профилактика синдрома профессионального выгорания" Подготовила Недосекова Фануза Зямиловна, педагог-психолог.

Методическая разработка предновогоднего занятия с педагогами в рамках профилактики профессионального выгорания Предлагаю вашему вниманию психопрофилактическое занятие для педагогов «Чудо в наших руках!». Цель занятия: профилактика эмоционального.

Профилактика профессионального выгорания педагоговПрофилактика профессионального выгорания педагогов То, что сегодня принято называть синдромом выгорания, раньше именовалось хронической усталостью. Сейчас для обозначения данного состояния.

Профилактика профессионального выгорания методом мандалотерапии Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога Задачи: 1. Определить, что такое профессиональное.

Семинар-практикум для родителей «Профилактика плоскостопия у детей. Упражнения для укрепления мышц свода стопы».Семинар-практикум для родителей «Профилактика плоскостопия у детей. Упражнения для укрепления мышц свода стопы». Семинар-практикум для родителей: «Профилактика плоскостопия у детей. Упражнения для укрепления мышц свода стопы». Цель: Знакомить родителей.

Синдром профессионального выгорания у педагогов Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным».

Синдром профессионального эмоционального выгорания личности Подобед Е. В., Абрамова А. Е., Котова Е. В. Жизнь без стрессов невозможна. Каждый день мы сталкиваемся с тем или иным проявлением стрессовых.

Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов Тема: Специфика синдрома профессионального выгорания у современных педагогов. Профессиональное выгорание – долговременная стрессовая реакция.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Профилактика профессионального выгорания»
Опубликовано: 23 мая 2018 в 10:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД