Приложение МААМ

Сенсорное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)

Надежда Щёголева
Сенсорное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема сенсорного развития в дошкольной педагогике разрабатывалась такими учеными, как А. А. Нова, А. В. Запорожец, М. Н. Подьяков. Заметный вклад в исследование этой проблемы внес К. Д. Ушинский.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Признавая важную роль первых лет жизни ребенка, я считаю, что основное внимание родителей и воспитателей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей, главным образом, через развитие органов чувств. Накопление ощущений и представлений через использование органов чувств, через их развитие – трудный, длительный и противоречивый процесс.

Публикация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Дети в этом возрасте усваивают тысячи разнообразных представлений, проверяют бесчисленное количество раз данные одного ощущения результатами других и затем путем бесконечного повторения заучивают их до полной автоматичности. Дети инстинктивно совершают изо дня в день гигантскую работу, одну и ту же вещь осматривают со всех сторон, тащат в рот, прикладывают к уху, бросают – в общем, производят с ней бесценные, всевозможные опыты. Познавая окружающий мир, ребенок учится мыслить. Наша задача – помочь ребенку освоиться с разнообразными ощущениями, научить осмысливать через них себя и окружающий мир. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания – систематическое упражнение органов ощущений, осуществляемое в 2-х направлениях.

Во-первых, упражнения в познании новых явлений, предметов; во-вторых, тренировка отдельных ощущений с целью увеличения силы и точности их восприятия.

Для обеспечения полноценного сенсорного развития ребенка необходимо обеспечить детей разнообразными впечатлениями и различным материалом для активной деятельности. Особенно богатые впечатления дети получают на прогулке: явления природы, различный природный материал (песок, вода, снег, и др., птицы, домашние животные, жизнь улицы обогащают зрительное и слуховое восприятие, ориентируют представления, разнообразят предметную деятельность. Обогащает чувственный опыт соответствующая окружающая обстановка. Специально подобранные игрушки и пособия, различные по цвету и величине, материалу, форме, назначению, способам использования очень обогащают восприятие ребенка и практически знакомят его с реальными свойствами вещей. Такие предметы находятся у нас в сенсорном уголке. Побуждение детей к самостоятельным доступным по возрасту действиям во время еды, туалета и других режимных процессов также значительно расширяет восприятие и круг представлений ребенка.

Большое место в сенсорном развитии занимают дидактические игры, в процессе которых в занимательной форме осуществляется умственное развитие и обучение детей. В этих играх путем упражнений под руководством воспитателя уточняется и развивается восприятие, ребенок приобретает определенные знания, умения, учится выполнять правила.

Работа по формированию познавательных способностей начинается со знакомства с цветом и формой. Конкретная цель обучения – научить детей различать и называть цвет и форму, систематизировать предметы по этим признакам. Обучение мы начинали с красного цвета и с таких признаков формы, как большой, маленький. Виды игр, которые мы используем с детьми на классификацию признаков: цвет и форма. «Найди предметы такого же цвета (на пластины зеленого цвета нужно подобрать предметы только зеленого цвета, на красную пластину – только предметы красного цвета и. т. д.).» «Разложи шарики на поле» (шарики желтого, синего, красного и зеленого цветов раскладываем на дощечках с отверстиями соответствующих цветов, «Покорми птичек».

Виды игр на название цвета: «Назови цвет предмета», «Угадай, какого цвета одежда». Игры на систематизацию: «Разложи предметы по цвету». Я выкладываю дидактический материал для свободной игры (например, кубики) и побуждаю детей называть цвета. После этого дети систематизируют материал по цвету.

Чтобы закрепить полученные знания о цвете я провожу с детьми игры в течение всего пребывания их в детском саду (Например, обращаю внимание на то, какой красивый красный костюм у Наташи и предлагаю детям найти у себя в одежде что-нибудь красного цвета или вместе с детьми собираем на один стол игрушки только синего цвета, за другой стол зеленого цвета и. т. д.). Главное в работе – чаще фиксировать внимание детей на цвете.

При рассматривании книжных иллюстраций я подбираю книги с цветными рисунками, в которых чаще всего встречаются изучаемые цвета. В беседах с детьми я завожу разговор о цвете, предлагаю ребенку назвать свой любимый цвет. Во время рисования мы используем краски заданного цвета (травка – зеленая, цыпленок – желтый и. т. д.)

Так же как и цвет, форма имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Знакомя детей с признаками предметов «большой», «маленький», мы проводим такие игры на классификацию: «Оденем куклу» (дети должны подобрать одежду для большой, маленькой куклы). На называние предметов мы используем такие игры, как»Чудесный мешочек» (Дети на ощупь должны определить предмет, его величину, назвать его: пуговица большая или маленькая, камешек большой или маленький, кубик большой или маленький).

Затем мы проводим игры на систематизацию: из строительного материала, имеющегося в группе, выбираются большие и маленькие кубики. Дети строят башенку, чередуя большой и маленький кубики.

Проводим подвижные игры на закрепление (например, при слове «большой» дети становятся такими большими, как великаны. Они встают на носочки и поднимаются вверх. При слове «маленький» дети становятся такими маленькими, как «карлики», дети приседают). Закрепление материала проводится в течение всего дня. Во время беседы я стараюсь рассказывать детям о больших и маленьких животных. Во время сервировки стола я обращаю внимание на то, что среди ложек, тарелок есть маленькие и большие. Во время физкультурных занятий я предлагаю детям достать из корзинки сначала большие, а затем маленькие мячики.

При ознакомлении детей с признаками предметов «длинный», «короткий» используем д/и на классификацию или же на конструировании дети строят длинную и короткую дорожку для матрешек. Используем игры детей на название данного признака: «Мы шагаем» (Дети ходят по комнате, делая короткие и длинные шаги).

При знакомстве детей с формой предмета начинаем с такого предмета, как мяч. Обращаю внимание на то, что он круглый, может катиться. Предложила детям подвижную игру с мячом (Дети, сидя в кругу, катали мяч друг другу, а потом я предложила покатать кубик. Дети на собственном опыте убедились, что кубик не катится. Обсудила с детьми причину неудачи, рассказала о свойствах круглого предмета по сравнению с кубиком). У нас есть такая игра «Разложи правильно», где на карточках наклеены геометрические фигуры, и дети должны правильно наложить все круги на круги, а квадраты на квадраты.

Во время рисования дети рисуют предметы круглой формы: мячи, моточки ниток, комочки снега. Во время занятия лепкой дети лепят приемом раскатывания: «Мячик для куклы», «Яблоки», «Вишни в корзине», «Колобок румяный бок».

На конструировании мы с детьми строим домик из кубиков, а крыша у него треугольная.

На название формы снова использовала игру «Чудесный мешочек», где дети находили круг, квадрат, вынимая их из мешочка и называя их. В свободной деятельности для закрепления использовала коробочку с прорезями (д/и «Почтовый ящик», куда дети опускали предметы разной формы. У нас есть д/и «Собираем елочку», где дети из треугольников разной величины собирают елочку; д/и «Снеговик растаял», «Собери неваляшку» (дети из кругов разной величины собирают снеговика и неваляшку).

Положительное влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей может быть достигнуто при условии проведения их не в виде изолированной тренировки отдельной функции. Например, угадывание цвета на одном и том же пособии не проводится, а используется разный материал и в различных сочетаниях двигательной активности с разнообразной умственной деятельностью.

Так, например, для уточнения цвета дети действуют с разнообразными материалами – пирамидками, коробочками, пуговицами, крышками, кубиками, картинками, игрушками. Детям даются разные задания, требующие различия и угадывания цвета. Например: «Дай, пожалуйста, все красные шарики». «Посмотри какое платье у Алены? Да, оно тоже красное».

Для развития мелкой моторики мы используем различные шнуровки – это и д/и «Помоги пройти по дорожке», и рамки со шнуровками в виде грибочка, круга и др. ; пуговицы – одеяло с нашитыми на нем пуговицами, где дети могут прикрепить различные фигуры, это и различные предметы, выполненные из ткани, где на пуговицах пристигаются различные детали (у машинки – колеса, у елочки – игрушки, у снеговика – кружочки и. т. д.). Большую помощь в сенсорном развитии детей оказывает коврик развития. Элементы коврика малыши могут трогать, мять, тянуть, отстегивать (причем используются и пуговицы, и липучки, и кнопочки, и крючки, застегать и расстегивать молнии, перебирать колечки на шнурке, позвонить в колокольчик, завязать бант – то есть самыми разными способами давать волю исследовательскому движению и любопытству. Каждый элемент коврика многофункционален и направлен и на развитие различных анализаторов ребенка, и на стимулирование его социальных реакций, и на развитие навыка схватывания предметов, вообще моторики руки и пальцев (особенно большого и указательного).

Часть дидактических игр проводится без специальных пособий. Для развития слуховой чувствительности мы организуем такие игры: «Послушай и назови, что слышно» или «Угадай и скажи, кто как кричит». В первой игре предлагаю детям прислушаться к тому, что слышно вокруг (лай собаки, шум ветра, капание воды из крана, а во второй – к тому, что я произношу, подражая голоса, птиц. Упражнения в правильном произношении содержится в такой, например, игре: «Скажи, кто как кричит», «Как кукушка кукукает», «Как звенит колокольчик» и др.

Различный природный материал – песок, вода, камешки, шишки, также используется, как дидактический. Например, наполняя песком разных размеров ведра, сравниваем их по тяжести. Развитие сенсорной культуры осуществляется также на музыкальных занятиях, при лепке, рисовании, конструировании.

Дидактические игры я провожу на занятиях. По мере того, как дети овладевают дидактическими пособиями, т. е. используют их целесообразно, в соответствии с задачей, эти пособия передаю для самостоятельной деятельности. Но стараюсь, чтобы дидактические пособия использовались строго по назначению, помогали детям в правильном решении задания и усвоении соответствующих умений. Провожу индивидуальную работу, стараюсь, чтобы все дети усвоили материал. Полученные детьми знания я закрепляю при повседневном общении с детьми во время игр, на прогулках, в быту.

Публикации по теме:

Пособие по сенсорному развитию «Моя подружка — подушка»Пособие по сенсорному развитию «Моя подружка — подушка» От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми.

Тактильная книга «Моя первая книга» для детей раннего возрастаТактильная книга «Моя первая книга» для детей раннего возраста С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 30 декабря 2014 в 11:12
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Щёголева (УИ 282595) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД