Лучший педагог года

Школа заботливых родителей

Ирина Леоненко
Школа заботливых родителей

Глава 1

На втором году жизни происходит встреча малыша со своей первой книжкой. Сделайте так, чтобы это событие было ярким и запоминающимся, чтобы книжка стала любимой и желанной игрушкой малыша.

Первые книжки и должны быть книжками-игрушками, с крупными красочными картинками. В начале книжки содержат минимум текста, только подписи к картинкам. Смотрите с малышом картинки, читайте подписи к ним. Вначале взрослый называет малышу картинки, а при повторных рассматриваниях просит показать, где домик, где кукла и т. д. Убедившись, что малыш знает название картинок, можно спросить его: «Что тут нарисовано? А это кто?». Обязательно нужно сопоставлять разные изображения одного и того же предмета, чтобы ребенок выходил на первый уровень обобщения.

Публикация «Школа заботливых родителей» размещена в разделах

Для дифференциации названий исходных предметов (например, имеющих одинаковую форму - круглые) тоже полезны сопоставления, рассматривание таких картинок парами. Происходит обучение элементарному способу сравнения предметов с нахождением отличного. Пусть этот процесс будет осуществляться только взрослым: «Посмотри – это яблоко, а это апельсин. Яблоко зеленое, а апельсин оранжевый».

Первыми книжками для чтения должны стать народные потешки, так как ребенку легче воспринять именно данные тексты, ведь многие песенки, прибаутки, считалки он уже слышал от мамы в устном исполнении или в виде песенок. В текстах потешек очень много слов, приближенных к детской речи: киса, зайка, петя (петушок, что тоже облегчает понимание текста ребенком. Кроме того, большинство потешек построены в форме диалогов, этим они близки к разговорной речи, более легкой для восприятия. И, наконец, потешки содержат много повторов, что улучшает их понимание.

Потешки ценны не только потому, что доступны для восприятия маленького ребенка. Еще одно важное качество потешек – наличие большого количества ударных рифм, поэтому чтение таких текстов способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Стихи с такой рифмовкой легче запоминаются и, таким образом легче закрепляются конкретные грамматические формы на которые падает ударение. Словом, потешки – это готовые образцы речи, доступные детям и помогающие развитию речи.

Кроме текстов потешек, малышам второго года жизни можно читать русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок»; английские народные песенки в переводах С. Маршака и К. Чуковского, другие народные потешки, стихотворения А. Барто «Игрушки». Конечно вкусы и читательские интересы у детей разные, но при подборе книг для чтения полуторагодовалому малышу взрослый в первую очередь должен руководствоваться соображениями доступности текста. Перечисленные произведения отвечают этому требованию. Если же малыш готов к восприятию более сложных сказок и стихов – не задерживайтесь долго на простейших книгах, расширяйте круг его чтения. Главное сейчас – приучать малыша слушать чтение, сделать так, чтобы он любил это занятие, стремился к нему. Ни в коем случае не отказывайте ребенку, когда он просит почитать книжку, поверьте, что отрицательное отношение к чтению вы можете сформировать у него именно сейчас, ведь дети берут пример именно со взрослых. Если чтение – обременительное и неувлекательное занятие для вас, то почему оно сделается желанным в свое время для вашего подросшего ребенка?

В возрасте от 2.5 до 3 лет книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Она и должна быть похожа на игрушку: объемная (книга-панорама, раскладушка, большого формата, с крупными красочными картинками. Привлечь ребенка к книжке, привить любовь к слушанию, а затем и к чтению книг – главная задача взрослых. Именно сейчас решится, будет ли ваш малыш в будущем пытливым, внимательным читателем или он так и проживет без книг, без их мудрости.

Правила для родителей – читать ребенку каждый день!

Важно, что читать малышу: обязательно – народные сказки с повторяющимися действиями (это взрослым они могут повторяться скучными, а ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы). Как раз по возрасту стихотворные сказки К. И. Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Телефон». Нравятся детям стихи С. Я. Маршака: «Дама сдавала в багаж», «Вот какой рассеянный», переводы английских народных песенок. Кто-то уже будет готов слушать стихи о природе русских поэтов-классиков.

Вообще в этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты, и они очень полезны, так как воспитывают чувство ритма, привлекают внимание детей к звучанию слов, ударные рифмы помогают усвоить те или иные грамматические формы, не говоря уже о той огромной роли высокохудожественных текстов, которые они играют для формирования читательного вкуса будущих читателей.

Глава 2

ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.

ЛЁГКОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ.

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности.

Она лёгкая - у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.

Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.

Размер книжки небольшой ребёнок должен иметь возможность "играть" с ней самостоятельно.

В книге крупные, яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст - только крупный, фразы - чёткие и лаконичные.

Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или обложке) Ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ.

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т. п. На странице 80 % площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух-трех слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой "игрушкой" - все может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевертыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнает знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА.

Примерно с года (а при желании и раньше) можно начать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с веселыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам, - приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение - вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребенок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т. д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться книги, прежде всего, предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15 процентов, иначе книга может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

РАСШИРЯЕМ КРУГОЗОР.

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей - постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное - такое чтение очень сплачивает.

Публикации по теме:

Проект для детей 2–4 лет и родителей «Школа безопасности для малышей» Аннотация проекта Ежедневно наблюдая за детьми, беседуя с родителями, мы сталкиваемся с проблемой нарушения правил безопасного обращения.

Конспект беседы «Советы для заботливых родителей» Конспект беседы с родителями 2 младшей группы Тема: "Советы для заботливых родителей" «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей.

Консультация для родителей «Безопасный маршрут «Дом-школа-дом» Безопасный маршрут «Дом-Школа-Дом» Безопасный маршрут движения будущего школьника «Дом-Школа-Дом» - это документ, в котором сочетается схема.

Консультация для родителей «Домашняя школа мышления. О чем рассказывает сказка?» (Л. А. Венгер. А. Л. Венгер.) Вопросы: 1. Всегда ли ребенок понимает сказки? 2. С помощью, каких приемов можно ускорять процесс понимания?.

Консультация для родителей «Нужна ли детям музыкальная школа?»Консультация для родителей «Нужна ли детям музыкальная школа?» Консультация для родителей «Нужна ли детям музыкальная школа?» Наверное, многие родители сегодня задают себе подобный вопрос: "Нужна ли.

Консультация для родителей «Школа танцевальных наук» музыкальный руководитель МБДОУ «Золотая рыбка», МАДОУ "Надежда" ЯНАО, г. Ноябрьск Танец – это один из музыкальных жанров, потребность человека.

Проект «Школа для родителей в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 300» УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад №300» ___Ю. С.

Проект «Здравствуй школа» для педагогов, родителей и детей 6–7 лет Тема проекта: «Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу» Сроки реализации: сентябрь - май Тип.

Семинар-практикум для родителей «Школа волшебников»Семинар-практикум для родителей «Школа волшебников» Цель семинара – практикума: осознание значимости развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Авторы: Мужикова С. С., Никитина.

Игровой тренинг для родителей «Ждет нас школа» в подготовительной к школе группе Игровой тренинг для родителей «Ждет нас школа» в подготовительной к школе группе Дата проведения 17.01.2019 год Количество родителей: 28.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Школа заботливых родителей
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 19:39
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД