МААМ-картинки

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Наталия Обтягина
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

В 1980 году появился термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

СДВГ относят к категории мультифакторных расстройств развития. В первую очередь выделяют генетические и перинатальные факторы.

Леонид Чутко — доктор медицинских наук, профессор, руководитель центра поведенческой неврологии Института мозга человека (СПб) в результате исследований пришел к выводу, что особое значение для формирования СДВГ среди перинатальных факторов имеет курение матери и высокий уровень тревожности во время беременности. При этом в большинстве случаев тревожные расстройства имели затяжной характер до рождения ребенка.

Публикация «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» размещена в разделах

В результате исследований выделены 2 функциональные формы СДВГ: простая и осложненная.

Простая форма характеризуется дефицитом активного внимания, двигательными расстройствами и импульсивностью.

Осложненная форма характеризуется тем, что к вышеупомянутым симптомам присоединяются вторичные симптомы — головные боли, фобические расстройства.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:

дефицит активного внимания,

• двигательная расторможенность,

• импульсивность.

Дефицит активного внимания :

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

Если в возрасте до 7 лет проявляются, хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Изучением СДВГ долгое время занимался врач-невролог, профессор, доктор медицинских наук Заваденко Николай Николаевич. Под его руководством проводились исследования и сделаны следующие выводы: проявляется гиперактивность уже в первые месяцы.

Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, включать медикаментозную терапию и психотерапевтические методы. Ведущим звеном в психологической коррекции детей с СДВГ — изменение поведения взрослых.

Диагностика СДВГ

Диагностировать СДВГ у детей непросто, поскольку здоровым детям так же свойственна повышенная подвижность. Диагностику СДВГ облегчают дополнительные симптомы: приступы ярости, агрессии, отчаянные поступки без оглядки на риск действия.

У 2/ 3 детей выявляются:

эмоциональное расстройство: ребенок нервный, плаксивый;

оппозиционное расстройство: ребенок демонстративно не слушает взрослых, ведет себя враждебно;

встречаются тики: у ребенка подергиваются мышцы лица, подергивает головой, ногой, иногда что-то выкрикивает;

нарушение сна: спит беспокойно, трудно засыпает, рано встает;

нарушение учебных навыков: отстает от сверстников.

Необходимо проводить врачебное лечение, оно поможет улучшить поведение, адекватно общаться со взрослыми и детьми.

Одновременно с приемом препаратов необходимо проводить тренинги с родителями. Именно от родителей зависит, исчезнут симптомы заболевания или перерастут в тяжелую форму. Для детей с СДВГ необходимы поощрения, позитивная форма замечаний, исключать обобщение в замечаниях, а объяснять, что именно рассердило в его поведении.

Правила работы с гиперактивными детьми.

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным.

В своей работе с гиперактивными детьми применяю :

1. Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости. «Скамья запасных», «Восковая скульптура», «Море волнуется», «Замри-отомри».

2. Игры на тренировку выдержки и контроля импульсивности «Съедобное - несъедобное», ««Да» и «Нет» не говорить».

3. “Пальчиковые игры”.

4. Музыкальные игры.

5. Игры-релаксации которые помогают снять психоэмоциональное напряжение у ребенка, создают положительные эмоции и успокаивают.

6. Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие в детском саду, поэтому провожу физкультминутки.

7. Применяю формы работы с элементами арт-терапии.

8. Использую цветотерапию как один из эффективных приемов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // Первая Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Ред. Е. Д. Хомской, М., 1997. С. 5.

2. Журба Л. Т., Тимонина О. В., Строганова Т. Н., Посикера И. Н. Клинико-генетические исследования синдрома гипервозбудимости центральной нервной системы у детей раннего возраста: Методические рекомендации. М., 2001.

3. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001.

4. Заваденко Н. Н., Петрухин А. С, Манелис Н. Г., Успенская Т. Ю., Суворинова Н. Ю., Борисова Психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. 1999. №4. С. 21-28.

5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М, 1973.

Прикреплённые файлы:

sdvg_o3qni.ppt | 13019,5 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей. Игры на развития внимания детей 5–6 лет «Сидим дома с пользой» Совсем скоро нашим выпускникам предстоит пойти в школу и по несколько часов в день, нужно будет уделять запоминанию.

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Дидактические игры для развития внимания. 2 частьДидактические игры для развития внимания. 2 часть Цель. Развивать устойчивость зрительного внимания во время нахождение предметов. Задачи. Развивать умение у детей последовательно рассматривать.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Картотека игр для развития внимания и памятиКартотека игр для развития внимания и памяти Картотека игр на развитие внимания и памяти Игры на развитие внимания Рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным.

Консультация для родителей «Эффективные игры для развития внимания»Консультация для родителей «Эффективные игры для развития внимания» Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию две игры для развития внимания, которые можно изготовить из подручных средств. Внимание является.

Памятка для родителей. Игры для развития внимания дошкольников Памятка распечатывается двусторонней печатью, складывается в виде буклета. Игровая гостиная. Играем всей семьей. Игры за столом на развитие.

Презентация «Тесты для обследования внимания детей с ОВЗ»Презентация «Тесты для обследования внимания детей с ОВЗ» В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Опубликовано: 11 декабря 2020 в 23:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД