Ольга Климова
Семинар «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Выявить и обобщить знания воспитателей и специалистов ДОУ по данной теме.
Ход семинара
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Интеграция образовательных областей, отмена занятий как основной формы работы с детьми, деятельностный подход, приоритет игры, всё это требует новых подходов к формированию предметно-развивающей среды ДОУ.
Публикация «Семинар „Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Проанализировав среду групп нашего ДОУ через анкетирование педагогов (в августе, «Самооценка предметно – развивающей среды», мы пришли к выводу, что наша предметная среда не соответствует ФГОС. Это проявилось в таких вопросах как:
(слайд 1,2)
- недостаточность оснащенности среды в создании условий для детской самостоятельности, через разные виды детской деятельности;
- не учитывался принцип интеграции детских центров активности;
- нехватка материалов и оборудования для деятельности дошкольников в сюжетно-ролевых играх, для двигательной активности
- коплектация детских центров активности носит формальный характер;
- нерациональное распределение центров активности для разнообразных видов детской деятельности,
- отсутствие единого стиля при оформлении помещения группы;
- не в полном объёме соответствие принципов построения развивающей среды с учётом ФГОС к ООП ДОУ.
Выявив недостатки при построении развивающей среды, мы поставили перед собой цель: Создать ППРС в ДОУ в условиях группы способствующей реализаций ООП с последующим её формированием и доведением до соответствия требованиям ФГОС, через реализацию основных принципов ФГОС.
(Слайд 3)
Далее была создана рабочая группа по разработке проекта «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ» и далее реализован.
(слайд 4)
Цель проекта: Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствием требованиям ФГОС ДО.
Задачи проекта:
1. изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Цели деятельности - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и
физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Что же мы ожидаем от данного проекта?
(Слайд 5)
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов
3. у педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС
4. родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
(Слайд 6)
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
2. Реализационный
3. Заключительный
На каждом этапе было проведено ряд мероприятий через разные формы работы:
- консультации
- конкурс мультимедийных презентаций «Предметно – развивающая среда группы» среди педагогов
- конкурс для родителей «В детский сад с улыбкой»
- презентация творческих групп «ФГОС в разных возрастных группах»
- родительская конференция «ФГОС ДО»
И на этапе завершения работы над проектом можно сказать, что РППС групп ДОУ организуется в соответствии с принципами :
1. (слайд 7) Насыщенности (приобретён игровой материал, спортивный инвентарь, заменена мебель в соответствии с возрастными особенностями, изготовлены разнообразные ширмы - разделители как педагогами, так и родителями, обновлены уголки уединения, атрибуты для оценки и самооценки). Это позволило обеспечить активность детей во взаимодействии с предметным окружением и создать условия для поддержания и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей воспитанников, поскольку в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка.
2. (Слайд 8) Принцип педагогической целесообразности педагоги предусматривают необходимость и достаточность наполнения ППРС, а также обеспечивают возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Учитывают, основные виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, а также двигательная активность.
3. (слайд 9) Трансформируемости (с помощью насыщенности РС предметов и оборудования дети могут сами организовывать пространство среды)
Воспитатели стараются использовать групповое помещение, разделив его на зоны:
- рабочая зона – она используется для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности (30%)
- спокойной деятельности занимает 20% площади – здесь мы читаем художественную литературу, есть уютное место для отдыха - уголок уединения.
- зона активной деятельности связанной с интенсивным использованием пространства 50% в группе есть место для возведения крупных игровых построек, место для двигательной активности. Все части пространства обладают возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.
3. (слайд 9) Принцип интеграций образовательных областей, позволяет использовать материалы и оборудования для одной образовательной области и в ходе реализации других образовательных областей. Н-р: центр любимой книги и развития речи объединили с музыкально-театральным центром. Потому что воспитатели сначала с детьми читают сказки, стишки, рассматривают иллюстрации в книгах, потом для детей и вместе с детьми используя разные виды театра, показывают сказки, обыгрывают потешки, для этого используют музыкальные инструменты.
4. (слайд 10) Принцип учёта полоролевой специфики, построение среды в группах соответствует интересам мальчиков и девочек.
5. (слайд 11) Принцип учёта зоны ближайшего развития. Для этого пополняется и обновляется предметный мир, окружающий ребёнка, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, вносятся материалы, ориентированные на более старший возраст. Этот принцип решается нами через использование игрового оборудования.
В заключении следует сказать, что определяющий момент в создании развивающей среды – это то, как наша среда стала работать. При наблюдении за своими детьми мы делаем выводы, что наша ППРС несёт в себе деятельностный характер - это видно потому как наши дети могут самостоятельно учитывая свои желания и интересы действовать во всех центрах развития.
Некоторые из форм мы сегодня вам покажем
1. Презентация «Развивающая среда группы», победитель конкурса мультимедийных презентаций «Предметно – развивающая среда группы» среди педагогов
2. Развивающая среда в инновационной деятельности (эксперимент «Школа безопасных наук»
3. Победители конкурса «В детский сад с улыбкой», выступят родители
4. НОД в соответствии с принципами ФГОС.