МААМ-картинки

Семинар-практикум «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их личностного самоопределения»

Елена Астраханцева
Семинар-практикум «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их личностного самоопределения»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи:

1. определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОО;

2. изучить содержание профориентационной работы в ДОО, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;

Публикация «Семинар-практикум „Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их личностного самоопределения“» размещена в разделах

3. познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации.

Практическая значимость: содержательный материал представил в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.

Подготовка к семинару :

1. Анкетирование педагогов «Что мы знаем о профориентации дошкольников (Приложение 1)

2. Анализ ППРС по организации профориентационной работы со старшими дошкольниками (Приложение 2).

3. Методические рекомендации педагогам (Приложение 3).

Ход семинара - практикума :

Начать нашу встречу предлагаю таким приветствием друг друга, я буду говорить действие по конкретной профессии – а ваша задача передать это действие в движении (воспитатели показывают движение по той или иной профессии, потом ведущий озвучивает профессию) :

«Мир профессий»

Трактор водит – тракторист, (крутят воображаемый руль)

Электричку – машинист, (руки на поясе, «пружинка»)

Стены выкрасил – маляр, (имитируют движения покраски)

Доску выстрогал – столяр, (трут ладошки друг об друга)

В доме свет провел – монтер, («фонарики»)

В шахте трудится – шахтер, (топают ногами)

В жаркой кузнеце – кузнец, (перед собой ударяют кулаками)

Кто всё знает – молодец! (хлопки).

А какие мы с вами молодцы и есть ли нам чему поучиться, узнаем на нашей встрече

2

1 слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наш сегодняшний семинар-практикум посвящён очень актуальной и серьёзной теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем».

Дорогие коллеги у каждого лежат стикеры разных цветов, вам необходимо на жёлтых написать «Что я знаю о профориентации дошкольников», а на синих «Что я хочу узнать» приступайте. Как вы видите, у нас появились вопросы, которые мы с вами должны раскрыть (найти ответы). В конце семинара мы с вами посмотрим, что у нас получилось! И поэтому мы переходим к следующему слайду.

2 Слайд.

Что такое профессиональная ориентация дошкольников?

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Общее знакомство с миром профессий с совместным обсуждением мечты и опыта ребенка, приобретенных им в разных видах трудовой деятельности.

3 слайд.

Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие дошкольники, какую профессию они выберут, и где будут трудиться. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Таким образом, профориентационная работа с детьми дошкольного возраста — это также вклад в решение острых социальных проблем.

Ранняя профориентация призвана :

- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- формировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- представить возможность использовать свои силы в других видах деятельности.

3

4 слайд.

Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:

1. приближение детей к труду взрослых;

2. приближение труда взрослых к детям;

3. совместная деятельность детей и взрослых.

1. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы, во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т. п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии.

2. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

3. Совместная деятельность взрослого и ребёнка. К этому направлению работы с детьми относятся игровая и продуктивная деятельность.

Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а так же положительное отношение к профессиональному миру, людям, которые трудятся и к их занятиям.

5 слайд.

Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 №273-ФЗ в статье 64 говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, направлены на раннюю профориентацию дошкольников :

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6 слайд. Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учё том следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

7 слайд

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу познакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, что бы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется - введение дошкольников в профориентацию.

В работе по реализации данного направления, задача педагога - найти те эффективные средства, формы, методы работы, которые бы привели к эффективному результату.

Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:

Наглядные (живые образы, к которым относятся:

экскурсии

наблюдения

дидактические пособия

рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.

просмотр видеозаписей

• Словесные, которые включают:

художественное слово

рассказ воспитателя

беседы

малые фольклорные формы

проблемные ситуации

высказывания и сообщения

• Практические– это:

трудовые поручения

обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

игровые обучающие ситуаци

• Игровые, к которым относятся:

дидактические игры

игровые упражнения

игры с правилами

словесные игры

игры-воображения

игры-шутки

сюжетно-ролевые игры

сюрпризные моменты

8 слайд. При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:

• организованная непосредственно образовательная деятельность;

• совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;

самостоятельная деятельность ребенка;

• познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;

• наблюдения за трудом взрослых;

• коммуникативная деятельность;

• чтение художественной литературы;

• художественно-творческая деятельность;

• игровая деятельность;

• моделирование;

• целевые прогулки и экскурсии;

• культурно-досуговая деятельность;

• экскурсии и встречи с людьми разных профессий;

• встречи с интересными людьми;

• живой пример окружающих взрослых.

9 слайд. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

1. Технология проектной деятельностиПроектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Технология исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

4. Технология интегрированного обучения Интеграция – это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

10 слайд. Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды. Основные направления развития РППС, способствующей освоению знаний и становлению устойчивого интереса дошкольников к различным профессиям :

- игровые центры;

- дидактические игры;

- настольно – печатные игры;

- сюжетно – ролевые игры;

- демонстрационный материал

В группах центральное место при организации предметно-развивающей среды отведено центру социально-коммуникативного развития. В центре может быть представлена:

подборка художественной литературы связанных с темой «Профессии»

картотека пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

подборка иллюстраций, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

подборка дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

подборка мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

альбом с фотографиями «Профессии наших родителей»;

материалы для сюжетно-ролевых игр.

Сейчас я представлю вам с алгоритмом ознакомления ребенка с профессиями.

11Слайд. Алгоритм ознакомления ребенка с профессиями.

1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.

2. Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры –это больница или поликлиника,а для повара –кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.

3. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с внешним видом костюма, рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет полицейский, аво что пожарный, машинист поезда и пр.

4. Ответить на вопрос ребёнка об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Полицейскому нужен жезл, портнихе –ножницы, швейный мел и линейка, астроному –телескоп.

5. Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар –варит, журналист –берет интервью, клоун –развлекает публику.

6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

7. В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для другого.

12 Слайд.

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.

Проблемы ранней профориентации дошкольников :

- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.

- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.

- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

- Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.

13 Слайд.

Практическая часть

Во второй части семинара предлагаю принять участие в «Игротеке».

Игротека Игра "Самая, самая профессия"

Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение:

«вкусная», (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)

«весёлая», (клоун, пародист.)

«опасная»

«детская»

«серьёзная» (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.)

«общительная»(журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник.)

«высотная»

«сильная»

«красивая»

«заботливая»

«глубокая»

«ответственная»

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор.)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель.)

Самая волосатая (парикмахер.)

14 слайд. Конкурс «Закончи пословицу»

Какой мастер - ….» (такова и работа)

«Тяжко тому жить… (кто от работы бежит)

«Словами туда и сюда… (а делами – никуда)

«Труд кормит, … (а лень – портит)

«Кто любит трудиться, …. (тому без дела не сидится)

«Красна птица оперением,. (а человек – рукоделием)

15 слайд. Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме : название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

Придумайте и нарисуйте карточки-символы (пиктограммы, помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии.

16 слайд. Игра «Головоломка»

Необходимо разобраться в словах, в названии которых скрыта профессия.

17 слайд.

• 1. Определи профессию по фотографии

• Фото 1. Резчик льда -До изобретения холодильника, для сохранения продуктов приходилось собирать лёд зимой, чтобы использовать его летом. Сбором льда и занимались специальные резчики.

• Фото 2. Человек – будильник - Эти люди ходили по определённому маршруту, стуча в окна своих клиентов длинной палкой, кидая камешки и крича, что есть мочи, до тех пор пока они не убедятся, что разбудили людей, которые не хотят проспать работу.

Фото 3. Установщик кеглей для боулинга - Вместо машин, для расстановки кеглей раньше использовались специальные люди. Работа была сложной, шумной и малооплачиваемой. Как правило, для этой работы нанимались маленькие мальчики. Ребят, устанавливающих кегли в боулинге, заменили автоматы.

Фото 4. Лектор фабричных рабочих – Слушали ли Вы, когда-нибудь музыку или аудио-книгу, выполняя монотонную работу? Работники фабрик нанимали живых "лекторов", которые читали им произведения литературы во время работы. Иногда работники скидывались для найма этого человека. В настоящее время "лекторов" заменили плееры, радио и другие пассивно-развлекательные гаджеты

Соотнесите фотографию с определением профессии, дайте название этой профессии Фото 1 человек, который получает деньги за размещение скрытой рекламы в собственном блоге (авторский интернет-дневник на свободную тему) вперемешку с личными записями БЛОГЕР

Фото 2 специалист по наружной рекламе, осуществляет конструирование и монтаж деталей наружной рекламы (вывесок, макетов и пр., необходимо знать особенности оборудования данной техники, иметь допуск к работе с высоким напряжением НЕОНЩИК

Фото 3 специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху) чая ТИТЕСТЕР

- Уверена, что после этого упражнения, есть люди в нашем зале, которые не все знали о многообразии, прошлом и настоящем профессий. Думаю, что каждому есть, над чем поразмышлять, оценить собственные представления и определить перспективы саморазвития.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Семинар-практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого» «Семинар – практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого». Выполнил:.

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их личностного самоопределения»
Опубликовано: 29 августа 2021 в 16:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их личностного самоопределения»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Астраханцева (УИ 347887) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД