Папки-передвижки

Семинар-практикум «Работаем с гиперакивными детьми»

Анастасия Крылова
Семинар-практикум «Работаем с гиперакивными детьми»

Клуб «Молодой педагог»

Семинар-практикум психолога для воспитателей ДОУ: «Работаем с гиперактивными детьми»

ЦЕЛИ : Формирование у педагогов навыков работы с гиперактивными детьми.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить педагогов с особенностями

Публикация «Семинар-практикум „Работаем с гиперакивными детьми“» размещена в разделах

психического и физического развития гиперактивных детей, методами и приемами эффективного взаимодействия с ними;

2. Рассмотреть способы взаимодействия с гиперактивными детьми в ситуациях общения и обучения;

Участники: группа педагогов.

Продолжительность: –1 - 1,5ч.

План:

1. Психологический настрой

2. Теоретический ввод.

4. Работа в группах.

5. Рефлексия

Психологический настрой.

Наш семинар хотелось бы начать с психологической разминки

«Подари улыбку»

Педагог. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

Я предлагаю просмотреть мультфильм «Как Петя Пяточкин слоников считал»

Как вы думаете какая тема нашей встречи?

Мы с вами выходим на тему нашего семинара «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Чтобы почувствовать состояние гиперактивного ребенка, находящегося в обыденной для нашего понимания социальной среде, проведем небольшой эксперимент.

Я прошу выйти в центр зала 3-х человек. Пожалуйста, послушайте внимательно инструкцию и выполните предложенные действия.

Инструкция: Поздоровайтесь с каждым вторым присутствующим в зале человеком и одновременно сосчитайте, сколько предметов квадратной формы в данном помещении и сколько цветов.

- Расскажите, легко ли было выполнить моё поручение?

- Как вы чувствовали себя при выполнении задания (комфортно, ощущали напряжение, дискомфорт и т. д. ?

- Что чувствовали после того как поручение было выполнено (утомление, облегчение, усталость и т. д. ?

Сегодня, мне хотелось бы обратить ваше внимание на детей дошкольного возраста с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, и провести прямую связь между физическими упражнениями и развитием высших психических функций, умственных способностей ребенка.

Чтобы начать работу определимся с терминологией. Что же такое «гиперактивность»? Это сложное слово состоит из двух простых слов: "Гипер. ” указывающее на превышение нормы, и "активный”, означающее "действенный, деятельный”.

В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью,

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является самым распространенным среди детей поведенческо-возрастным и неврологическим расстройством, характеризующимся нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Обусловлено это нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС, мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция – ММД, т. е. недостаточная зрелость отдельных зон головного мозга. СДВГ, ММД – это диагноз, право на постановку которого имеет только специалист психиатр.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд их трудно поймать. Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не хватает терпения выполнить задание до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Какую же помощь могут оказать воспитатели таким детям в условиях ДОУ?

Во-первых, необходимо посоветовать родителям отвести ребенка на консультацию к неврологу для постановки точного диагноза и дальнейшего лечения.

Во-вторых, следует порекомендовать родителям отдать ребенка на занятия по танцам, аэробике, гимнастике, футболу, волейболу, детскому фитнесу и т. д. Так как, двигательная активность необходима таким детям, как воздух. Благодаря физическим занятиям и упражнениям дети выпускают эмоции, накопленные за день, учатся контролировать свою импульсивность, познают свое тело и его возможности, развивают произвольное внимание.

В-третьих, необходимо объяснить родителям, и своим коллегам что гиперактивный ребенок, не «вредный» и не «плохой» ребенок, просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. В общении с гиперактивным ребенком воспитатель должен соблюдать следующие правила:

- не замечайте мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;

-при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте его по голове, прижмите к себе;

- во время занятий посадите за первый стол, ближе других, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;

- в середине занятий дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, предложите разложить по столам стимульный материал и т. д.

- хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.

Уважаемые коллеги, я уверенна, что у каждого из вас в ваших группах есть такие гиперактивные дети, и знаю не понаслышке, сколько времени и терпения приходится тратить для того, чтобы успокоить таких детей, привлечь их внимание, настроить на рабочий лад. Сегодня я хочу предложить вам несколько упражнений, которые помогут таким деткам выпустить свои эмоции, настроиться и сконцентрироваться на предложенном вами виде деятельности. Данные упражнения будут полезны не только детям с СДВГ, но и остальным детям.

1. «Особенности организации работы с гиперактивными детьми» :

Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети смогли и выплескивать свою энергию в подвижных секциях (плавание, хоккей, хореография, но не травмоопасных, таких как бокс, силовая борьба и вырабатывали усидчивость (занятия за компьютером, ИЗО, ДПИ). Поэтому важно работать в тесном сотрудничестве с родителями и психологом.

Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия.

Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать, можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.

Стремитесь заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями, благодаря их частой смене ребенок все будет делать с интересом, а значит целенаправленно и «усидчиво».

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т. д.

Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер.

Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения.

У гиперактивных детей до 6-8 лет ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать

Аккуратности сильно не требовать.

Инструкции четкими и краткими, не более 10 слов.

Работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Использовать тактильный контакт. Проходя по группе, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.

оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

Учить анализировать и оценивать поступки других, книги, себя.

гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

Избегать утомления

ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Партнер гиперактивного ребенка должен быть уравновешенными и спокойными.

Диагностика гиперактивных детей.

Признаки гиперактивности :

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

– чрезмерная двигательная активность;

– импульсивность;

– отвлекаемость-невнимательность.

Наблюдение за ребенком должно проводиться в течение длительного времени (6 месяцев). Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов.

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности ставится только медицинской комиссией в период начала обучения (то есть с 6-7 лет! Но иногда и раньше.

В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность это, скорее всего, связано с особенностями темперамента и не всегда можно говорить о патологии.

Психологический практикум.

Упражнение «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

Группа делится на две подгруппы, одна из которых составляет список возможных методов взаимодействия с гиперактивным ребенком в экстремальных ситуациях, когда нежелательное поведение уже проявилось. Составленный список можно назвать «Скорая помощь».Вторая подгруппа составляет список возможных методов работы, способствующих профилактике негативных образцов поведения ребенка.

Игра «Зоопарк» (3 мин)

Психолог говорит:

- А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз – прыгайте, как зайчики, хлопну 2 раза – ходите вразвалочку, как медведи, хлопну 3 раза – «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.

Подвижная игра «Светофор» (3 мин)

Участники делятся на пары, один изображает водителя, другой пассажира. Пассажир встает позади водителя и кладет руки ему на плечи. Психолог изображает светофор, показывает круги разного цвета. При показе красного круга участники игры должны остановиться, желтого – «гудеть» и маршировать на месте, зеленого – продолжить движение.

По окончании игры психолог говорит:

- А теперь поменяйтесь местами. Водитель попробует себя в роли пассажира, а пассажир – в роли водителя. Внимательно следите за сигналом светофора и выполняйте правила дорожного движения.

Участники, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналом «светофора».

Упражнение «Снежинка» (2-3 мин)

Участники сидят на стульях, глаза закрыты.

Психолог говорит:

Представьте себе, что с неба падают снежинки, а вы ловите их ртом.

А теперь снежинка:

легла на правую щеку – надувайте ее;

легла на левую щеку – надувайте ее;

легла на носик – наморщите нос;

легла на лоб – пошевелите бровями;

легла на веки – поморгайте глазами и откройте их.

Снегопад закончился.

Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик» (3 мин)

Психолог предлагает участникам представить себя снеговиками.

Участники встают в круг, разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

- А теперь, - говорит психолог, - выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговиков и они начали таять. Постепенно расслабляются, опускают руки, головы, плечи, тело «обмякает», приседают на корточки, опускаются на колени, и «превращаются» в лужу (укладываются на пол).

Заключительный этап. (1-2 мин).

По окончании упражнения психолог говорит.

- Это немного грустная история закончилась очень хорошо. Под ласковыми солнечными лучами снеговик растаял и превратился в веселый ручеек. Ручеек звонко зажурчал и пустился в путь. По дороге добрый ручеек поил водой цветы и травы. Вскоре он добрался до большой реки, влился в нее и отправился в долге удивительное путешествие.

Спасибо всем за участие!

Вот таким образом ваши дети выплеснули накопившиеся эмоции, поиграли, отдохнули, расслабились и готовы к новым интересным делам, которые их ждут.

Публикации по теме:

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.

Семинар-практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого» «Семинар – практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого». Выполнил:.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!» (первая младшая группа)Семинар-практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!» (первая младшая группа) Цель: дать родителям знания о значении подвижной игры в развитии ребенка, о влиянии подвижной игры на детей раннего возраста. План семинара.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Работаем с гиперакивными детьми»
Опубликовано: 28 января 2020 в 10:52
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД