Приложение МААМ

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Алена Григорьева
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие детей раннего возраста. Работая на группе с детьми раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Многие считают, что развитие личности и психики ребенка начинает происходить после трех лет и именно с этого возраста его нужно обучать и воспитывать, а в раннем же возрасте следует уделять внимание здоровью и физическому развитию. Это – серьезное заблуждение. (Е. Смирнова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.). Недооценка изменений, происходящих с ребенком в раннем детстве, приводит к тому, что далеко не все резервы этого возраста реализуются. Более того, многие возможности остаются нераскрытыми. Итак, что же представляет собой ребенок раннего возраста?

Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах

Ребенок раннего возраста очень любопытен и хочет познавать мир. Он не может быть равнодушным по отношению к окружающим его предметам. Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя поток сенсорной информации. И поэтому данный возраст можно считать наиболее важным в сенсорном развитии ребенка. Второй год жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает ходить, говорить, овладевает разными способами действиями с предметами. Ребенок с помощью взрослых учится более тонко воспринимать свойства предметов, классифицируя их по форме, величине, цвету. Именно на втором году жизни, при создании необходимых условий, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для его успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве очень велико и актуально во все времена. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание многие педагоги и психологи: В. С. Мухина, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, Ф. Фребель, А. К. Бондаренко и др. Задача по формированию первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве и др.) представлена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования – в образовательной области «Познавательное развитие», а также прослеживается в других образовательных областях: - социально-коммуникативное развитие – развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в процессе совместной деятельности; - речевое развитие – обогащение активного словаря; - художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия; - физическое развитие – развитие мелкой моторики.

Задачи сенсорного развития : - формировать представления о свойствах предметов: форме, цвете, величине; умение обследовать предметы с помощью зрительного и тактильного анализаторов, устанавливать сходства и различия между однородными предметами, умение группировать предметы по сенсорным признакам; - обогащать словарь детей, формировать умение называть свойства предметов (4 основных цвета, 5 форм, 3 контрастные величины); - развивать сенсорное восприятие, представления о сенсорных эталонах, мелкую моторику;- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, наблюдательность, любознательность, интерес к совместной деятельности. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой, – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Особые педагогические условия, созданные в группе детского сада, могут ускорить развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Изучив теоретические аспекты данной темы, я могу предположить, что развитию сенсорных способностей детей раннего возраста способствуют следующие педагогические условия: - отбор сенсорных объектов восприятия в соответствии с принципами доступности; - поэтапное ознакомление детей с сенсорными эталонами (от непосредственного восприятия сенсорного эталона к действию с данными эталонами с закреплением в слове к собственно-творческому отображению); - использования в работе с детьми приемов сопоставления, сравнения, включения детей и родителей в процесс проектной деятельности. Создание особых педагогических условий в группе способствует развитию сенсорных способностей детей, а вместе с тем их общему развитию. Поэтому в запланированной работе на начало года мной были поставлены следующие цели: - развивать и совершенствовать у детей раннего возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; - развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро- и макромоторику воспитанников.

Для сенсорного развития детей в моей группе создана предметная среда. - Дидактический стол для игр с водой и песком. -Уголок ряженья где висит одежа основных цветов. - Дидактические полки где находятся такие игры как пирамидки, рамки, вкладыши, пазлы, разрезные картинки, шнуровки и т. д. - Созданы нетрадиционные игры и пособия. Работая на группе раннего возраста, я изготовляла и создавала множество дидактического материала, стараясь соблюдать эстетичность приготовленного дидактического материала и учитывая специфику возраста. Чтобы добиться цели, я использую способ повторения тех же занятий с применением нового материала (концентрический принцип). Выполнение этих целей основывается на следующей идее: сенсорное развитие ребенка раннего возраста должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования «жизненной обстановки» в целом – помещений детского сада и его территории.

Сенсорное воспитание детей должно осуществляться через разные методические аспекты работы: - создание сенсорного уголка в группе; - игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия; - организация образовательной деятельности (подгруппами); - развитие мелкой моторики, стимуляция двигательной активности; - снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; - активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти; - повышение мотивации к самостоятельной и

Основная задача – предоставить малышу самые разные предметы для исследования. По результатам диагностики в конце года можно увидеть стойкую положительную динамику роста. На данном этапе уже можно подвести итоги: у детей повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определенных сенсорных эталонах; дети овладевают рациональными приемами обследования; они активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке; проявляется желание творить; повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности. На современном этапе развития человеческой цивилизации существенно меняются подходы к развитию детей раннего возраста, предъявляются качественно иные, чем в прошлом, требования

Поиск новых форм и методов обучения в наше время — явление не только естественное, но необходимое. Для расширения сенсорного опыта и активизации речи детей используются : сенсорные коробочки и бассейны с различным материалом: стеклянные фигурки и камушки, сухие листья. Сенсорное воспитание на данном в раннем возрасте – главное условие познавательного развития. Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Л. С. Выготский обращал своё внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Создавая условия в группе для формирования сенсорного (чувственного) опыта, мы решаем важнейшую задачу полноценного развития детей. Осуществляется эта работа путем организации зрительного, слухового, тактильного восприятия предметов, игрушек и дидактических материалов. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеет большое значение при работе с малышами. Но и в повседневной жизни, во время прогулок необходимо обращать внимание детей на форму, цвет, пропорцию явлений и предметов (листья деревьев, цветы на клумбе, узоры мороза на окнах и т. д.). Важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только видел вокруг себя разнообразие предметов, но и действовал с ними. Ведь именно в такой деятельности формируется мышление. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Публикации по теме:

Сенсорное развитие детей раннего возраста в соответствии с ФГОС Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная.

Обобщение опыта работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Детский сад № 209» г. Саратов Презентация Обмен опытом по теме самообразования.

Опыт работы на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии.

Презентация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» 1 слайд Актуальность проблемы В соответствии с действующим Федеральным государственным.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Педагогический проект: «Создание развивающей предметно – пространственной среды как средства сенсорного развития детей раннего возраста».

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игрыСенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении.

Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушениями слуха Сенсорное развития детей раннего возраста с нарушениями слуха. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста. Задачи умственного воспитания Ребенок рождается без каких-либо признаков интелекта, но, как сказал И. М. Сеченов,"корни мысли у ребенка лежат в чувствовании", т. е., прежде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста
Опубликовано: 8 февраля 2018 в 09:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алена Григорьева (УИ 29358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД