Получи документы

Семья и система образования: оптимальные формы совместной работы в интересах ребенка

Белкина Вера
Семья и система образования: оптимальные формы совместной работы в интересах ребенка

Актуальность и обоснование выбора темы. Современный мир – это быстро изменяющаяся динамичная система, где каждый элемент этой системы представляет собой важное звено. И одним из таких важных звеньев является современное образование. Современное дошкольное образование – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние десятилетия. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Изначально необходимо ознакомиться с определениями «традиции» и «инновации». Традиции – некая совокупность обрядов, привычек, устоев, навыков практической деятельности в той или иной сфере жизни людей, передаваемых из поколения в поколение, также выступающая неким регулятором общественных отношений. Традиции проявляются практически во всех сферах жизни людей – образование, наука, культура и т. п. Они начинали складываться еще на заре времен тысячи лет назад и некоторые из них можно встретить и сейчас. Инновации, то есть, нововведение – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции для удовлетворения человеческих потребностей.

Публикация «Семья и система образования: оптимальные формы совместной работы в интересах ребенка» размещена в разделах

Отсюда и возникает проблема соотношения, сочетания традиций и инноваций. Зачастую педагог встает перед дилеммой, и пытается определить, что лучше традиции или инновации? Нужно ли что-то менять в образовательном процессе? Ответ лежит на поверхности. Ведь ребенок остается ребенком во все времена, и всегда будут актуальными основные принципы воспитания детей. Ценность детства, развитие всех его сфер жизнедеятельности, включение его в социум, развитие познавательной активности и творчества. Но инновации все больше входят в нашу жизнь. Прежде чем их вводить, мы как педагоги, должны понимать, что в ходе ее реализации ответственность возлагаем на себя. В этом нам помогают нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога, это, прежде всего «Закон об образовании» и ФГОС ДО. Это глубокая проработка и понимание научного обоснования данной технологии, выполнение социального заказа, удовлетворение потребностей участников образовательных отношений.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы педагога.

Воспитательное мероприятие поможет педагогам определить, какие дидактические средства обучения и воспитания должна содержать развивающая среда, какие актуальные методики работы в образовательном пространстве детского сада помогут педагогам эффективно использовать воспитательный, развивающий и обучающий потенциал среды? Нужны ли в образовательном пространстве новые компоненты и материалы, как использование традиционных дидактических средств помогает решать новые задачи? Мероприятие призвано познакомить специалистов с подходами и методиками, которые помогают современным педагогам быть максимально эффективными в образовательном процессе, балансируя между традиционными и инновационными формами и методами работы, задействуя детскую инициативу и поддерживая живой детский интерес к познанию и раскрытию своих возможностей.

Цель – повышение творческого и профессионального потенциала педагога.

Задачи:

- Раскрыть сущность традиций и инноваций в системе дошкольного образования;

- Познакомить с методами работы с дошкольниками, сочетающими в себе традиции и инновации образовательного процесса;

- Познакомить с инновационными формами взаимодействия с родителями и специалистами, которые можно гармонично сочетать с традиционными;

Планируемые результаты

- Познакомится с новыми возможностями организации коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях;

- Открытие для себя традиционные и инновационные подходы в дошкольном образовании, а также возможности их эффективного сочетания;

- Познакомятся с новыми формами взаимодействия с семьей;

- Проявление больше внимания поиску наиболее эффективных форм и методов работы, основанных на современных образовательных и управленческих технологиях.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Эффективными формами работы с родителями являются родительское собрание, консультации, беседы, совместные праздники и развлечения, консультации, оформление папок передвижек, стендов, выставки совместных работ. Выбор этих форм обусловлен тем, что у родителей проявляется интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем.

В реализации данных мероприятий участвовал воспитатель 1й категории, музыкальный руководитель, физический инструктор.

Все мероприятия были реализованы в соответствии ФОП ДО.

Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей». Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Главная задача педагогов детского сада - донести до родителей, что их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода. Но и без традиционных форм работу педагога представить нельзя.

Традиционные формы работы :

Беседы

Родительские собрания

Совместные праздники и развлечения

Консультации

Работа с родительским комитетом

Оформление папок передвижек, стендов

Выставки совместных работ

Дни открытых дверей

Родительские конференции.

Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка, увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Проводим такие беседы: «Без любви нет семьи», «Дружба», «Родина», «Семья», «Дом», «Взаимопомощь», «Гостеприимство», «Семья — это то, что с тобою всегда»

Анкетирование – это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей. В нашей группе мы проводили анкетирование на такие темы: «Какой вы родитель», «Знаете ли вы своего ребенка, «Условия здорового образа жизни в семье». (см. Приложение)

Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия. Важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи является просвещение родителей. Основная цель просветительской деятельности – повышение уровня общей культуры и социальной активности населения (Модельный закон «О просветительской деятельности», 2001).

Одна из функций просвещения – информативная. Взаимодействуя с родителями, нельзя не сообщать друг другу о разнообразных фактах из жизни детей и взрослых в детском саду и семье, о состоянии ребенка (его самочувствии, настроении, а также о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений.

Индивидуальные беседы. Индивидуальные беседы с родителями могут проходить по их инициативе и по инициативе педагога. Воспитатель должен всегда быть готов ответить на вопрос родителя о своем ребенке, поддержать беседу, вызвать на откровенность.

Консультации. Одна из форм индивидуальной работы с семьей – оказание ей помощи через консультацию. Консультации для родителей проводят заведующая детским садом, воспитатели, психолог, социальный педагог, медицинская сестра, логопед и другие специалисты. В своей группе для родителей у нас такие консультации: «Дружеские отношения родителей и детей в семье», «Превратить чтение в удовольствие», «Чем занять ребенка дома», «Новый год в кругу семьи», «Роль родителей в возрождении русских традиций» и др. (см. приложение)

Родительские собрания. Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями сохраняют свою популярность групповые родительские собрания : «Моя семья – что может быть дороже», «Растем, играя». Особую популярность в нашей группе имеют совместные собрания с детьми.

Очень большие эмоции вызвало собрание в форме чаепития приуроченное празднику «Международный женский день» (см. приложение)

Стенды. Стенды – это наглядная форма предъявления информации. На стендах целесообразно размещать информацию для родителей трех видов: стратегическую (многолетнюю, тактическую (годичную, оперативную. Стратегическая информация – это необходимые родителям сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе. Тактическая информация – это сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная информация – это сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акциях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях). Так же в нашей группе используем тематические стенды

Праздники в детском саду. Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь – с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду. Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.

Вечера вопросов и ответов – специфическая разновидность клубных встреч. Они могут быть однотемные и многотемные. Преимуществом такого вечера является то, что родители и другие члены семьи могут встретиться, вступить в непосредственное общение с отвечающим, получить персональный ответ.

Инновационные формы работы :

Сайты детского сада и группы

Проведение мастер-класса Родители совместно с детьми изготавливали поздравления с Днем Защитника Отечества нашим солдатам в зону СВО

Фотовыставки В нашей группе проводится фотовыставка «Семейные традиции», «Жизнь нашей группы»

Круглый стол «Использование семейных традиций в воспитании дошкольников» и др. (см. Приложение)

Презентации

Брошюры, листовки, буклеты («Как отвечать на детские вопросы?», «Основные правила семейного воспитания», «Трудовое воспитание», «Основы нравственных отношений в семье», «Здоровый образ жизни семьи», «Воспитание мальчиков и девочек» (см. приложение)

Почта доверия Ребята в почтовый ящик кладут рисунки на различные темы, например, «Как я провел выходные», «Мой любимый герой», «Больше всего я боюсь.», «Мое любимое блюдо» и др.

Лэпбуки «Моя семья», «Семейные традиции» и др.

Это интерактивная, тематическая папка. (Lap – это колени, book – книга). Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованность воспитателя разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь –главный ключ во взаимоотношениях педагога с родителями.

Памятки. Памятка – это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем-либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении различных образовательных задач.

Буклет – это издание, отпечатанное на одном листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы его можно читать и рассматривать не разрезая, а раскрывая ширмообразно.

«Почтовый ящик». Переписку невозможно себе представить без почтового ящика, в который складывают вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, обучения, развития детей.

Выставка. Это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов и др., расположенных для обозрения детей и взрослых. Они в нашей группе проводятся постоянно («Жизнь нашей группы», «Мой папа самый сильный», «Наши праздники» и др.)

Видеоролики. Это ролики, которые создаются в различных программах. В течении дня воспитатель снимает интересные моменты из жизни ребят, потом форматируем в различных программах и загружаем на сайты группы и ДОУ. (см. приложение)

«Семейная гостиная». Это форма свободного общения семей воспитанников и педагогов. «Гостиная», в зависимости от задач общения, может быть поэтической, музыкальной, театральной. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события, происходившие с ними.

Проектная деятельность педагогов, детей и родителей. Под проектированием понимается идеальное промасливание и практическое воплощение того, что должно быть. Каждому человеку приходится в своей жизни намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов. Проектирование позволяет взращивать новые формы общности педагогов, детей и родителей, решая различные проблемы воспитания ребенка, как в семье, так и детском саду. Проектирование помогает научиться работать в «команде» : от изучения реальной обстановки до реализации проекта. (см. приложение)

Инновационные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Однако одинаковые формы взаимодействия с родителями неэффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Воспитатель должен знать, как важны контакты с семьей, что они не только желательны, но и необходимы и входят в обязанность педагога. Доброжелательный тон в беседе с родителями, умение прислушиваться к их мнению — эти качества нужно приобрести специалисту.

Работа с родителями в условиях детского сада чрезвычайно важна для успешной помощи детям, посещающим детский сад. Только вместе с родителями мы можем добиться хороших результатов в работе с ребёнком. Такое взаимодействие способствует развитию педагогического просвещения родителей и их сотрудничеству с педагогами в процессе воспитания и обучения детей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас одна цель – сделать ребенка счастливым, здоровым, уверенно шагающим по жизни человеком.

Приоритетной целью в педагогике является формирование у дошкольников понятий семья, семейных ценностей и традиций.

Это включает в себя следующие задачи: расширить представление детей о семье, учить разбираться в родственных связях, обогащать первоначальные представления детей о семейных традициях, о праздниках, о взаимоотношениях между близкими, воспитывать у детей уважение ко всем членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.

Процесс формирования представлений о семье, её родословной, семейных традициях может быть осуществлен через различные виды деятельности.

· занятия

· рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций

· выставки детских работ

· дидактические и сюжетно-ролевые игры

· разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье

· семейные развлечения, конкурсы, праздники

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы»Опыт работы «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» Фотоотчет «Формы работы с детьми дошкольного возраста в природном центре группы» (из опыта работы)Экологическое воспитание – одно из важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья и система образования: оптимальные формы совместной работы в интересах ребенка
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 11:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД