Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушениями слуха

Долгих Инна Александровна
Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушениями слуха

Сенсорное развития детей раннего возраста

с нарушениями слуха.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Восприятие – это непосредственное,чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей,

чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов – это

лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного

развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражи-

тели разного характера и интенсивности.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики: М. Монтессори,

Ф. Фребель, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии: А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е. И. Тихеева справедливо считали

Что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития,является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, та как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осяза-

тельные, обонятельные, вкусовые.

Значимость сенсорных ощущений для человека.

Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. Но

при этом нельзя не признать. Что сенсорные ощущения имеют разное значение для человека. Невозможно представить себе жизнь без зрительных ощущений

ведь большая часть информации воспринимается человеком посредством органов

зрения. С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов

окружающего мира, их удалённость друг от друга и расположение в пространстве.

Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться

приятными запахами фруктов, цветов и т. д. Вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя значительно обедняет её.

Слух очень важен для человека. С его помощью человек воспринимает и различает

разнообразные звуки, определяет их источник и направление, слушает музыку и т. д.

Человек с нарушенным слухом не может вести полноценную жизнь.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

с нарушениями слуха.

Глухой ребёнок с первых дней жизни попадает в неблагоприятные условия развития.

Задерживается, по сравнению с нормально слышащим ребёнком, развитие локомо-

торных статистических функций, что оказывает влияние на формирование межанализаторных связей, сужает ближайшее пространство, доступное органам чувств ребёнка.

Задерживается развитие предметного действия и, как следствие этого, развитие предметного восприятия.

Страдает развитие восприятия пространства и пространственных свойств видимых

объектов.

Не идентично с нормально слышащими детьми происходит и развитие акта хватания.

Анализ хватательных движений указывает на отсутствие чёткой дифференциации

форм и величин в зрительном плане и недостаточное участие осязательной чувстви-

тельности в восприятии этих чувств.

Развитие зрительного поиска, связанного с невидимым объектом, формирование

зрительно-слуховой ориентации в пространстве, локализация звука в пространстве при помощи биноруального слуха становится невозможным.

На протяжении преддошкольного детства в сенсорном развитии глухих и слабослы-

шащих детей происходят значительные изменения. К концу первого полугодия второ-

го года жизни большинство детей овладевает ходьбой и начинает свободно передви-

гаться, что кардинально меняет их взаимоотношение с предметным миром. Происхо-

дит развитие «соотносящихся» предметных действий, сюда относятся действия типа

накладывания предметов друг на друга, нанизывание колец на стержень, заполнение

вырезов вкладышами. Однако развитие такого рода действий происходит организо-

ванной взрослыми деятельности. Это развитие идёт очень медленно и неравномерно.

У значительного количества глухих детей старше двух лет наблюдается очень низкий уровень развития восприятия. Некоторые дети не могут действовать по подражанию

даже после двух лет. Дети подражают только некоторым действиям, чаще всего с хо-

рошо знакомыми предметами.

Дети с нарушением слуха отстают в области зрительного восприятия свойств и

качеств объектов.

В плане компенсации у детей с нарушениями слуха приобретают большой вес неко-

торые особенности поведения при выполнении заданий. Особенно большая роль при-

надлежит ориентировке а реакцию взрослого. У многих детей она носит гипертрофи-

рованный характер и препятствует ориентировке на свойства предметов. Указанная

тенденция на определённом этапе является существенным тормозом в развитии

восприятия и интеллекта.

У слышащего ребёнка в этот период речь взрослого является одним из ведущих

факторов развития. Всё большее значение приобретает собственная речь ребёнка.

У глухих отсутствует не только речевое общение, у них обеднено доречевое общение.

А в арсенале общения родителей с детьми часто отсутствуют необходимые способы общения.

Сенсорные эталоны.

Научить ребёнка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение

выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого су-

ществуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, присту-

пая к описанию этапов сенсорного развития ребёнка, нельзя не остановиться на по-

нятии «сенсорный эталон».

Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В

качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра, в качестве этало-

нов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом

сравнения одного объекта с другим). В слуховом восприятии эталонами являются

звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусо-

вом восприятии выделяют четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горь-

кий). В обонятельном восприятии имеет место деление запахов на сладкие и горькие,

свежие, лёгкие и тяжёлые запахи и т. п.

В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные, слуховые, осязательные,

двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более чёткими ребёнку помогают слова, но дети с нарушенным слухом лишены этой возможности, так как не слышат речь взрослого.

Особенности занятий по сенсорному развитию с детьми раннего возраста

с недостатками слуха.

В раннем возрасте необходимо проводить занятия по сенсорному развитию с детьми с нарушением слуха, так как при нарушении слуха страдает развитие познавательной

деятельности и существенно затрудняется формирование речи и словесного мышле-

ния. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства

ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Для полно-

ценного познания окружающего мира ребёнку необходимо научиться рассматривать,

ощупывать, сравнивать, вслушиваться в мелодию и звучащую речь. Развитие восприя-

тия тесно переплетается с развитием других форм деятельности и служит базой формирования речи и мышления.

Огромное значение имеет развитие восприятия для детей с нарушенным слухом.

Оказавшись в ситуации полного или частичного исключения одного из анализаторов,

развитию сохранных анализаторов следует уделять особенное внимание. У глухого

ребёнка потеря слуха в той или иной степени компенсируется деятельностью сох-

ранных анализаторов: зрительного, тактильно-вибрационного, кинестетического и др.

Но для того чтобы компенсация наступила, необходимо специальное развитие

соответствующих видов восприятия.

Целью своей работы по сенсорному развитию ставлю: развитие речи, развитие оста-

точного слуха и зрительного восприятия глухих и слабослышащих детей раннего возраста.

Далее я представлю игры по сенсорному развитию, которые могут быть частью занятия или режимных моментов. При проведении игры учитываю возрастные и

индивидуальные особенности детей.

Особенностью детей раннего возраста с нарушением слуха является неусидчивость,

Они не могут сосредоточится на одном виде деятельности, отвлекаются, смотрят по сторонам. Задачей педагога является: использовать такие игры, в процессе которых

изучаемый признак предмета становился для них по настоящему значимым.

Следует понимать, что малыш предпочитает практические действия с реальными

игрушками и предметами.

Игры по сенсорному развитию для детей раннего возраста

с нарушением слуха.

* Сенсорное развитие первого года жизни.

Маленький ребёнок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки

сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу

богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам

предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способ-

ствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому

развитию ребёнка.

Возраст 1 -2 лет один из важнейших этапов развития. В этот период ребёнку с нару-

шением слуха необходимо развивать слух, внимание, двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребё-

нок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация

движений. Точное выполнение упражнений для ног, туловища. Головы подготавли-

вает совершенствование движение артикуляционных органов. Особенно тесно связано со становлением речи развитие мелкой моторики пальцев рук.

У глухих малышей наблюдаются трудности в сохранении равновесия, недостатки

координации движений. Многие дети не в состоянии бросить мяч, т. к бросок связан с

нарушением равновесия.

Игры с шариками.

1. Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой

2. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это –«ворота». Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол»- подталкивают шарик к левой ладони.

3. Попросите ребёнка помочь вам собрать бусинки. Пусть он соберёт бусинки в

коробочку с маленьким отверстием.

Игры с верёвкой.

1.«Акробат». На полу верёвка, вытянутая по прямой линии. Малыш идёт по

по верёвке, руки – в стороны.

2. «Тропинка» .Ребёнок шагает по шнуру, выложенному зигзагообразно.

3. «Котёнок». На конце не большой палочки – верёвочка 0,5 м. К концу её

привязан бантик. Пусть малыш, как котёнок, подпрыгивает и пытается

достать бантик над его головой.

4.«Ручеёк». Ребёнок должен перепрыгнуть на двух ногах через

верёвку, лежащую на полу.

В результате этих игр у глухих малышей развивается координация движений,

дети ходят более уверенно, подражают действиям взрослого.

В этом возрасте необходимо развивать слух, вырабатывать условно-двигательную

реакцию на звук.

Игра «Слушай барабан».

Цель. Развивать остаточный слух, вырабатывать условно-двигательную рекцию

на звук.

Оборудование. Барабан, пирамидка, игрушка зайчик, ширма.

Ход игры.

Педагог вместе с зайчиком стучат в барабан, ребёнок реагирует на звук и

и снимает кольцо с пирамидки. В начале работа проводится на слухо-зрительной,

затем педагог стучит в барабан за ширмой.

В результате этой игры ребёнок умеет реагировать на звук и это помогает в даль-

нейшем при проведении обследования слуха.

Игра «Разноцветные палочки».

Цели. Учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать

предметы по цвету.

Оборудование. Счётные палочки контрастных цветов.

Ход игры.

Высыпьте перед ребёнком счётные палочки и предложите разделить их на две

кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия:

«Давай разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие».

Игра «Парные картинки»

Цели. Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание.

Оборудование. Два набора карточек с изображением знакомых детям игрушек

или предметов.

Ход игры.

Игра проводится индивидуально. На столе перед ребёнком разложите в ряд набор

картинок. Покажите ему карточку из другого комплекта и попросите подобрать

картинке пару. В случае затруднения продемонстрируйте малышу, как можно,

подобрать картинку, подкладывая её поочерёдно к каждой карточке в ряду, пока

не найдёт такую же.

Эта игра подготавливает детей с нарушением слуха к обучению глобальному

чтению.

*Сенсорное развитие ребёнка 2 – 3 лет.

В этот период жизни ребёнка задачи сенсорного воспитания существенно услож-

няются. Хотя малыш ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают

накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойств предметов.

В этом возрасте нужно познакомить ребёнка с цветом (красный, жёлтый, синий, зелё-

ный, формой предметов (круг, квадрат, треугольник, звуками окружающего мира

(детские музыкальные инструменты, речь различной громкости.

Задачи по развитию слухового восприятия в этом возрасте:

1. Развивать остаточный слух в процессе целеноправленного обучения восприятию на

слух речи и неречевых звучаний.

2. Обогащать представление ребёнка о звуках окружающего мира.

В соответствии с данными задачами предлагаю игры, направленные на развитие

речевого и неречевого слуха детей. Первоначально игровые упражнения предъяв-

ляются на слухо-зрительной основе. По мере того, как дети начинают уверенно

справляться с заданием, можно переходить к их предъявлению на слух.

Игра «Мишка и зайчик» .

Цели. Развивать слуховое восприятие, различать на слух темп звучания барабана.

Оборудование. Барабан, ширма.

Ход игры.

Объясните детям правила игры: «Будем играть. Мишка ходит медленно- вот так, а зайчик прыгает быстро -вот так. Когда я буду ударять по барабану ходите медленно,

ходите, как мишка, когда буду стучать быстро, прыгайте быстро, как зайчик.

При этом малыши различают звучание вначале на слухо-зрительной основе, видят,

как педагог стучит в барабан, затем на слух, педагог стучит в барабан за ширмой.

Игра «Барабан или бубен».

Цель. Учить детей различать звучащие игрушки. Развивать остаточный слух.

Оборудование. Барабан, бубен, таблички, ширма.

Ход игры.

Дети сидят перед педагогом за столами. Педагог показывает барабан и табличку

с подписью Барабан. Педагог ударяет в барабан и шагает, побуждает детей повторить эти движения под звучание барабана. Затем показывает бубен и бежит на месте,

дети повторяют за педагогом. Потом играет то на барабане, то на бубне, дети произ-

водят соответствующие действия. В начале работа проводится на слухо-зрительной

основе, затем на слух (педагог играет на музыкальных игрушках за ширмой).

Игра «Это кто?»

Цели. Развивать остаточный слух, учить различать речевые звучания,

Учить проговаривать сопряжённо звукоподражания.

Оборудование. Игрушки: корова, собака, кошка, ширма.

Ход игры.

Педагог показывает игрушки и проговаривает звукоподражания: му-му, мяу, ав-ав.

У детей игрушки, педагог проговаривает звукоподражание, дети показывают соответ-

ствующую игрушку. Затем педагог проговаривает звукоподражания за экраном, дети

находят игрушку.

Развитие зрительного восприятия.

Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. Зрительное восприятие для ребёнка с нарушением слуха – это главный

источник представлений об окружающем мире; кроме того, зрительное восприятие

имеет большое значение для развития возможностей глухих детей общаться с людьми. Общение предполагает при использовании дактильной речи тонкое и

дифференцированное восприятие мимики и жестов, изменение положений пальцев

руки, движений губ, лица, головы – при восприятии устной речи. Следовательно,

необходимо раннее развитие зрительного восприятия у детей с нарушением слуха

в единстве с обучением речи.

• Цвет.

Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырёх основных цветов: красного,

жёлтого, синего, зелёного.

Игра «Построим башню».

Цели. Учить различать цвета по принципу «такой - не такой

Оборудование. Крупные пластмассовые кубики контрастных цветов, таблички

Словарь. Красный, синий.

Ход игры.

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, на-

пример, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол. «Бу-

дем строить башню такого цвета. Покажите табличку с названием цвета. Найдите такие же кубики». Помогайте детям прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнивать их («такой - не такой»). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите принести другой кубик.

• Форма

Сначала малышей знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогают сра-

внивать фигуры, показывают, как обвести контуры фигур пальцем. Параллельно мож-

но дать детям представление об объёмных геометрических телах – шаре, кубе.

Игра «Катится – не катится».

Цели. Познакомить с объёмными геометрическими телами – шаром, кубом.

Развивать навык глобального чтения.

Оборудование. Кубики и шарики разного размера и цвета, таблички

Покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар (покажите табличку с названием) о н катится – вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик (покажите табличку). Кубик может катится? Нет,не может. Зато у кубиков есть углы, потрогайте их». Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.

• Величина.

Признак величины является относительным при сравнении на глаз, то есть результат

сравнения зависит от того, с каким предметом сравнивается данный предмет. Один

и тот же предмет в сравнении с другим предметом может казаться и большим и ма-

леньким.

Игра «Покормим кукол».

Цели. Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с поня-

тиями большой – маленький. Развивать навык глобального чтения.

Оборудование. Большая и маленькая кукла, большие и маленькие тарелки,ложки,

таблички.

Ход игры.

Показать детям кукол. «Это большая кукла»(покажите табличку с названием).

«А это маленькая кукла» (покажите табличку с названием).

Подберите куклам тарелки и ложки подходящей величины: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки

маленькой ложкой. Давай покормим кукол. Дети подбирают соответствующие тарел-

ки и ложки.

Целостный образ предмета.

В раннем возрасте детей учат узнаванию и различению предметов. При этом малы-

шам предлагаются простые знакомые предметы, которые могут быть целыми, так и

разборными. Также детей учат воспринимать изображения предметов на картинке.

Игра «Предметы и картинки»

Цели. Учить узнавать знакомые предметы по картинкам;

развивать внимание.

Оборудование. Игрушки и картинки с их изображением.

Ход игры.

Расставьте на столе игрушки, а детям раздайте карточки с их изображениями.

Затем предложите малышам подобрать картинки к соответствующим игрушкам.

Дети по очереди выбирают игрушки и кладут рядом картинки.

1. Сенсорное развитие ребёнка старше 3 лет.

Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознаком-

ление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

При этом сенсорное развитие происходит как вовремя специальных занятий, так и в

повседневной жизни. Например, знание о цвете, форме и положении предметов в пространстве закрепляются, расширяются и уточняются на занятиях изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и в процессе конструирования; предста-

ления о величине и количестве предметов – на занятиях по формированию элемента-

рных математических представлений. Осязание, вкус, обоняние продололжают разви-

ваться в повседневной жизни. Также неотъемлемой частью занятий по сенсорному развитию является работа по слуховому восприятию

Развитие слухового восприятия.

Игра «Сколько?»

Цель: Научить воспринимать акустически и вибрационно количество 1,2,3 и различать их

Оборудование: барабан, флажки с наклеенными на них кружками.

Ход игры.

Перед ребёнком лежат три флажка. Педагог 1 раз ударяет по барабану, затем берёт флажок с изображением одного кружка и поднимает его вверх. Таким образом, ребёнку даётся понять, что на один удар по барабану он должен отвечать поднятием флажка с 1 кружком. Подобным же образом показывается ребёнку, как он должен реагировать на два и три удара по барабану. Затем ребёнку предоставляется возможность самостоятельно выбирать флажки. Упражнение проводится сначала на основе слухо-зрительного восприятия.

Игра «Мы слушаем телефон».

Цели: Научить обращать внимание на телефонный звонок.

Помочь ребёнку усвоить понятие «телефон» и его функцию.

Оборудование: телефон, фото человека, который должен позвонить.

Ход игры.

Педагог ставит игрушечный телефон на стол. Всякий раз, когда звучит магнитофонная запись телефонного звонка, ребёнок берёт телефонную трубку телефона и говорит «Алло!». Затем педагог уменьшает громкость звучания магнитофонной записи. Увеличивает расстояние ребёнка от телефона.

Публикации по теме:

Развитие познавательных процессов у детей с нарушениями слуха Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Сенсорное развитие детей раннего возраста (из опыта работы) Современные родители хотят, чтобы их дети умели читать, писать, говорить на иностранном языке. Но, к сожалению, нужно не меньше, а то и.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Сенсорное развитие детей в группе раннего возраста Презентация по сенсорному развитию детей в группе раннего возраста. Слайд 2 В ФГОС выделены направления развития детей дошкольного возраста.

Презентация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» 1 слайд Актуальность проблемы В соответствии с действующим Федеральным государственным.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игрыСенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении.

Сенсорное развитие детей раннего возраста в соответствии с ФГОС до Сенсорное развитие ребенка раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО. Впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Сенсорное развитие детей раннего возраста. Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Игрушки
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей раннего возраста с нарушениями слуха
Опубликовано: 28 сентября 2017 в 15:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир,...
Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ. Тема...
Конспект занятия к Дню защитника Отечества «Наша армия родная»
Задачи: 1. Расширить знания детей о Российской Армии. 2. Воспитать патриотическое чувство, положительное отношение к воинам-защитникам. 3. Воспитать любовь...
Мастер-класс «Открытка маме к 8 Марта»
Мастер - класс: "Открытка маме к 8 Марта". Описание: данный мастер-класс предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, педагогов,...
Мастер-класс «Хризантема». Оригами
Мастер- класс оригами «Хризантема» Задачи: - Продолжить знакомство с техникой оригами. - Развивать умение изготавливать подарки своими руками. -...
Сценка к 8 марта «Чья мама важнее?» для детей старшего дошкольного возраста
Действующие лица. Ведущая ( воспитатель) , полицейский, врач, повар, учитель, парикмахер, певица, модельер ( роли исполняют дети) Ведущая. Весна пришла,...