Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов по звуковой культуре речи

Ирина Бердюгина
Семинар-практикум для педагогов по звуковой культуре речи
▼ Скачать + Заказать документы

«Со звуками играем — речь развиваем»

Цель семинара : повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников.

Распространение опыта работы педагогов.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов по звуковой культуре речи» размещена в разделах

2. Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.

3. Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных вариантов работы по звуковой культуре речи.

Ход семинара.

1. Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да)

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Со звуками играем – речь развиваем».

2.

Наша годовая задача – активизировать работу по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Сегодняшняя встреча позволит систематизировать знания педагогов по данному вопросу и даст возможность выбрать наиболее эффективные варианты работы педагогов с детьми

3.

Для удобства работы предлагаем всем участникам семинара разделиться на команды с помощью карточек-символов звуков ш, с, р

Определяем три команды: «Змейки», «Наносы», «Тигры»

4.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя несколько аспектов. Вспомним задачи на каждой возрастной группе. У вас на столах листы с перечнем всех задач, направленных на формирование звуковой культуры речи. Обведите в кружок, те задачи, которые соответствуют вашей возрастной группе.

Задание командам:

Из предложенных терминов на листочке выбрать только те, которые можно отнести к задачам звуковой культуры речи, соответствующие данному возрасту. (на слайд)

5.

Для решения этих задач необходимо создавать определенные условия. Как вы считаете, какие? (на слайд)

• Развивающая предметно-пространственная среде

• Взаимодействие специалистов и педагогов.

• Информационно - просветительская работа с родителями

• Взаимодействие педагога с ребенком

6.

Сегодня мы остановимся на некоторых составляющих звуковой культуры речи : (на слайд)

- формировании произносительной стороны речи,

- развитии речевого слуха

- интонационной выразительности речи

7.

Немаловажной задачей в работе по формированию звуковой культуры речи является работа над правильным произношением звуков родного языка.

Как вы заметили, у каждого звука своя артикуляция, т. е своё определённое положение губ, языка. Для того, чтобы ребёнок правильно произносил звуки, необходим подвижный артикуляционный аппарат. Разработку подвижности органов артикуляции целесообразно проводить в игровой форме, в виде сказки, например, о весёлом язычке.

Задание для педагогов :

Из предложенных карточек-картинок для выполнения артикуляционных и дыхательных упражнений (могут быть любые) выбрать те, которые необходимы для выработки правильного произношения вашего звука (по названию команды)

Примеры упражнений.

Для звука с : "Лопаточка", "Почистим нижние зубки",, "Горка", «Поем звук И».

Для звука ш : "Чашечка", "Вкусное варенье",

Для звука р :, "Индюк", "Барабанщик"

Наши рекомендации к этому виду работы:

- ввести артикуляционную гимнастику в ежедневное исполнение, на занятиях, в режимные моменты;

- создать и пополнять картотеку картинок и сказок к выполнению артикуляционной гимнастики (ресурсы Интернета);

- постоянно повышать свой профессиональный уровень по данному направлению работы.

8.

Следующее направление в работе по звуковой культуре - формирование речевого дыхания.

Речевое дыхание способствует правильному звукопроизношению, четкости, плавности, громкости и выразительности речи.

В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется: длительный, направленный и сильный выдох.

Практическое выполнение дыхательных упражнений:

- воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются;

- выдох должен быть длительным, плавным;

- ребенок не должен надувать щеки;

- не переусердствуйте, 3-5 повторений, иначе будет головокружение.

Задание для педагогов :

Выберите из предложенных материалов игру и покажите ее с коллегам.

Для звука С : "Загнать мяч в ворота"

Для звука Ш : "Фокус"

Для звука Р : "Кто дальше загонит мяч?"

Рекомендации к данному направлению работы:

- дыхательные упражнения также необходимо включать ежедневно в занятия, на прогулке, в режимные моменты

- д. б. создана картотека дыхательных упражнений (согласно лексическим темам, времени года и т. д)

9.

Для автоматизации звука в речи педагог использует в работе с детьми различные игры и игровые упражнения

Задание для педагогов :

Игра «Придумай чистоговорку». Педагоги придумывают чистоговорки. (по одной)

Из предложенного слова придумать чистоговорку для автоматизации вашего звука.

Варианты речевого материала:

1. Оса.

2. Малыши.

3. Гора.

10.

Следующее, о чем мы поговорим – это речевой слух.

Составляющими речевого слуха являются: слуховое внимание, фонематический слух

Слуховое внимание — это умение определять на слух то или иное звучание (это могут быть как не речевые звуки, так и речевые)

Фонематический слух – это различение и узнавание фонем.

Развитый фонематический слух является важной предпосылкой успешного усвоения детьми грамоты.

Предлагаем немного поиграть.

1. Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки.

И. П. – основная стойка, руки на поясе. На слова со звуком «З» наклон вперед, со звуком «С» наклон назад (зайка, санки, коза, коса, зонт, сосулька, барсук, забор, роса, пузырь).

2. Звуко - буквенный анализ слов. (сосиска, шляпа, ручей) (слайд)

11.

Неотъемлемой частью работы по воспитанию ЗКР является развитие интонационной выразительности речи.

Поэтому необходимо организовывать работу с детьми по развитию темпа, ритма, интонации речи.

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе и умеренной громкости. Речь взрослого должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Задания для педагогов :

1) Расставить правильное ударение в словах:

ТУФЛЯ, ТОРТЫ, БАЛОВАТЬСЯ, ЖАЛЮЗИ, ЗВОНЯТ, СВЕКЛА, ДОГОВОР, НАЧАТЬ, НАЧАЛ, ЩАВЕЛЬ, ОБЛЕГЧИТЬ, БАЛОВАННЫЙ, ИЗБАЛОВАН.

2) Произнесите предложение с разной интонацией (вопросительно, восклицательно, повествовательно) :

Предложения:

Для звука Р : Пришла зима с морозами.

Для звука Ш : Саша шапкой шишки сшиб.

Для звука С : Саня и Соня выходят из самолета.

12. Подведение итогов:

В завершение ко всему хотим сказать, что работа по воспитанию ЗКР должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае результат от своей работы вы увидите. Основная ваша цель состоит в том, чтобы научить ребенка к 5 годам правильно произносить все звуки (т. е вы должны уметь рассказать и показать артикуляцию любого звука, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем лучше.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. Сядьте удобно, закройте глаза.

(проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Проведите ладонями по голове, телу и впитайте в себя всю полезную информацию… А сейчас давайте хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! Откройте глаза и улыбнитесь друг другу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Щ]» в средней группе .

Конспект занятия по звуковой культуре речи с использованием дидактической игры «Куклы Оля, Уля, Аля» Дидактическая игра «Куклы Аля, Оля, Уля». Автор: Драгунова Ксения Цель: Знакомство с буквами А, У, О. Закрепление правильного произношения.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд» Цель: 1. Закреплять умение определять указанный звук в словах. 2. Развивать умение определять количество звуков в словах. 3. Развивать.

Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]»Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]» Задачи: Образовательные: Формировать умение детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с.

Конспект занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе Тема: «Звуковая культура речи». Дидактические упражнения: «У кого что?», «Кто, где живет?» Цель: познакомить детей с новым звуком «ф» (песенка.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов по звуковой культуре речи
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 18:15
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов по звуковой культуре речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бердюгина (УИ 957014) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД