Папки-передвижки

Семинар-практикум учителя-логопеда для педагогов «Формирование интонационной выразительности речи» (2 фото)

Лобачева Надежда
Семинар-практикум учителя-логопеда для педагогов «Формирование интонационной выразительности речи»

Семинар – практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Лобачева Н. С.

Цель: Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребенка. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

План мероприятия:

1. Особенности развития интонационной выразительности речи у детей.

Публикация «Семинар-практикум учителя-логопеда для педагогов „Формирование интонационной выразительности речи“» размещена в разделах

2. Описание игр и упражнений.

3. Практикум. Проведение игр.

4. Подведение итогов. Вопросы педагогов.

В ходе реализации проекта «Волшебный мир театра», а также после контроля организации театрализованных игр с целью речевого развития дошкольников» была выявлена основная проблема в вопросе работы над интонационной выразительностью речи дошкольников.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями, осуществляется поэтапно. Условно выделяют два этапа, каждый из которых имеет свои цели, задачи и содержание.

ПЕРВЫЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ) ЭТАП

Первый этап является подготовительным для дальнейшей работы, поэтому собственно коррекция интонационных нарушений в этот период не проводится.

Задачи:

1. Коррекция нарушений дыхания и голоса.

- обучение детей оптимальному для речи типу физиологического дыхания;

- обучение детей речевому дыханию (отработка спокойного короткого вдоха, плавного длительного выдоха) без речевого сопровождения;

- обучение детей речевому дыханию с речевым сопровождением;

- развитие силы (тихо – громко) и модуляций (высоко – низко) голоса, формирование правильного (умеренного) темпа речи.

Работа предполагает произнесение детьми на плавном речевом выдохе словосочетаний и предложений, которые постепенно все более распространяются: Птицы. Птицы летят. Птицы летят на юг. Птицы осенью летят на юг. Детей обучают равномерному распределению выдоха нва три-четыре слова.

2. Развитие слухомоторных дифференцировок.

ВТОРОЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП

Основной целью второго этапа является формирование представлений об интонационной выразительности импрессивной речи и развитие интонационной выразительности экспрессивной речи. На этом этапе решаются следующие задачи:

1. Обучение детей слышать компоненты интонации в звучании речи и оценивать их использование в реальных ситуациях.

2. Формирование интонационной выразительности речи, как механизма проявления общего предназначения интонации.

3. Развитие языкового «чувства» и его контролирующей функции.

Большое внимание в построении логопедической работы над этой проблемой уделяется формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов речи :

- мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине или конце фразы);

- темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);

- ритма (чередование ударных слогов);

- тембра (эмоциональная окраска голоса);

- логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова из фразы).

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педагоги детского сада сталкиваются с проблемой монотонности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при исполнении ролей в играх-драматизациях. В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

При неправильном произношении у детей отмечаются различные несовершенства дыхания: ослабленный вдох и выдох, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.

Научив ребенка правильно дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.

Сначала нужно научить ребенка дифференцировать носовой и ротовой выдох. С этой целью предлагаются 4 простых упражнения, которые не только подготовят детей к правильному речевому дыханию, но и будут хорошим профилактическим средством от простуды.

1. Вдох ртом, выдох носом. Игровое упражнение «Ныряльщики»

2. Вдох ртом, выдох ртом. Игровое упражнение «Больной тяжело дышит»

3. Вдох носом, выдох ртом. Игровое упражнение «Кто лучше надует игрушку»

4. Вдох носом, выдох носом. Игровое упражнение «Доктор слушает больного»

Тренировка дикции. Дикция – четкое произношение звуков, предложений. Обязательно запаситесь терпением – дети не смогут сразу произнести правильно скороговорку, на это потребуется время (иногда много времени). Каждое занятие начинается с разминки языка и губ. Пусть дети научатся активно двигать языком.

Работу по развитию выразительности речи нужно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем навыки ее использования в собственной речи.

Сначала формируется интонационное оформление повествовательных, затем вопросительных и в дальнейшем восклицательных высказываний.

Игры вызывающие эмоциональную отзывчивость, мимику и выразительность движений.

«Семья животных» Логопед предполагает детям разбиться на пары, в которых один ребенок играет роль мамы, другой - детеныша. Логопед придумывает ситуацию, которую должны разыгрывать дети при помощи мимики, выразительных движений (животные играют, поссорились, помирились, мама жалеет). Дети выбирают животных, которых они будут изображать.

Игры на развитие способностей выражать основные эмоции.

«День рождения» У ребенка в руках воображаемый мешочек с угощениями, который он протягивает детям по очереди. Дети благодарят и с помощью мимики и жестов, показывают, угощение им понравилось.

Игры, формирующие восприятие и понимание основного тона высказывания.

«Лиса и заяц» (игровая ситуация на материале лексической темы «Зима»).

В проеме окна ширмы появляется Лиса, обращается к зайцу.

Лиса. Что ты, косой, развеселился! Сказки все рассказываешь, детям Зиму найти помочь решил! А ты думаешь, тебе они помогут? Идите-идите, ребятушки, а я пока тут зайчиком полакомлюсь! Что же вы не идете? Зайца мне в обиду не дадите? Ну тогда поиграйте со мной, если выиграете, отпущу зайца, если нет, будет мне замечательный обед. Видите это лицо? (Передает логопеду незаконченную пиктограмму.) Здесь нужно кое-что дорисовать! Я вам буду рассказывать истории про зимушку, а вы слушайте внимательно, догадайтесь, какое у нее было настроение. Когда остановлюсь, рисуйте.

1. Однажды шла Зимушка по заснеженному лесу и весело разговаривала с его обитателями. У нее в руках был волшебный снежок. Радостно ей было, что деревья снежком укутаны, птицам хватает семян в шишках, а если чего в лесу не доставало, она снежку шепнет, подбросит его, и все появляется. (РАДОСТЬ)

2. Рассердился Вьюгокрут, что зимушку все лесные жители любят, хозяйкою своею считают, а его сторонятся, прячутся, напустил вьюгу, задул, северным ветром, выхватил волшебный снежок и унес его. (ГНЕВ)

3. Опечалилась зимушка, хочет деревьям, зверям и птицам помочь морозы да метели пережить, без волшебного снежка не получается. Искала-искала, весь лес исходила, да так и не нашла. (ПЕЧАЛЬ)

Лиса. Будь по-вашему, если вы все сделали правильно, отпущу Зайца. В другом

месте поищу себе обед.

Игры, формирующие представления о темпе речи.

1. «Найди скороговорку» Логопед читает детям два двустишия и предлагает найти скороговорку, объяснив свой выбор.

От топота копыт Черепаха, не скучая,

Пыль по полю летит. Час сидит за чашкой чая.

2. «Подними сигнал» Дети слушают предложения, определяют восклицательные высказывания, поднимая карточки с соответствующим знаком.

Какой прекрасный день! Светит солнце! Дети гуляют во дворе. Как весело играть в футбол!

3. «Произнеси по-разному» Логопед предлагает ребенку произнести одну и ту же фразу разным тоном, соответствующим эмоциональному значению радости, гордости, удивления, жалости, обиды, печали, гнева. Например:

Саша играет с моей машинкой.

Мама купила яблоки.

Кате подарили собаку.

Дождь пошел.

Если задание вызывает трудности, логопед помогает детям образно представить ситуацию. Например, представь, что мама купила большие, красные, вкусные яблоки. Скажи предложение так, чтобы все поняли, что яблоки тебе очень понравились, ты рад, что мама их купила. А теперь представь, что мама принесла маленькие и зеленые яблоки. Ты попробовал, они оказались очень кислыми, а ты ожидал, что они сладкие и вкусные. Попробуй сказать так, чтобы мама поняла, что ты расстроился.

Логическое выделение.

«Уточни» дети по просьбе логопеда произносят предложения в соответствии с пояснениями, выделяя силой и высотой голоса слово, на которое падает логическое ударении.

Я взял кубики (а не кто-нибудь другой).

Я принес машинку (а не забыл ее).

Маша приехала сегодня (а не Таня).

Маша приехала сегодня (а не прилетела на самолете).

Игры на отработку интонации восклицательного высказывания

«Мы сердимся» дети по просьбе логопеда преобразуют повествовательное высказывание в восклицательное со значением негативной оценки.

Грузовик сломался. Кубики пропали. Мама не пришла.

«Удивительные вещи» Логопед просит детей представить какое-либо удивительное событие. Например: «Представьте, что вы пришли в зоопарк. И вдруг вы видите мышь такого размера, как слон». Дети должны составить восклицательное предложение со значением удивления. Например: Вот это мышка! Вот так мышь!

Вот это рыб! Вот это робот! Вот это рисунок!

Игры по развитию речевого тембра.

«Колобок» Ребенок произносит одну и ту же фразу из сказки «Колобок» : «Катится – катится Колобок, а на встречу ему …» -так чтобы по тембровой окраске голоса слушатели могли догадаться, с кем из персонажей сказки сейчас повстречался Колобок.

Подведение итогов.

Использование игр и упражнений способствует эффективному овладению дошкольниками интонационной выразительности речи, более успешному и качественному обучению детей не только способам оформления интонационно окрашенной речи, но и обогащает их речь, активизирует общение, активизирует мышление и познавательный интерес, помогает адаптироваться ребенку в коллективе.

Семинар-практикум учителя-логопеда для педагогов «Формирование интонационной выразительности речи»
Фото «Формирование интонационной выразительности речи»
Публикации по теме:

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда» Мастер – класс для педагогов «Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда» Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!»НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!» Цель: обобщить представления детей о ранней весне, повторить знания о приметах весны, весенних месяцах, обогащать речь определениями и глаголами,.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум учителя-логопеда для педагогов «Формирование интонационной выразительности речи»
Опубликовано: 29 ноября 2022 в 18:01
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД