Получи документы

Экологическое воспитание дошкольников

Любовь Шамина
Экологическое воспитание дошкольников

Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Экология в прямом смысле этого слова - знание о Доме, причем под Домом можно понимать различные масштабы среды обитания: от ближайшего окружения до Вселенной. Домом может быть и сам человек - носитель своего внутреннего мира. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе и о своем Доме для того, чтобы его жизнь в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной. Конечно, нет! Без этих знаний ничего не изменится. Экология как наука должна быть Знанием с большой буквы, пронизанным любовью и гуманизмом. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического сознания. Сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы ни посадил деревьев и цветов, если при этом не зажигается в нем любовь – все бесплодно.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце – есть исток человечности в человеке. Недаром древние греки говорили: «Слушать сердцем и смотреть глазами сердца». «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца» - писал В. Сухомлинский.

Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца не возможно. Главная форма познавательной деятельности в экологическом воспитании – наблюдение. Разнообразные, экологически правильно созданные условия жизни (аналогичные естественной среде) для животных и растений, демонстрируют морфофункциональную приспособленность живых организмов к среде обитания. Дети под руководством воспитателя наблюдают за рыбками в аквариуме и устанавливают их приспособленность к жизни в воде; наблюдают за птицами в клетке и на участке детского сада, вникают в их приспособленность к жизни в наземно – воздушной среде, в их поведение, приспособленное к сезону. Развивающийся познавательный интерес – это проявление духовности ребенка, которое в дальнейшем может стать устойчивым и глубоким стремлением к познанию окружающего мира. Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих впечатлениях – это по сути внешние проявления духовности. От поддержки воспитателя зависит его последующее развитие.

Одна из актуальных проблем сегодняшнего дня – экологическая проблема, предполагающая правильное взаимодействие человека с природой, разумное и грамотное с биологической точки зрения использование природных ресурсов: земли, воздуха, лесов, рек, морей.

Неправильная хозяйственная деятельность, загрязнение окружающей среды разрушают сложившиеся природные комплексы, лишает растения и животных нормальных условий существования.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание подрастающего поколения, от которого может зависеть судьба природы в общем и всей планеты – Земля.

Ведущие отечественные и зарубежные ученые (Н. Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс и др.) считают: истоки экологического кризиса находятся в самом человеке – в проблеме отсутствия или недостаточного развития его духовности.

Современно звучат слова Н. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали его самоцелью».

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и к окружающим людям.

Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к нее и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состояние растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать их в различной деятельности (отражать их в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

В нашем сельском дошкольном учреждении решение выдвинутых задач имеет особую, ярко выраженную специфику, обусловленную с одной стороны близостью природных условий (леса, речки, с другой – сельскохозяйственная деятельность людей. Воспитанники сельского детского сада имеют возможность наблюдать разнообразные и интересные явления в жизни растений и животных. Им доступны для обозрения объекты окультуренной природы – поля, теплицы, созданные и возделанные людьми. Важно и то, что дети постоянно находятся среди взрослых, которые трудятся на тех или иных сельскохозяйственных объектах; узнают не только из разговоров, но и видят воочию, как выхаживают молодняк сельскохозяйственных животных, как выращивают различные садовые и овощные культуры.

Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте лишь начинается. Однако несомненно: первые крупицы экологических знаний необходимы, они помогут детям правильно ориентироваться в окружающей действительности, понимать ее, но главное – положат начало осознанному отношению к природе.

«Природу не уродуй,

Природу не обидь.

Родился человеком –

Так им и надо быть!»

Эмма Мошковская.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Пояснительная записка к семинару "Как прекрасен этот мир" Замечательный педагог В. И. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся.

Экологическое воспитание дошкольников Дидактическая задача:  закрепить у детей знание о том, какие ягоды собирают в саду, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.

Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников»Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 «СКАЗКА» Из опыта работы Тема: «Экологическое.

«Сад на окне». Экологическое воспитание дошкольников Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе,.

Творческий отчет «Экологическое воспитание дошкольников»Творческий отчет «Экологическое воспитание дошкольников» Творческий отчет «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека.

Экологическое воспитание дошкольников Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Мы радуемся зеленой.

Экологическое воспитание дошкольников Целью экологического образования является формирование человека с экологическим мышлением,который способен осознать последствия своих действий.

Экологическое воспитание дошкольников Из опыта работы воспитателя Сердюк Натальи Алексеевны Экологическое воспитание дошкольников. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ.

Эссе «Под зеленым абажуром. Экологическое воспитание дошкольников» В моей практике случилось так, что пожалев ребенка после ушиба, я проговорила ему всем знакомую жалелку: «У кошки боли, у собаки боли…»,.

Экологическое воспитание дошкольниковЭкологическое воспитание дошкольников IMG]/upload/blogs/detsad-61888-1458473976.jpg[/IMG] Чтобы дети полюбили и поняли природу, мало одних наблюдений надо одушевить для них.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 3 июня 2016 в 14:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД