Курбатова Ирина Павловна
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста
Мы подготовили видеоролик: https://youtu.be/o9TXYIE2cXE
Приятного просмотра!
Раннее детство - особый период становления органов, систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорномоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Сенсомоторное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов,умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения.
Публикация «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном возрасте очень велико. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Особенности сенсомоторного развития в раннем возрасте :
- Складывается акт рассматривания предметов;
- Формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа движения;
- Устанавливаются зрительно-двигательные координации;
- Устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между восприятием предмета, действием с ним и его называнием.
Работая в детском саду,на группе детей раннего возраста, мы обратили внимание на то, что наши дети,приходя в детский сад практически не имеют чувственного опыта,у них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика. Мы решили уделить большое внимание данной проблеме.
Поставили задачи:
- создать условия для обогащения и накопления сенсомоторного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Наши малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми.
Поэтому, мы организовываем жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Для этого в группе мы оформили сенсомоторный уголок.
Мы выбираем игровую форму обучения, так как игра, занимает важнейшее, ведущее место в обучении маленьких детей. Во время игры у детей вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, мы побуждаем повторять показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию - необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая решается во время игр.
В работу по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста включаются все виды учебно - игровой деятельности,а также режимные моменты. Новизна в нашей работе заключается в том, что формировании сенсомоторной культуры мы использую нетрадиционные пособия,сделанные своими руками. Мы считаем, что если по сенсомоторному воспитанию детей брать нетрадиционные пособия, игры, то у детей лучше сформируются необходимые сенсорные и моторные способности. Таким образом, роль нетрадиционных пособий в сенсомоторном воспитании детей несомненна, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки-это способствует полноценному развитию ребёнка.
Для сенсомоторного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие: воспитатель выделяет эталоны словом,слово обобщает, т. е. вносит то, что дает чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении, учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Так,под руководством взрослых,ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных.
Эти знания позволяют ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом и выделять особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный и двигательный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.
Таким образом, сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональному благополучию.
Помните! При работе с мелкими деталями и материалами необходимо находится вместе с ребенком, чтобы предотвратить случайное или намеренное проглатывание, раскусывание или попадание в носовые ходы!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!