Папки-передвижки

Опыт работы на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Ирина Панкратова
Опыт работы на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Публикация «Опыт работы на тему „Сенсорное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.

После проведения ряда исследований, учёные выявили, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

В литературе можно встретить два понятия: сенсорное развитие и сенсорное воспитание. В чём их схожесть, а в чём отличие?

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Ежегодно в нашем детском саду проводится большая работа по сенсорному развитию детей. Однако, детальный анализ результатов диагностики детей раннего возраста и вновь поступивших в наш детский сад детей, позволил нам сделать следующие выводы: 61 % детей не освоили программный материал по сенсорному развитию. Для выявления осведомленности родителей в этом вопросе было проведено анкетирование, в ходе которого выяснилось, что родители недостаточно компетентны в вопросах сенсорного развития ребенка, организации игр в условиях семьи. Не во всех группах созданы полноценные условия для организации игр, направленных на сенсорное развитие детей. Отсюда возникла необходимость создания системы работы по организации сенсорного развития детей раннего возраста.

В учреждении разработана ООП ДО, содержание которой в группах раннего возраста строится на основе программы «Кроха» (под ред. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева). Основным принципом программы является деятельностный подход к воспитанию и обучению детей. Большое внимание необходимо уделять развитию у детей сенсорной и предметной деятельности, общения, как ведущих в раннем детстве; установлению взаимосвязи между различными видами детской деятельности.

Поэтому наша основная цель в работе с малышами : создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей.

Коллективом определены следующие задачи:

1. Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей.

2. Разработать методическое сопровождение организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

3. Приобщить родителей к организации игр в семье и в детском саду.

Ожидаемый результат – у детей будет сформирован устойчивый интерес к играм и игрушкам, способствующим сенсорному развитию.

На одном из семинаров с педагогами разработали перспективный план работы по сенсорному развитию детей, включили его в общую систему комплексно-тематического планирования в группах раннего возраста, составили картотеку сенсорных игр и упражнений. Это помогло систематизировать работу, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам сенсорного воспитания детей.

Работу решено было начать с создания условий для сенсорного развития детей. В каждой группе был оборудован «Центр сенсорного развития», который оснащён соответствующими пособиями и материалами.

«Центр сенсорного развития» предназначен для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.); развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка; активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности детей.

При организации «Центра сенсорного развития» педагоги уделили внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка соответствовал общему оформлению группы и дополнял его.

При выборе места расположения «Центра сенсорного развития» в группе педагоги учитывали дидактические принципы ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО. Особое внимание уделили подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

«Центр сенсорного развития» используется в педагогическом процессе, как для проведения НОД, так и в совместной и самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности с детьми.

Параллельно проводилась работа и с родителями. Были проведены консультации, семинары - практикумы, мастер классы, оформлены папки - передвижки по сенсорному развитию детей. На родительском собрании подробно рассказали родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного развития сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков и расширения сенсорного опыта.

Была оформлена выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению представлений о сенсорных эталонах. Объясняли родителям, как играть с детьми в игры по сенсомоторике, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.

Родители участвовали в семейном смотре-конкурсе – создание игр для сенсорного развития ребёнка своими руками. Первое место по результатам конкурса присвоено семье Фроловых, участники отмечены грамотами и благодарностями от администрации ДОУ.

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей.

На данном этапе проведенная работа положительно повлияла на уровень сформированности у малышей представлений о сенсорных эталонах, 75% детей освоили программный материал. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети стали более успешны в освоении программных задач. В результате дети в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями овладели доступными им способами чувственного познания мира, произошло совершенствование всех видов детской деятельности. Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей в дальнейшем.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы на тему «Развитие сенсомоторики у детей младшего дошкольного возраста, или Мир в твоих руках»Опыт работы на тему «Развитие сенсомоторики у детей младшего дошкольного возраста, или Мир в твоих руках» Эта тема выбрана мной не случайно. Актуальность темы: Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё.

Обобщение опыта работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Детский сад № 209» г. Саратов Презентация Обмен опытом по теме самообразования.

Опыт работы на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть 2 3. Педагогический опыт: 3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. Правильно подобранные.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» .

Опыт работы по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»Опыт работы по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО.

Опыт работы воспитателя «Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами театрального искусства» Опыт работы воспитателя Конечных Татьяны Александровны Тема: «Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами театрального.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Педагогический опыт на тему «Влияние детского фольклора на развитие речи детей раннего возраста» Тема: «Влияние детского фольклора на развитие речи детей раннего возраста» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения.

Сенсорное развитие детей раннего возраста Педагогический проект: «Создание развивающей предметно – пространственной среды как средства сенсорного развития детей раннего возраста».

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста (опыт работы) Я работаю на группе с детьми раннего возраста пятнадцать лет. Хочу поделиться с Вами своим опытом. Дети второго года жизни радуются пению,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Опубликовано: 5 февраля 2018 в 16:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Панкратова (УИ 933629) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД