Сенсорное развитие дошкольников

Алёна
Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие ребёнка - это развитиеего восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности, расширяет кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Направления нашей работы:

-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)

«Соберем бусы для куклы».

Цель: развивать сенсорное восприятие детей. Яркие красочные бусы, в виде фруктов и животных, развивает творческие способности и моторику рук. Вызвать желание помочь кукле, собрать бусинки на нитку.

Материал: деревянные бусы с отверстием внутри, шнурки и кукла.

Ход занятия: воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение.

- Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает, только на руки берешь.

Я надену кукле бусы, платье новое сошью.

Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою.

Воспитатель: - Ребята, наша кукла очень расстроена. У нее порвались бусы, и все бусинки рассыпались, давайте поможем кукле. Соберем бусинки на шнурки. Посмотрите, у нас есть шнурки, разноцветные животные и фрукты.

Воспитатель показывает детям, как нужно нанизать бусины на шнурки, и предлагает детям сделать это самостоятельно.

- Вот какие красивые бусы получились! (оценивает работу детей).

- Теперь наша кукла очень рада, ребята, и благодарит вас за помощь!»

«Цветные деревянные грибочки»

Цель: способствовать развитию речи, памяти, внимания; различению цвета, размера; продолжать учить понятия «больше - меньше».

Материал: цветные счетные палочки.

Ход занятий:

Для начала надо познакомить ребенка с палочками. Выложить перед ним набор и дать ему возможность изучить их.

Игры:

Выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений: «стул», «домик», «цветочек», «дорожки»;

• Сравнение палочек по длине, по высоте, количеству (одна, много) ;

• Выкладывание квадратов, прямоугольников, треугольников.

-обучение способам обследования предметов

Дети учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом – дополнительных частей

Дети не могут выбрать из готовой постройки нужную деталь, не умеют последовательно рассматривать картины.

Главная роль принадлежит взрослому, направляющего процесс обследования предметов Дети раннего и младшего возраста изображают предметы, состоящие в основном из одной части, форму передаю обобщенную, приближающуюся к геометрической фигуре - эталону. Поэтому и содержание обследования очень простое - вычленить форму, цвет. Т. к. на занятия отводится немного времени, а малышам (каждому) нужно потрогать, ощутить предмет вычленить форму, обследование обязательно нужно провести до занятия (по подгруппам, индивидуально). В младшей группе чаще, чем в других, при обследовании необходим совместный жест. В этой группе, особенно при интенсивном сенсорном воспитании и развитии, возможно подведение детей к обобщениюпредметов по признаку формы (круглыми могут быть яблоки, мячи, шары, пуговицы и т. д.). На этой основе уже в младшей группе возможно формирование обобщенного способа изображения (все круглые предметы рисуются, лепятся одним и тем же способом).

-развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина). Для обучения ребёнка правильному определению величины предметов мы используем три направления:

1. Практическое выделение формы.

Ребёнок должен подбирать по образцу предметы одинаковой величины. Для игры мы используем вкладыши как геометрических тел, так и тематические. Обязательно ребёнком должны использоваться приёмы проверки путём приложения, наложения, соотнесения.

2. Выбор предметов заданной величины по просьбе взрослого.

На этом этапе ребёнок учится понимать и по возможности произносить названия величины; осуществляет различные способы действий с предметами (выбирает. Размещает, соотносит, группирует).

3. Подбор предметов заданной величины, опираясь на зрительное соотнесение.

При проведении игр по формированию восприятия величины в раннем возрасте мы используем дидактические игрушки: пирамидки, матрёшки, грибочки, вкладыши.

Способы, используемые в работе

1. создание центра сенсорного развития в группе;

Фото

2. фронтальные и подгрупповые игры-ситуации;

Задания на выполнение предметных действий.

Целью обучения является: фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова,необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

«Пора кушать»

В эту игру можно включать множество разнообразных действий. Самые простые, доступные уже годовалым малышам действия связаны с приемом пищи. Взрослый может показать ребенку, как «покормить» куклу, поднося ложку к ее рту, как «напоить» ее из чашечки или бутылочки, и предложить ребенку сделать то же самое.

Постепенно круг подобных игровых действий можно расширять, включать в игру эпизоды, связанные с приготовлением пищи, сервировкой стола, мытьем посуды. Одновременно увеличивается число игровых предметов (в том числе — предметов-заместителей, персонажей, усложняются сами игровые действия. Предлагаем перечень действий, которые можно совершать в любой последовательности, разыгрывая данный сюжет.

• Сварить суп, кашу, компот, вскипятить молоко на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и т. д., покормить куклу из тарелочки (ладошки, ложечкой (палочкой, напоить из чашечки. В качестве плиты можно использовать кубик или другой плоский предмет.

• Сварить яичко (шарик, подуть на него, разбить ложкой (палочкой, покормить куклу, мишку.

• Сварить картошку (шарики, комочки бумаги, размять на тарелочке; сварить сосиски, макароны (счетную палочку, цилиндрик из конструктора, порезать пластмассовым ножичком (палочкой).

• Поджарить на сковородке котлетку (колечко от пирамидки, крупную пуговицу, можно слепить ее из пластилина, затем выложить на тарелочку.

• Налить чай, сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (можно использовать пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантики, шарики).

• Угостить куклу фруктами и овощами (их можно нарисовать или вырезать из бумаги: например, зеленый овал — огурчик, оранжевый — морковка, красный кружок — яблочко или помидор, зеленый круг в полоску — арбуз).

«Кукольный домик»

Для строительства и обустройства кукольного домика или комнатки можно использовать разнообразные материалы и игрушки: кубики, элементы строительного конструктора, конструктора «Лего», большие и маленькие картонные коробки, спичечные коробки, кукольную мебель. Выберите с ребенком куклу или зверюшку, для которого будет оборудоваться жилье.

Для большой куклы можно взять большую картонную,разыгрывать небольшие сюжеты («кормление», «укладывание спать» и т. д.). Для игр с маленькими игрушками (пупсиками, матрешками, мелкими зверюшками) пригодятся обувные коробки.

3. сенсорный маршрут на участке;

Существенным фактором в планировании и методике проведения образовательной деятельности по сенсорному развитиюявляется взаимосвязь обучения на НОД с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки — свойства снега. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д.

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. В этом помогает сенсорный маршрут на участке приюта. Проходя по сенсорному маршруту на участке, дети обследуют на ощупь листья деревьев, наблюдают окрас цветов, звуки птиц.

фото

Центр сенсорного развития.

При организации центра сенсорного развития мы уделяем внимание предназначению предмета, где в процессе игры дети обогащают свой чувственный опыт.

Направление центра сенсорного развития:

-для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

Содержание сенсомоторного уголка в группе

Зрение: приспособление с интересным световым эффектом

Слух: книга с криками домашних животных.

Осязание: гусиные пёрышки

Обоняние: Естественные, природные запахи (апельсиновые корки,еловая ветка).

-стимуляции двигательной активности;

Стимуляция двигат активности. Помимо непосредственно занятий по физкультуре ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики – 5-8 минут. В перерывах между сидячими занятиями и после дневного сна тоже устраиваются, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие ребенку возможность размять тело.

Ежедневно, после дневного сна, и пробудки, дети проходят по коврикам здоровья.

- снятия мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

«Поймай бабочку» (нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления).

Взрослый показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Ребенок повторяет показанные движения. Затем медленно разжимает кулачки, смотрит, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

«Улыбка» (снять напряжение мышц лица).

Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком.Взрослый: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

«Холодно - жарко» (снять психо-эмоциональное напряжение).

Взрослый: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам - греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер.» (Дети повторяют действия.)

- создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

Для обеспечения гармоничного развития ребёнка необходимо правильная организация эмоционально благополучной среды в группе.

Можно предложить следующие виды деятельности, направленные на развитиеположительных эмоций:

1) Сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку – пищалку,. пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка,

2) Рисование фломастерами, маркерами, красками

3) Слушание негромкой спокойной музыки

- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

Цель: Закрепить знания о домашних животных. Побуждать к диалогу по поводу изображенного на картинке. Развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой речи.

Материал: Картинки из серии «Домашние животные». Картинки из серии «Животные и их детеныши»

Ход игры:

1. Воспитатель показывает детям знакомые им картинки и спрашивает, какие животные на них изображены. Дети узнают и называют их; если дети затрудняются, напоминает сам названия животных.

2. Воспитатель поочередно показывает картины (среднего размера, на которых изображены взрослые животные и их детеныши. Посмотрите, кто же на картинке нарисован? Правильно, собака, а кто рядом с нею? Это ее детеныш - щенок. Кто же это?Повторите: собака со щенком. Аналогично рассматриваются и другие картины.

Педагог дает картинки детям, организует их рассматривание и обсуждение того, что они видят. Отмечаются особенности детенышей.

Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

Цель: Развить слуховое внимание.

Материалы: Ширма,музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка.

Ход игры:

Педагог показывает детям игрушечный бубен, барабан, погремушку, называет их и просит детей повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать,как они звучат: он играет на барабане, звенит погремушкой, стучит по барабану ладонью; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» -спрашивает он детей. проигрывает на каждом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет,

Игра «Найди желтый листочек»

Цель: Формировать цветовое восприятие, побуждать участвовать в совместной деятельности,повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, кружатся, красные, желтые, вьются, летят; воспитывать любовь к окружающему миру.

Материал: фланелеграф,предметные картинки: красные и желтые листья, вазочка, собачка и котенок.

- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности ребенка.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов, создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снега на участке, объем воды и т. д. Всё это для него – объекты исследования. Технологию детского экспериментирования в детском саду можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.

Для развития творческой исследовательской активности и познавательной мотивации в группе постоянно пополняется уголок экспериментирования. Грамотное сочетание материалов и оборудования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Материалы для исследовательской деятельности:

Природный материал – камешки, глина, песок, ракушки, перья, спилы, листья деревьев, семена, шишки и т. д.

Разные виды бумаги, гуашь, акварельные краски.

Различные фантики от конфет.

При ознакомлении детей с сенсорными эталонами, используется игровой персонаж. Сказочный герой помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов. Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, с окружающим миром. Дети узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном центре экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот центр.

В группе собран материал на развитие тактильных ощущений,используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы и многое другое.

Пособия и материал для определения цветового спектра под общим названием “Разноцветная мозаика”, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагается найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке (по образцу).

Природа создала все то что ребенок познает,дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала, и одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.

2. Элементарные продуктивные действия.

1.2 Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.

2.2. Рисование красками.

Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.

По каждому из четырех типов заданий проводятся несколько занятий, в которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета, поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев и усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.

2.3 Тактильно-двигательное восприятие

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитиютактильно-двигательных ощущений:

- лепка из глины, пластилина, теста;

- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга) ;

- конструирование из бумаги;

- рисование пальцами, кусочком ваты, кисточкой;

- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

- собирание пазлов;

- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Игры Суд-джок.

Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. Так,при группировке предметов по величине ребенку предлагается:

- посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;

- посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой; снова посмотри на свой предмет;

- найди глазами, где у воспитателя лежит такой же; покажи его воспитателю;

положи свой предмет рядом с образцом.

При индивидуальном пояснении, если ребенок в принципе понял задание, некоторые перечисленные звенья развернутойинструкции могут быть опущены и инструкция может выглядеть следующим образом:

- посмотри внимательно на свою игрушку; теперь посмотри, какие у меня игрушки; где у меня такая же игрушка, как твоя; положи свою игрушку вместе с такой же моей.

По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:

- возьми предмет; посмотри на мои игрушки; положи свою игрушку вместе с моей такой же.

Важным принципом организации процесса развития сенсорного воспитания является систематичность. Поэтому каждое игровое занятия я начинаю с пальчиковой гимнастики «Пальчик, пальчик, где ты был», «Сорока-сорока», или с игр с текстом «Все захлопали в ладоши», «Муха летала», «Мы хлопаем руками.»

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий и закрепляется в продуктивной деятельности. «Нарисуем красный шарик», «Построим высокую башню», «Лепим чашки для трех медведей».Следующим этапом работы тематическое планирование материала которое согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим.

«К нам пришла красавица осень», «На деревья, на лужок выпал беленький снежок», «Одуванчики на нашем участке»

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что сенсорное воспитание включает широкий обьём признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Лэпбук «Сенсорное развитие»Лэпбук «Сенсорное развитие» Лэпбук -это новое пособие, которое стало популярным среди воспитателей. И самое главное его можно и нужно сделать своими руками. А если взрослые.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Игрушки
Автор публикации:
Сенсорное развитие дошкольников
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 19:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День осведомленности о пингвинах

Красавцам в черных смокингах, обитающим во льдах Антарктиды, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с пингвинами и увлечь...

20 января. День лево-право на МААМ

В стародавние времена солдат-новобранцев учили понимать, где лево, а где право, привязывая к их ногам по пучку сена и соломы. У нас задача ещё сложнее: современные дети не знают отличий и сена от соломы...

Конспект наблюдения за снегирём в старшей группе детского сада
Под окном моей квартиры растёт развесистое дерево, которое облюбовала стайка снегирей. Я решила поэкспериментировать и насыпала сырые семечки подсолнечника...
Оформление приёмной в ДОУ
Оформление приёмной в ДОУ в группе раннего возраста «Сказка». Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей....
Праздник «Крещение». Традиции, обычаи, приметы
Крещение – является одним из главных христианских праздников. Он начинается вечером 18 января, в это время все православные отмечают Крещенский Сочельник ....