Лучший педагог года

Опыт работы по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста» (3 фото)

Пухова Светлана Николаевна
Опыт работы по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 3» ЛЕВОКУМСКОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Опыт работы по теме :

«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

составлен

воспитателем

Пуховой С. Н.

с. Левокумское

Публикация «Опыт работы по теме „Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

2018г.

Сенсорное воспитание ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Этот период жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. В его поведении все отчетливей прослеживаются элементы произвольности, целенаправленности, осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы.

Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Поэтому я выбрала тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

Мой опыт работы с детьми раннего возраста показывает, что работу по сенсорному развитию необходимо вести планово и систематически, с постепенным нарастанием сложности, переходя от конкретного показа к словесным инструкциям и указаниям. С учётом этих условий я разработала перспективно – тематический план игр для развития сенсорных навыков, конспекты игр и занятий по сенсорному развитию, карты наблюдений за уровнем сенсорного развития детей, план индивидуального развития детей по сенсорному воспитанию.

Считаю, чтобы сенсорное воспитание заняло достойное место в системе работы с детьми, должны быть соблюдены необходимые условия:

• Последовательное и планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой;

• Совмещение в деятельности ребёнка элементов игры;

• Постепенное усложнение развивающей задачи и условий игры;

• Привлечение родителей к формированию сенсорных навыков у детей раннего возраста.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, т. к. не все дети в равной мере овладевают этими качествами. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, я закладываю первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Дети многое узнают о разных предметах: об их значении, о внешнем виде, свойствах (форма, цвет, величина, вес, качество материала, запах и др.). У детей при этом развивается и совершенствуется восприятие. Я учу детей слушать и понимать обращённую к ним речь и самим пользоваться речью.

Большое внимание я уделяю играм с предметами, которые ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение. В ходе НОД с дидактическими игрушками решается широкий круг воспитательно-образовательных задач : развитие восприятия, мышления, памяти, воображения и др. психических функций. Формирую умение детей ориентироваться в различных свойствах предметов, не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, массе, соотношении частей, звуковых свойствах предметов. Совершенствую моторику пальцев детей, координацию движений левой и правой руки, пробуждаю познавательную активность. Особенно хочется отметить мой опыт работы с пирамидкой, действия с которой не только обогащают чувственный опыт ребёнка, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как нанизывание, разъединение, составление по убыванию и возрастанию колец у детей развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Эффективны приё мы по обучению малышей действиям с геометрическими телами-вкладышами: конусами, цилиндрами, кубами. Предметы-вкладыши помогают детям познавать не только форму, величину, но и пространство, соотношение предметов. Особое внимание я уделяю такому действию, как выкладывание предметов в коробки разной формы. Очень интересно и занимательно провожу НОД по художественному конструированию, когда дети выкладывают различные изображения из геометрических форм. Значительно расширяются умственные способности ребёнка при выполнении действий по картинке (соотношение реального предмета и его изображения).

Действуя с дидактическими игрушками, ребё нок учится решать простые умственные задачи: поставить рядом два предмета одного цвета; сравнить, какой предмет больше, какой меньше; выделить предмет из общей массы и др.

Большое внимание я уделяю ознакомлению детей с цветом. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый, зрительный образ цвета. Очень важно, чтобы различие цветовых тонов было значимо для самого ребёнка. Поэтому, знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. По моему мнению, чтобы малыши успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:

• Предметы должны быть привлекательными для ребёнка, вызвать эстетическое отношение;

• Предметы должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлоты и яркости.

Этим требованиям отвечают игрушки и пособия, изготовленные из шёлка, пластмассы, картона, дерева.

Работу по восприятию цвета с детьми раннего возраста я начала с оформления групповой комнаты, используя чистые цветовые насыщенные тона. Цвет оказывает на ребёнка огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает настроение. Уже в прихожей ребят встречает уютная обстановка, красочный родительский уголок. Дверцы гардеробных шкафов разного цвета. Различные сюжетные и предметные изображения располагаются по всей групповой комнате: фотографии детей расположены на весёлом паровозике; в сенсорном уголке три грибочка разной величины; детям улыбается солнышко; на дереве сидят весёлые птички; в физкультурном уголке зайка и мишка играют в мяч. Эти композиции помогают в усвоении сенсорных восприятий, а также несут в себе большой эмоциональный заряд.

В начале учебного года проводится диагностика, которая даёт полное представление, какие сенсорные свойства дети усвоили, а какие вызывают у них затруднения. Выяснилось, что лишь небольшая часть из них различают основные цвета.

Анализируя результаты диагностики, появилась необходимость составить карты наблюдений на каждого ребёнка, имеющего низкий уровень развития познавательной деятельности. В данных картах отражён план наблюдений, который поможет отследить динамику по ознакомлению детей с цветом, выделить последовательность действий воспитателя, определить продолжительность и периодичность наблюдений.

Каждое из наблюдений проводится в три замера при помощи таких игр как: «Весёлые предметы», «Подбери такой же», «Собери цветок», «Листопад», «Ёлочки и грибочки».

Работу по восприятию цвета провожу с учётом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим цвет, задания в дидактических играх усложняются. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагаю задания в облегчённом варианте.

В своей работе я использует игры-самоделки: «Цветное домино», «Цветные полоски», «Рыбки и хвостики», «Бабочки и крылья», которые вызывают у ребят большой интерес.

В повседневной жизни дети постоянно совершенствуют свои сенсорные способности, складывая игрушки, размещая их на полках, учитывая при этом величину, форму, цвет. За обеденным столом, во время прогулки, при одевании мы с детьми постоянно обращаем внимание на различие и сходство предметов по их признакам.

Так же я работаю в тесном контакте с родителями. В работе с семьёй использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Провожу родительские собрания, клубы, игровые занятия «Воспитание чувств в системе Монтессори, сенсорные упражнения», практические консультации «Обогащение сенсорного опыта ребёнка 2-3 лет, посредством дидактических игр», «Планирование и методика проведения занятий по сенсорному воспитанию», беседы, выставки. Подробно рассказываю родителям о содержании работы по знакомству малышей с цветом, о важности своевременного воспитания цветового различия, а также о том, какая работа должна проводиться с детьми в семье. Совместная работа с родителями оказывает положительное влияние на умственное развитие детей.

Существенным является и такой фактор, как закрепление знаний в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности, в игре и т. д. Вся работа с детьми организована таким образом, что создаёт хорошее настроение, доставляет им удовольствие. Ребёнок постоянно радуется своим достижениям, именно эта радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста и играет важную роль в процессе дальнейшего воспитания.

Опыт работы по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
Фото «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
Опыт работы по теме - фото
Публикации по теме:

Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Работа с родителям и педагогами Опыт работы «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Франковская Зоя Александровна 1. Введение. Актуальность проблемы.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» .

Опыт работы по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам и традициям малой Родины и казачества» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание.

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг». Информация из опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг в старшей.

Опыт работы по теме «Ручной труд как всестороннее развитие детей дошкольного возраста»Опыт работы по теме «Ручной труд как всестороннее развитие детей дошкольного возраста» «Ручной труд как всестороннее развитие детей дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Ручной труд способствует разностороннему.

Опыт работы по теме «Здоровьесберегающие подходы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Автор опыта.

Опыт работы Тема: воспитание патриотических чувств и любви к стране, родному городу у детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно.

Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества» Там, где сладко пахнет смородиной, Там, где дом и родная земля,- Это всё называется родина, Дорогая, родная земля! Даже солнце здесь светит.

Опыт работы «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи Актуальность: В настоящее.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Экологическое воспитание детей в дошкольном возрастеПроблема экологического воспитания в наше время оказывается на первом плане, ей уделяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 декабря 2017 в 22:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД