Данилова Елена Сергеевна
Психологическая готовность детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство родителей с видами психологической готовности детей к обучению в школе.
Задачи:
- обсудить с родителями проблему психологической готовности к школе;
- привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе;
- вовлечь родителей в процесс воспитания своих детей через игровую деятельность.
Публикация «Психологическая готовность детей к обучению в школе» размещена в разделах
Ход мероприятия:
Вводная часть.
Психолог : Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что вы, нашли время прийти на наше мероприятие. Сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу.
Психолог : Уважаемые родители, покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Скажите, удалось ли вам выполнить мою просьбу? Почему? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Педагог - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) педагог бессилен. Отсюда можно вывести правило:
- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.
У многих родителей есть устойчивое заблуждение, которое мне хотелось бы сразу предупредить, что готовность ребёнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счёта, письма. В то время как большинство учителей начальных классов обоснованно придерживаются мнения, что научить ребёнка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения. Можно выделить три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребёнка к школе :
- желание учиться;
- способность управлять своим поведением;
- способность управлять своими интеллектуальными процессами.
Выделяют следующие компоненты психологической готовности ребёнка к обучению в школе :
- мотивационный компонент;
- интеллектуальный компонент;
- волевой компонент;
- коммуникативный компонент;
- речевой компонент;
- физиологический компонент.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребёнка : в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности. Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребёнок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных обобщённых знаний. Иными словами, у него формируется личностно-психологическая готовность к систематическому школьному обучению. И главным условием здесь является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых и педагогов, и родителей полноценным развитием детей. Важно, чтобы вы осознавали всю значимость психологической готовности к школе и были активными помощниками вашим детям в этот сложный для них период.
Основная часть.
Психолог : Чтобы постараться разобраться во всех наших проблемах и вопросах поданной теме, сегодня мы открываем школу для родителей. (Звенит звонок).
2. Работа с информационным стендом
Психолог. Обратите внимание на информационный стенд. Психолого- педагогический феномен «Готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности. Ответьте, опираясь на информационный стенд, из каких типов готовности она состоит? Я вам помогу: физическая… психологическая, педагогическая.
3. Урок валеологии (звенит звонок)
Психолог. Первый урок валеологии (Физический тип готовности).
Особое внимание хочется обратить на вопросы здоровья. Чаще всего родители говорят о сохранении здоровья, реализации потребности ребенка в движении, укреплении организма, но мало кто знает, что физические способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения, а также помогают наладить взаимоотношения с товарищами в играх, соревнованиях.
Скажите, пожалуйста, если ребенок физически ослаблен, какие трудности он будет испытывать?
- Задание: составьте примерный режим дня для первоклассника.
Психолог. К физической готовности относится развитие мелких групп мышц. Помогите, пожалуйста, назовите приемы, которые помогают развивать кисти рук, ручную умелость.
Показ прописей дошкольников для подготовки руки к письму.
* Задание для родителей: графический диктант, рисование двумя руками одновременно, кинезиологические упражнения. (А. Л. Сиротюк)
Графический диктант.
Сейчас мы будем рисовать. Начинать надо от точки, которая стоит на листочке. Надо постараться, чтобы рисунок получился красивым и аккуратным. Для этого надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеточек. Когда её проведете, ждите, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо рисовать там же, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
1 – вправо, 2 наискосок, вверх, вправо,1 вправо, 1 наискосок, вверх, вправо, 4 вправо, 1 наискосок, вниз, влево, 2 наискосок, вниз, вправо, 2 наискосок, вверх, вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 наискосок, вверх, влево, 2 наискосок, вниз, влево, 1 вниз, 2 влево,1 наискосок, вверх, влево, 2 влево, 2 наискосок, влево, вверх, 1 влево,1 вверх.
4. Перемена. Закончи предложение
Звенит звонок. Перемена. (кидаем мяч «Закончи предложение»)
Психолог поочередно кидает мяч одному из родителей и предлагает закончить предложенную фразу.
Варианты фраз:
1. С поступлением моего ребенка в школу я мечтаю, чтобы…
2. С началом школьной жизни ребенок все больше становится…
3. Когда ребенок говорит, что боится идти в школу, для меня это значит…
4. Главное в учебной деятельности ребенка- это…
5. Готовность своего ребенка к школе я оцениваю по тому, как…
6. В моем понимании, хорошо учиться- это…
5. 2 урок. Урок чтения. (Психологическая готовность)
Психолог. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов. Мотивационная готовность.
Психолог. А теперь давайте немного обратимся к поэзии. Определите, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе, говориться в следующих примерах:
Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной-
Дорога становится длинной- предлинной!
А если в корзине пылает малина-
Еще тяжелее бывает корзина.
Бежит, извиваясь, лесная дорожка.
С корзиной малины шагает Сережка.
«Приду я- и маме отдам всю малину.
И скажет мне мама: «Бери половину!»
Зачем же мне всю-то корзину нести?
Свою половину я съем по пути.
И правильно! Вмиг полегчала корзина!
Психолог : Как вы считаете, нужно ли ребенку учиться удерживать цель деятельности?
Удается ли вашему ребенку преодолевать ситуативность поведения, подчинять свои желания социально значимому мотиву? Как вы помогаете ребенку в этом?
Психолог. Выбор ребенком цели должен быть мотивирован, т. е. ребенок должен ответить себе на вопрос «Ради чего я буду это делать?» Он решает, как ему поступить- как хочется или как можно. Если ребенок понимает, какую пользу принесут его действия.
Скажите, пожалуйста, какими формами работы, можно помочь ребенку в формировании положительной школьной мотивации? ( Ответы родителей: беседы, сюжетно-ролевые игры, поход в школу, чтение литературы).
6. Перемена Игра «Кто чему хочет научиться в школе?»
Цель: согласование жестов с речью, формирование положительной мотивации к обучению в школе, умение работать в коллективе.
Эту игру вы можете провести дома с детьми.
Взрослые сидят на стульчиках в кругу и разучивают три жеста.
Руки вперед: «И я тоже. Согласен».
Руки за спину: «Я не буду. Не согласен».
Руки на голову, почесать в затылке: «Я подумаю. Я еще не знаю».
Начинает игру ведущий, он стоит в центре круга: «Я –Серенький волчок. Я пришел в школу, чтобы научиться кусаться. А вы?».
Игроки отвечают одним из жестов, после этого кто согласен, должен поменяться местами. В это время ведущий занимает любое место в кругу. Оставшийся игрок без стула выходит в центр, теперь он ведущий.
7. Урок общения
Коммуникативная готовность.
Задание: инсценировать стихотворения
В тихом лесу средь кустов и дорожек
Жили два друга, Зайчик и Ёжик
Как- то, они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул,
Заяц качели к себе потянул.
Заяц: «Я первый!»
А Ё жик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Заяц обиделся:
«Значит, ты Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош».
Обсуждение проблемы, поиск путей решения (Ответы родителей)
Психолог. Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с весёлым концом, когда Зайчик и Ёжик договорились.
В тихом лесу средь кустов и дорожек
Жили два друга, Зайчик и Ёжик.
Как- то, они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул,
Заяц качели к себе потянул.
Заяц сказал: «Покачаю тебя,
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
Какой тип готовности к школе должен быть сформирован, чтобы преодолеть эту ситуацию? Правильно, коммуникативный. Умение войти в детский коллектив, устанавливать контакт с учителем, сохранять чувство дистанции.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться понять его. Вы как первые и самые важные учителя своего ребенка можете во многом помочь ему, а для этого запомните следующее:
• Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь- в- точь, как его отец!»
* Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение- это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от неё. Главное, чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.
8. Урок самостоятельности. Эмоционально-волевая готовность.
Утром я проснулся сам,
Утром я оделся сам,
А потом умылся сам,
Съел свой завтрак тоже сам.
Днем я прогулялся сам.
И домой вернулся сам.
Дома поиграл я сам,
Книжку почитал я сам,
Вечером разделся сам,
Спать улегся в тишине…
Увидал звезду в окне.
Не скандалил и не хныкал.
Вот и все.
Спасибо мне!
Эмоционально- волевая готовность предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, сопереживание). Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.
Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины. Организованность, аккуратность, послушание зависит от восприимчивости ребенка к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого. Как можно помочь ребенку в формировании навыков произвольного поведения? (Ответы родителей)
9. Перемена Игра «Медведь перед дровосеками»
Цель: умение концентрировать, удерживать и контролировать свое эмоциональное состояние.
Приглашаем поиграть вас в игру, с давних времен известную во Франции.
Вы превратитесь в дровосеков. Дровосеки- это мужественные мужчины и женщины, которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на бревна. Покажите, пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы… хорошо, вы прилежные и храбрые дровосеки!
А теперь мне нужен один доброволец… Спасибо. Доброволец будет не
дровосеком, а большим бурым медведем. Сейчас мне хотелось бы рассказать, что происходит между медведем и дровосеками. Медведь выходит в центр и громко рычит. Дровосеки пугаются до смерти и безжизненно замирают. Они закрывают глаза и пытаются спасти свою жизнь, сделав вид, что они совершенно неподвижны. А что же делает медведь? Медведь подходит к каждому дровосеку и проверяет живые они или нет. Для этого он делает все, что ему вздумается, не разрешается лишь щекотать дровосеков. Медведь может ворчать или реветь, может дотрагиваться своими «лапами» до безжизненных дровосеков, он может расталкивать их, поднимать их головы, руки или ноги, он может использовать любой трюк, чтобы заставить дровосеков начать двигаться или смеяться.
Если кто-нибудь из дровосеков засмеется или начнет двигаться, то он сразу же превращается во второго медведя, и уже два медведя пытаются разбудить дровосеков, которые, в свою очередь, делают все, чтобы не пикнуть и не пошевелиться.
Но со временем медведей станет трое, затем- четверо и т. д.
Вы поняли, как играть в эту игру? Теперь мы можем приступить. Дровосеки за работу!
10. Урок математики. Интеллектуальная готовность.
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ»,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?»
Еще один из значимых компонентов психологической готовности является интеллектуальная готовность. Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения. Игра на развитие мышления «Найди закономерность» :
Птица – перья. Рыба – (чешуя)
Огурец – овощ. Ромашка – (цветок0
Учитель – школа. Врач -?
Стол – скатерть. Пол -?
Утро – завтрак. вечер -?
Человек – руки. Кошка -?
Рыба – вода. Птица - ?
Осень – дождь. Зима -?.
Игра на развитие внимания «Потолок – пол – нос».
Важно, чтобы ребенок желал узнавать, что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Есть дети интеллектуально пассивные. Им требуется развивать любознательность с помощью экспериментирования, наблюдения и коллекционирования.
Зная теперь о компонентах психологической готовности, пришло время огласить результаты опроса родителей.
11. Анализ результатов педагогов и родителей «Значимость компонентов психологической готовности».
Заключительная часть:
12. Подведение итога. Урок труда. Упражнение «Салфетка».
Инструкция:
Свернуть салфетку пополам;
Отрезать верхний правый угол;
Отрезать нижний правый угол;
Свернуть ещё раз пополам;
Отрезать правый верхний угол;
Подвести итог, что при одинаковой инструкции получились совершенно разные снежинки. Так и в жизни, все мы растём и живём в одной стране, в одном городе, в одной квартире (если говорить о семье) и при этом все мы разные. У каждого своего вкуса, своя точка зрения на происходящее и поэтому к каждому нужен индивидуальный подход. Все эти особенности всегда нужно помнить и учитывать, общаясь с людьми, будь то взрослый человек или маленький ребёнок. Готовя ребенка к школе, наберитесь терпения, вспомните себя в детские годы. Не обижайтесь на малыша, если у него не сразу все получится. Самое главное, чтобы он знал, что его любят и поддерживают.
Звенит звонок.
13. Рефлексия. «Чудесная сумка». В заключение нашей встречи предлагаем участникам собрать «Чудесную сумку». Что хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений и навыков. (Ответы родителей).