МААМ-картинки

Система мероприятий по формированию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в совместной изодеятельности

Динара Иксанова
Система мероприятий по формированию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в совместной изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Итак, многие материалы, полученные в исследовании по результатам констатирующего эксперимента, показывают, что дети старшего дошкольного возраста не стремятся к взаимоотношениям в совместной деятельности.

Отсюда была выведена цель формирующего эксперимента : формирование интереса к совместной изобразительной деятельности, представлений старших дошкольников о сверстнике как о партнере совместной деятельности, а также воспитание гуманного отношения к сверстникам.

Публикация «Система мероприятий по формированию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в совместной изодеятельности» размещена в разделах

Для реализации этой цели на формирующем этапе нами был апробирован комплекс коллективных занятий по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, разработанный Т. С. Комаровой.

Комплекс разработанных нами мероприятий был проведен только с детьми экспериментальной группы. Дети контрольной группы в формирующем эксперименте не участвовали.

На каждом занятии по изобразительной деятельности необходимо создать такие условия, которые бы способствовали активизации общения детей друг с другом :

1. Создание атмосферы диалога. Исключить и ограничить дисциплинарные воздействия на поведение детей. Разрешить детям перемещаться свободно по групповой комнате в процессе занятия.

2. Свободный доступ детей к различным материалам, необходимым им для работы.

3. Организация предметной среды удобной для осуществления общения между детьми.

Выполнение этих условий определило содержание педагогической работы на каждом.

Занятие №1. «Жар-Птица»

Программное содержание. Развивать фантазию и творчество детей, уметь создавать сказочный образ. Продолжать учить детей использовать в рисовании различную интенсивность нажима на карандаш с целью создания выразительного образа в рисунке. Воспитывать навыки коллективной работы, формировать умение выполнять часть общего изображения, стараясь сделать свою часть как можно лучше.

Ход занятия.

Детям предлагается посмотреть иллюстрации сказочных птиц и послушать сказку П. Ершова «Конек-Горбунок». В конце занятия все дети собирают разрезные картинки Жар-Птицы, склеивают и украшают ее перышки.

Занятие № 2. «Волшебная страна» (коллективное занятие, дети объединены по двое)

Программное содержание. Учить детей выражать в работе цветом свое настроение, отношение к сюжету рисунка; закрепить понятие «теплые» и «холодные» цвета; воспитывать интерес к коллективной работе, договариваться о совместной работе, о решении темы рисунка и общей композиции.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей в сказочную страну, демонстрирует иллюстрации из сказок «Волшебник изумрудного города», «Снежная королева», «Царевна-лягушка». Педагог напоминает детям, что в сказочной стране бывают злые и добрые волшебники, какие у них замки, как они одеты. Затем предлагает нарисовать то, что дети видели в сказочном путешествии. И если они постараются, то, глядя на их рисунки, мы сможем полюбоваться волшебной страной.

Занятие №3. «Зимняя сказка» (коллективный рисунок на длинной бумажной полосе)

Программное содержание. Уточнить и обобщить знания детей о зиме; вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами поэзии и изобразительной деятельности (цвет, форма, композиция); развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы, учиться согласовывать свои действия с работой товарищей.

Ход занятия.

Детям предлагается рассмотреть приготовленные на мольбертах репродукции зимних пейзажей или художественные фотографии. Они еще раз напомнят о зиме, о зимних развлечениях.

Затем после рассказа о зиме воспитатель предлагает детям занять места у столов, на которых приготовлена полоса обоев (тонированная бумага, гипсовать можно стоя и сидя за столом.

Занятие № 4. «Зоопарк»

Программное содержание. Заинтересовать детей через игру-зоопарк выполнение следующих задач: учить детей рассматривать изображение животных, затем рисовать их, передавая основные части (тело, голову, ноги, и т. д.); соединить созданные детьми изображения в единый сюжет коллективной работы; продолжать развивать навыки и умения коллективной работы; воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям подумать, кто какое животное хочет нарисовать. Дети сухой кистью тренируются рисовать на листе форму тела животного, расположив ее так, чтобы уместились все остальные части. А затем рисовать уже по-настоящему. Дети рисуют, а педагог руководит их деятельностью, осуществляя индивидуальный подход. Если кто-то из детей испытывает трудности в изображении животных, воспитатель напоминает о необходимости снова рассмотреть игрушку, иллюстрацию, изображающие животное, предлагает обвести пальчиком по контуру основные части тела животного (туловище, голову и др., а затем также, как обводил по контуру, рисовать.

По мере окончания работ, дают им подсохнуть. А в это время воспитатель собирает детей на «территории зоопарка», чтобы поговорить с ними о том, как лучше поместить клетки с разными животными. Когда рисунки подсохнут, предлагает детям вырезать животных, затем наклеить на лист в соответствии с выработанным планом («поместить в зоопарк»). На следующем занятии педагог предлагает детям сделать клетки для животных.

Занятие № 5. «У лукоморья дуб зеленый»

Программное содержание. Развивать образное мышление и фантазию детей; учить отражать в рисунках эпизоды из сказок; закреплять умение передавать композицию в сюжетном рисовании, располагая персонажи и предметы на всем листе; продолжать учить выполнять работу коллективно: учитывать мнение других детей, учить договариваться, стремиться выполнить как можно лучше свою часть работы; закреплять технические навыки работы с кистью; продолжать учить смешивать краски (акварель) для получения новых оттенков цвета.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей в «Музей Пушкина», оформленный иллюстрациями к сказкам. Предлагает детям вспомнить и назвать сказки А. С. Пушкина, какие они знают и рассказать, о каких чудесах говорит кот. Затем объединив детей в несколько подгрупп по 3-4 человека, учитывая их изобразительные умения и опыт, предлагает нарисовать эту картину: зеленый дуб со златой (золотой цепью, кота и чудеса, о которых он рассказывает). Советует детям кто что будет рисовать и приглашает расположиться для работы у столов. Затем предлагает детям показать движением руки, кто как нарисует выбранный предмет в общем сюжете или сказочного героя. После этого можно приступать к рисованию общей картины.

Занятие №6. «Три медведя»

Программное содержание. Закреплять умение задумывать содержание своего рисунка и доводить свой замысел до конца; учить детей передавать образы сказок; закреплять приемы рисования гуашью; закреплять умение вырезать; учить детей коллективными усилиями работать над изображением, распределять между собой общее задание (один ребенок рисует медвежонка, другой – медведицу, третий – медведя); учить детей объединять получившиеся рисунки в одну содержательную композицию.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям выбрать, кого из медведей они будут рисовать. Партнеры должны согласовать между собой и позы медведей.

Затем дети вырезают по контуру своих медведей и наклеивают их на общий лист. Все работы детей необходимо разместить в групповой или раздевальной комнате. В свободное от занятий время дети могут рассказать свою сказочную историю о медведях. Все рассказы детей записать и представить с их творческими работами.

На последующем занятии по рисованию дети изображают трех медведей для формирования умения передавать строение и соотношение по величине трех фигур.

На начало формирующего эксперимента, на первых занятиях в совместной изобразительной деятельности у детей часто преобладали эгоистические интересы: сделать быстрее и лучше, чем партнер по заданию. Отмечалось явно негативное оценивание результатов работы сверстников. Отсутствовала ориентация на оказание помощи своему товарищу и принятие от него помощи.

Благодаря правильным приемам воспитателя на последних занятиях дети в основном проявляли доброжелательность по отношению к партнерам по заданию. Дети стремились сотрудничать с товарищами при выполнении задания.

В ходе формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы мы также проводили такую работу, как подготовка плакатов. Плакат выполнялся коллективно всеми детьми группы в процессе совместного творчества. Рисовать, работать ножницами, клеить любят все малыши, и уговаривать никого не приходилось. Во время работы и по ее окончании при просмотре у детей часто возникло желание что-то изменить, дополнить. Это поощрялось воспитателями, они быстро откликались на замыслы детей, предлагая необходимые для этого материалы.

Плакат, сделанный вместе – результат коллективного мышления, совместной изобразительной деятельности. Каждый ребенок – соавтор работы, а, следовательно, каждый имеет неформальное право считать себя участником подготовки того или иного события. Он, таким образом, создал произведение, которое может быть использовано для оформления помещения детского сада, для детей младших групп, поздравления на день рождения и др.

Итак, весь комплекс мероприятий, проведенный на формирующем этапе, был направлен на развитие у старших дошкольников представлений о сверстнике, как о партнере в совместной деятельности. Мы указали, что занятия, и любая другая совместная деятельность – это лучшее условие для выражения ребенком своих переживаний, для установления взаимоотношений со сверстником. Все они направлены на сплоченность детей, они порождают чувство сопричастности и гордости за общее дело, за свою группу.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста «Заниматика»Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста «Заниматика» Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Заниматика" Направленность : для детей 5-6 лет;.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 1. Покажем Мишке как мы умеем одеваться. Цель: в игровой форме побуждать детей соблюдать алгоритм одевания. Мишка пришел в детский сад и.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Перспективный план мероприятий по формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 4 МАРТ Беседа «Чистота-залог здоровья» Цель: формировать осознанное отношение к выполнению гигиенических процедур как важной составляющей.

Перспективный план мероприятий по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 НОЯБРЬ «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» Цель. Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма.

Перспективный план мероприятий по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 ЯНВАРЬ Беседа «Моя мечта» Цель: развивать у детей творческое воображение, фантазию, логическое мышление, связную речь. Беседа «Зачем нужны.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система мероприятий по формированию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в совместной изодеятельности
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 20:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система мероприятий по формированию навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в совместной изодеятельности» (включая файлы) размещена пользователем Динара Иксанова (УИ 350270) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД