Ирина Кичеева
Система методической работы по формированию профессиональной компетенции воспитателей: мастерство мотовирования ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд.
Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования.
В педагогическом процессе бесспорно на первый план выходит педагог, воспитатель и от того насколько он грамотен, компетентен и подвижен в своей работе, напрямую зависит и качество его работы, его профессиональный рост.
Публикация «Система методической работы по формированию профессиональной компетенции воспитателей: мастерство мотовирования ребенка» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Поскольку педагог для ребенка - значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействий с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находится высокопрофессиональные педагоги.
Обеспечить развитие профессиональных знаний, умений, навыков педагогов можно в условиях организации целенаправленной системы методической работы.
3 слайд.
Всем нам хорошо известно, что ведущим видом деятельности детей
дошкольного возраста является игра. Как превратить рядовое занятие в
увлекательную для детей игру? Но игру не простую, а познавательную, обучающую, развивающую ребенка. Как сделать так, чтобы ребенок с интересом включился в деятельность и не выпадал из нее?
Ответ прост, нужно удачно выбрать мотивацию для своего занятия или какого-либо другого вида деятельности. Удачный выбор мотивации уже гарантия того, что дети не выпадут из педагогического процесса, а будут с большим удовольствием выполнять все предложенные задания и с нетерпением ждать новых встреч,следующих занятий.
4 слайд.
С целью выяснения состояния проблемы в ДОУ было предпринято комплексное изучение компетентности педагогов в вопросах мотивации дошкольников в процессе наблюдений за режимными моментами, ООД, анкетирования, собеседования.
Результаты обследования компетентности педагогов по проблеме выявили ограниченность понимания сущности данной работы с детьми, недостаточность владения методами и приемами мотивирования.
Анализ взаимодействия педагогов с детьми свидетельствует об авторитарных подходах некоторых из них. Отмечаются сложности в использовании мотиваторов педагогами: недостаточный учет индивидуальных и возрастных особенностей, ограничение детской активности и инициативы, порицания, запрещения, доминирование педагога над детьми и т. д.
Основной целью ООП ДО является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями.
Я провела анкетирование педагогов ДОУ по использованию мотвации. Результаты представлены на слайде (Гиперссылка).
Полученные результаты свидетельствуют о недостаточности использования педагогами мотивации в различных видах деятельности.
Таким образом, необходимость разработки системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах мотивирования детей в нашем ДОУ, обусловлена актуальностью данной проблемы, недостаточным уровнем ориентации педагогов в вопросах теории и методики осуществления мотивации детей дошкольного возраста.
5 слайд.
В результате выявленных проблем система методической работы осуществлялась в следующих направлениях:
1. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах мотивирования дошкольников.
2. Организация условий обеспечивающего целенаправленность педагогического процесса по реализации задач мотивации ребенка дошкольного возраста.
Содержание методических форм работы с педагогами с целью совершенствования знаний в области мотивации детей направлялась на конкретизацию понятий «мотив», влияние эмоций на возникновение мотивов, использование игровых мотивов.
6 слайд.
Разработанная мною система методической работы реализовывалась в трё х взаимосвязанных блоках:
мотивационный блок;
когнитивный блок;
практический блок, что раскрывает сущность компетентностного подхода в образовании и позволяет влиять на качество управления воспитательно-образовательным процессом.
7 слайд.
В мотивационный блок включалась работа, направленная на осознание воспитателями необходимости пересмотра содержания, методов, приемов воспитательно-образовательной работы с детьми по мотивированию детей к различным видам деятельности; анализа собственных трудностей в организации мотивирования. Данная цель решалась через такие формы методической работы как самоанализ педагогами ДОУ работы по мотивации детей, самоанализ мотивации детей в образовательном процессе.
На данном этапе с педагогами ДОУ был проведен педагогический совет «Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности», где рассматривалась актуальность данной проблемы, направления работы по мотивации детей в условиях ДОУ.
8 слайд.
Целью когнитивного блока являлось формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о необходимости работы с детьми по мотивации.
Данная цель реализовывалась в ходе проблемного семинара по теме: «Формирование положительной мотивации у дошкольника», где рассматривались виды мотивации, педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования мотивационной сферы дошкольника, решали педагогические ситуации.
Для педагогов ДОУ я сделала памятки: «Особенности работы по созданию игровой мотивации» для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В рамках консультации по теме «Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности» осуществлялась активизация знаний педагогов по проблеме мотивации к различным видам деятельности, обсуждалась проблема поиска новых путей и подходов к мотивации дошкольников.
9 слайд.
Практический блок включал в себя работу, направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками мотивации воспитанников; навыка планирования и прогнозирования своей деятельности.
Реализация поставленных на данном этапе задач методической работы осуществлялась в процессе семинара-практикума по теме: «Мотивация детей раннего и дошкольного возраста», где рассматривался процесс формирования социальных мотивов по возрастным группам. В результате педагогами ДОУ проводилась практическая работа по формулировке мотиваций.
В процессе организации взаимопосещений в рамках проблемы мотивации дошкольников педагогами ДОУ осуществлялось практическое освоение методов и приемов мотивации детей.
10 слайд.
Результатами методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов по мотивации детей дошкольного возраста выступают следующие показатели:
- повышение уровня развития профессиональной компетентности педагогов по мотивации детей дошкольного возраста;
- создание в методическом кабинете информационной базы о мотивации детей, картотеки мотиваторов.
Развитие мотивации является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности.
Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Возникновение мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний.
Родители и педагоги должны понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, способствовать развитию социальных и общественных мотивов поведения, формировать мотивационную готовность к школе.
Таким образом, методическая работа, направленная на обучение педагогов современным подходам к осуществлению мотивации воспитанников, актуализировала потребность педагогов в профессиональном росте и саморазвитии.