Получи документы

Серия консультаций для родителей «Советы учителя-логопеда»

Коковина Наталья Анатольевна
Серия консультаций для родителей «Советы учителя-логопеда»

Консультация для родителей

на тему «Фонематический слух – основа правильной речи».

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но ребенка можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить ребенка слышать и слушать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Публикация «Серия консультаций для родителей „Советы учителя-логопеда“» размещена в разделах

Игры для развития слухового внимания.

«Отгадай, что звучит».

Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т. д. и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребенку просто сесть спиной к взрослому.

«Угадай, что делать».

Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз.

«Где позвонили?».

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, справа, сзади) и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.

«Угадай, кто сказал».

Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

Игры для развития фонематического слуха.

«Так ли это звучит.

Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова, отмечая многообразие слов, их разное и сходное звучание.

«Кто внимательный?».

Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза.

«Звуковые песенки».

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа «ау»(как дети кричат в лесу, или как ослик кричит «иа», или как плачет ребенок «уа», как мы удивляемся «оо» и др. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем второй. Потом ребенок с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» составленную им схему.

Консультация для родителей на тему :

«Как правильно организовать индивидуальную

коррекционную работу дома».

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно понимать, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры.

Можно отправиться в путешествие в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно Вам придется ходить за ребенком по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой лошадке-качалке. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

• игры на развитие мелкой моторики;

• артикуляционная гимнастика;

• дыхательная гимнастика;

• игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха;

• игры на формирование лексико-грамматических категорий;

игры по развитию связной речи.

Количество игр – 2-3 раза в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша, не перегружайте информацией. Это может стать причиной заикания. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если Вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже никак не реагирует на Вашу речь, как бы Вы не старались, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

«Когда же можно все успеть?» - спросите Вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели.

Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если Вы решили выучить названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.

Не употребляйте слово «неправильно». Поддерживайте все начинания ребенка, хвалите его даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Правила проведения занятий с ребенком

по рекомендациям учителя-логопеда в домашних условиях.

Для того, чтобы Ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.

Рекомендации по проведению занятий.

1. Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае Вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.

2. Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).

3. Занятия должны проводится 2-3 раза в день; лучшее время для занятий – после завтрака и после дневного сна.

4. Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.

5. Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.

6. Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.

7. Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.

8. Разговаривайте с ребенком четко, повернувшись к нему лицом.

9. Не бойтесь экспериментировать: на основе рекомендаций Вы можете сами придумывать игры и упражнения.

Кроме проведения конкретных занятий, Вы должны как можно больше читать малышу.

Не забывайте, что для Вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту Вашего с ним совместного пребывания.

Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. И Вы с ребенком обязательно добьетесь успехов.

Консультация для родителей

на тему «Развитие правильных речевых навыков».

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил.

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую и неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

• посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь;

• в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. ( например: «Это книга»; «Нет книги»; «Ищу книгу»; «Думаю о книге; «Рисую книгу»; «Коля рисовал, и Даша рисовала» и т. д.);

• обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу ( например: встал-лег; зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.)

• привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, «Положи карандаш на стол», «Возьми карандаш со стола», «Положи карандаш под стол», «Спрячь карандаш за спину» и т. д.)

совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра: «У меня синий шар, а что у тебя…» - желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров и т. д.)

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, желтый).

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке принесут большое удовольствие ребенку.

5. Важно, чтобы вся работа по формированию речи проходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка и ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личностные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

Консультация для родителей на тему :

«Что делать по дороге в гости?»

Вы едете в гости, к бабушке, на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предложите ребенку поиграть, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства. Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса.

1. Лексические и логические упражнения.

а) беседа о транспорте.

– Куда мы идем? (К остановке автобуса.)

– Автобус – это какой вид транспорта? (Наземный или пассажирский.)

– А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Легковой автомобиль, троллейбус, трамвай)

– А метро – это какой транспорт? (Подземный)

– А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)

– Какой грузовой транспорт ты знаешь?

– Чем отличается автобус от троллейбуса?

– Может ли трамвай объехать девочку?

б) беседа «Мы идем в гости».

– Что такое гости? (Это пришедшие к нам люди.)

– Кто ты бабушке? (Я бабушке внук.)

– А кто я бабушке? (Ты бабушке-дочь)

– Кем приходится бабушке дедушка? (Дедушка – бабушкин муж.)

Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.

в) называние предмета (сказать, на какой звук начинается слово.)

– А я вижу машину. Первый звук в слове «машина» - (м… и т. д.

– А что видишь ты? На какой звук начинается это слово? (Это хорошее упражнение для возбужденного расшалившегося ребенка).

Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один – слово, другой – определение к нему или действие.

г) называние предметов одного цвета (формы).

д) составление словосочетаний, предложений с определенным словом.

2. Упражнения на развитие воображения и фразовой речи.

а) игра «У бабушки».

– Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).

– Кто еще к ней придет?

– Кто где сядет за столом?

– Что же приготовит нам бабушка?

– Сколько тарелок будет стоять на столе?

– Какая посуда есть у бабушки?

б) лексическая игра:

- Давай поиграем. Я буду называть слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово: чашка-чашечка, пирог-пирожок, суп-супчик, блюдце-блюдечко.

в) закончи предложения:

На столе стояли большие красивые… (чашки).

Стол был накрыт белоснежной… (скатертью).

Около стола стояли высокие (стулья).

Диван был накрыт (пледом).

Около стола стояла (ваза с цветами).

После гостей (нужно убрать со стола).

3. Упражнения на развитие памяти и речи.

– Назови людей, которые сидели за столом.

– Кто сидел рядом с тобой?

– Опиши одежду тети (брата, дедушки).

– Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, а какое-потом.

4. Упражнение на воображение.

– Что бы ты изменил в празднике?

– Как бы ты украсил комнату, стол?

– Как бы ты закончил праздник?

Публикации по теме:

Советы и рекомендации учителя логопеда Хорошая речь – одно из главных условий успешного обучения в школе С каждым годом в начальных классах увеличивается число детей с различными.

Консультация для родителей учителя-логопеда Советы логопеда. Когда следует обратиться к логопеду?Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встаёт пред каждой мамой.

Консультация учителя-логопеда «На пути к грамоте» для родителей детей 6–7 лет «На пути к грамоте» Уважаемые родители! Грамота – это умение читать и писать. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько.

«Речевая готовность ребенка к школе». Консультация учителя-логопеда для родителей Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе». Готовность к школе — это не только обучение чтению и.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей «Ребенок 3–4 года. Нормы и отклонения» Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную.

Консультация для родителей «Советы логопеда» Советы логопеда Родился ребёнок, сделал первый шаг, наполняя сердце родителей радостью и счастьем. Малыш растёт. Ему уже 4, 5, 6 лет и.

Советы логопеда для родителей (можно выполнять в игровой форме) Пальчиковая гимнастика На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается.

Темы консультаций учителя-логопеда для родителей в детском саду ТЕМЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. В чём заключается работа учителя-логопеда? 2. Правильная речь – залог успеха первоклассника.

Заикание. Советы учителя-логопеда родителям ЭТОГО МОГЛО И НЕ БЫТЬ ЗАИКАНИЕ - это речевой дефект, возникающий у детей в раннем детском возрасте от 2 до 5 лет, и ИМЕННО НА РОДИТЕЛЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Серия консультаций для родителей «Советы учителя-логопеда»
Опубликовано: 24 января 2019 в 11:14
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД