МААМ-картинки

Система коррекционной работы с гиперактивными детьми

Наталия Бестаева
Система коррекционной работы с гиперактивными детьми

Система коррекционной работы с гиперактивными детьми.

В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

Публикация «Система коррекционной работы с гиперактивными детьми» размещена в разделах

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, их руки без конца что-то трогают, бросают, ломают, они не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Как правило, таких детишек называют «моторчиками», «с вечным двигателем» или «как на шарнирах». Такие дети весьма любопытны, но их любопытство - явление сиюминутное, поэтому, как правило, они редко улавливают суть.

Невзирая на постоянное движение, в котором ребенок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки. Тело гиперактивных малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.

Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность.

Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.

Несмотря на вышеперечисленное, гиперактивные дети интеллектуально развиты, о чем говорят результаты многочисленных тестирований, но им необычайно сложно сосредоточиться, организовать собственную работу.

Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырех лет и продолжается до подросткового возраста и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек; значительно уменьшается или вовсе исчезает к подростковому возрасту, но импульсивность и нарушения функции внимания, как правило, сохраняются до взрослого возраста.

Особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.

Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:

• генетическая предрасположенность (наследственность);

• биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности);

• социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Таким образом, не следует обвинять ребенка в отсутствии желания или волевых усилий («может, но не хочет», необходимо понять, что проблемы, связанные с его обучением и воспитанием, являются результатом измененной биохимической активности мозговых структур («хочет, старается, но не может!»).

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка :

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность.

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних занятиях он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

В таком случае необходимо посоветовать родителям отвести ребенка на консультацию к психоневрологу для постановки точного диагноза и разграничения СДВГ с рядом состояний и заболеваний, при которых наблюдаются сходные внешние проявления.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях.

Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, использование двигательных упражнений в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой. Игры упражнения должны быть направлены на развитие внимания и координации у детей.

Второе направление - работа с семьей, которая включает следующие задачи:

– Сформировать у родителей положительную направленность на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком

(индивидуальные консультации, беседы и др.)

– Способствовать активному использованию материалов тренинга в семейной практике (игровые упражнения различной направленности).

При проведении встреч с родителями детей, следует популярно описать причины и признаки синдрома, отметить те из них, которые проявляются в поведении ребенка. Это поможет родителям понять, что они не одиноки в своей «борьбе», что у них особенные — активные, любознательные, творческие — дети, которым надо помочь овладеть собственным поведением. Родители должны прийти к убеждению, что последовательное и спокойное приучение ребенка к внимательной работе, к сдерживанию своих импульсивных желаний и реакций является основной лечебно-воспитательной задачей, которая в конечном итоге приведет к успеху.

Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком :

- поддерживать дома четкий распорядок дня;

- выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);

- автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);

- отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);

- сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;

- оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);

- не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);

- не приказывать, а просить (но не заискивать);

- почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные;

- не давать ребёнку несколько заданий сразу;

- избегать резких запретов, начинающихся словами “нет” и “нельзя”

- ограничить пребывание детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей;

- по возможности надо оградить ребёнка от длительных занятий на компьютере;

Необходимо поддерживать здоровый психологический микроклимат в семье. Следует оградить ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает ссора, он не должен видеть, а тем более быть ее участником. Родителям нужно как можно больше времени проводить с малышом, играть, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения.

Если есть возможность, лучше выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, т. е. отвести для него собственную "территорию". В оформлении следует избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов, он сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны для гиперактивного ребенка. Они позволяют сбросить избыток энергии. Главное – следить, чтобы он не устал, оберегать от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Питание детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должно состоять преимущественно из овощей и салатов, приготовленных с растительными маслами холодного отжима, кислосливочным маслом или маргарином и потребляемых, в основном, в сыром виде. Белую пшеничную муку необходимо заменить мукой грубого помола с отрубями.

Одной из важных задач работы с гиперактивными детьми является создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребенок не только ощущает себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на выявление сильных сторон ребенка - его умений, навыков, черт личности.

В общении с гиперактивным ребенком воспитатель должен стараться соблюдать следующие правила:

- быть драматичным, экспрессивным педагогом;

- уменьшить рабочую нагрузку ребенка;

- делить работу на более короткие, но более частые периоды;

- снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;

- строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен на-ходиться перед глазами воспитателя;

- изменить режим занятий с включением физкультминуток;

- предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;

- избегать завышенных или заниженных требований;

- использовать на занятиях элементы игры и соревнования;

- давать задания в соответствии с возможностями ребенка;

- создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;

- игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;

- при необходимости применять позитивный физический контакт: взять ребенка за руку, погладить по голове, прижать к себе;

- во время занятий посадить за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;

- в середине занятия дать возможность подвигаться, направлять энергию в полезное русло (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т. п.);

- чаще хвалить за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если он довел какое-то дело до конца, поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;

- использовать гибкую систему поощрений и наказаний;

- помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

- терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;

- профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.

Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребенком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность дошкольника будут снижаться.

Одним из наиболее эффективных психотерапевтических средств в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью является игровая терапия. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, проводящиеся под руководством взрослого.

Проводя с дошкольниками игры, нужно стараться максимально задействовать их мелкую моторику, в связи с чем обязательным элементом совместного игрового действия являются пальчиковые игры. Кроме того нужно обязательно вводить игровые сюжеты, в которых необходимо поддерживать равновесие и выполнять зеркальные симметричные действия, оказывающие терапевтическое действие на детей с двигательной расторможенностью.

Для работы с гиперактивными детьми можно использовать комплекс игр и упражнений:

- Растяжки - для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц («Лучики», «Травинка на ветру», «Кошечка», «Половинка»);

- Дыхательные упражнения – для улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности ;

- Глазодвигательные упражнения - для расширения поля зрения и улучшения восприятия ;

- Функциональные упражнения - для развитие внимания, произвольности и самоконтроля («Черепаха», «Руки-ноги», «Считалочки – бормоталочки», «Буратино», «Шалуны»);

- Упражнения для развития мелкой моторики рук («Колечки», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос», «Зайцы»);

- Коммуникативные упражнения - восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом («Тряпичная кукла», «Животные», «Головомяч»);

- Массаж – рассказывание сказки, стихотворения на спине;

- Музыкальные игры - упражнения с лентами, хороводные игры.

Эффективным средством в работе с гиперактивными детьми является песочная терапия.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.

Только в случае комплексного подхода происходит последовательное воспитание и лечение гиперактивного ребёнка, что способствует реализации потенциала ребёнка и снижению его эмоционального напряжения.

Публикации по теме:

Использование кроссвордов в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Принцип активности ребенка в процессе обучения является одним из основных в дидактике. Ребенок прекрасный слушатель и собеседник при условии.

Из опыта работы «Система работы с детьми второй ранней группы по экологическому воспитанию» 1 Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?» Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского.

Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми Слайд №1 В начале своего выступления хочу кратко остановиться на характеристике.

Система работы с одаренными детьми в ДОУ «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они при приложении к.

Примерная индивидуальная программа коррекционной работы с детьми с ОНР 6–7 лет Фамилия, имя ___ Дата составления ___20___год. Направление работы Цель Содержание.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Система и модель работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются.

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми в соответствии с основными задачами Коррекционная непрерывная непосредственная образовательная деятельность в старшей группе (микро группа). Автор конспекта КННОД: Дьяконова.

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с дорожными знаками Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни до-рожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система коррекционной работы с гиперактивными детьми
Опубликовано: 9 октября 2016 в 17:38
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД