Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения Аооп ноо

Федюнина Юлия
Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения Аооп ноо

Система оценки достижения обучающимися

с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

начального общего образования

Внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ, предъявляющего новые требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся. Педагоги должны использовать такие методы, формы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательной деятельности. Оценивание должно проводиться как с целью итоговой фиксации достижений учащихся, так и с целью формирования и развития предметных и метапредметных навыков и умений.

В соответствии со ФГОС обучающихся с ОВЗ основным объектом системы оценки, е содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Нами определены основные направления и цели оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по следующим основаниям:

оценочная деятельность понимается как разнонаправленный процесс, определяемый структурой и содержанием ООП и связанный со следующими направлениями оценивания:

- урочная и внеурочная деятельность;

- выявление и анализ уровня подготовки обучающихся;

- изучение уровня достижения планируемых результатов реализации ООП.

В связи с тем, что оценочная деятельность рассматривается как разнонаправленный процесс, определяемый структурой и содержанием образовательной программы, нами определены следующие цели Системы оценки:

- объективное оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебных предметов, курсов внеурочной деятельности и курсов коррекционной работы;

- комплексный подход к анализу личностных и метапредметных результатов внеурочной деятельности;

- изучение (с учетом планируемых результатов) эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся, коррекционной программы.

Критерии оценивания образовательных достижений обучающихся взаимосвязаны с требованиями к результатам освоения ООП, сформулированными в ФГОС.

Следовательно, при разработке и реализации Системы оценки мы обратили внимание на существующие планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО и представили их в критериях (показателях) оценивания.

Критерий 1 – уровень сформированности у обучающихся личностных результатов освоения образовательной программы.

Критерий 2 – уровень сформированности и развития у обучающихся метапредметных результатов освоения ООП.

Критерий 3 – уровень сформированности у обучающихся предметных результатов освоения ООП.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.

Согласно этому подходу за точку отсчта мы приняли не «идеальный образец, а реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребнка, как исполнение им требований ФГОС с ОВЗ.

А оценка индивидуальных образовательных достижений ведтся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, т. е. динамика образовательных результатов.

Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учтом зоны ближайшего развития.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока: самоопределение, смыслоообразование, морально-этическая ориентация.

Напоминаем, что личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО с ОВЗ не подлежат итоговой оценке.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы «Чтение. Работа с текстом».

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования (например, обеспечиваемые системой начального образования уровень «включенности» детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества и ряд других, проводится в форме неперсонифицированных процедур.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Состав инструментария оценивания включает в себя разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга, в том числе:

- в рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля: уровневые итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, включающие проверку сформировнности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник научится») и повышенного уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться»); комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией.

Методы оценки: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, (самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

- письменные и устные работы, тесты; комплексные работы на основе текста (контрольные работы: стартовые, тематические, итоговые; диктанты, сочинения, изложения);

- проекты, учебные мини – проекты, проектные задачи, практические и творческие работы;

- формы оценивания, связанные с промежуточной и итоговой аттестацией (итоговые комплексные работы (предварительные и контрольные, направленные на выявление уровня сформированности у обучающихся УУД; входной контроль (стартовая работа) - проводится в начале сентября с целью определения готовности школьника к освоению АООП, организации коррекционной работы для адаптации ребенка к процессу обучения. Полученные предметные результаты фиксируются учителем в классном журнале или других материалах);

- портфолио достижений, другие материалы для самоанализа, самооценки, диагностические карты наблюдения за уровнем сформированности УУД у обучающихся с ОВЗ

Приложение

Формы промежуточной аттестации в учебном году (УП)

Учебный предмет/Форма промежуточной аттестации

Период освоения АООП НОО с ОВЗ

2 кл 3 кл 4 кл

Обязательная часть УП НОО с ОВЗ

1. Русский язык

1.1. Годовая контрольная работа по пройденно-му материалу + + -

1.1.1. Диктант с грамматическим заданием + + -

1.1.2. Тестирование + + -

1.2. Итоговая контрольная работа по пройден-ному материалу - - +

1.2.1. Диктант с грамматическим заданием - - +

1.2.2. Тестирование - - +

2. Литературное чтение

2.1. Годовая контрольная работа на основе тек-ста + + -

2.2. Итоговая контрольная работа на основе текста - - +

2.3. Проверка техники чтения + + +

3. Иностранный язык

Годовая комбинированная работа + + +

4. Математика

4.1. Годовая контрольная работа по пройденному материалу + + -

4.2. Итоговая контрольная работа по пройден-ному материалу - - +

5. Окружающий мир

5.1. Годовая контрольная работа по пройденному материалу + + -

5.2. Итоговая контрольная работа по пройден-ному материалу - - +

6. Основы религиозных культур и светской этики

Итоговый коллективный творческий проект - - +

7. Музыка - - +

Итоговый коллективный творческий проект + + +

8. Изобразительное искусство

Зачетный рисунок + + +

9. Технология

Итоговый коллективный творческий проект + + +

10. Физическая культура

Комплексное тестирование + + +

Итоговая оценка выпускника и ее использование при переходе от начального к основному общему образованию

На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующий уровень, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

На уровне начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

- речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;

- коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфолио достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех (четырех) итоговых работ (по русскому языку, родному языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов, выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся с ОВЗ адаптированной основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение о переводе обучающегося с ОВЗ (ЗПР) на следующий уровень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:

- отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

- определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;

- даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников начальной школы данного образовательного учреждения, таковым является является регулярный мониторинг результатов выполнения трех (четырех) итоговых работ: по русскому, родному языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Формы представления результатов оценивания и их разнообразие

К формам представления результатов относятся:

- электронный журнал успеваемости по предметам;

- тетради для контрольных, проверочных, творческих и самостоятельных работ на уроке и во внеурочной деятельности;

- тексты промежуточных и итоговых (предметных и метапредметных) контрольных работ, тестов, диктантов и результаты анализа их выполнения;

- портфолио и аналитические справки с анализом характеристики их заполнения;

- результаты психолого-педагогических исследований в соответствии с планом работы психологической и логопедической службы, иллюстрирующих динамику развития достижений обучающихся с ОВЗ (ЗПР);

- протокол динамического наблюдения обучающихся с ОВЗ (ЗПР);

- текстовый анализ результатов оценочной деятельности, рекомендации по работе с учащимися с ОВЗ (ЗПР, не достигшими планируемых результатов и другие.

Решение о переводе обучающегося с ОВЗ (ЗПР) на следующий уровень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:

- отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

- определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;

- даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

Публикации по теме:

Проектирование уроков в начальной школе в соответствии с требованием ФГОС ноо (Из опыта работы) Учитель начальных классов: Привалова Инна Валентиновна - 2018 год – В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС.

Система дидактических игр направленных на коррекцию внимания в средней группе у детей с ОВЗ ПРОЕКТ Тема проекта: «Система дидактических игр направленных на коррекцию внимания в средней группе у детей с ОВЗ.» Состав участников:.

Научные представления о результатах образования, путях их достижения и способах оценки «Все мы хотим, все без исключения, чтобы наши дети были лучше, чем мы», – сказал Владимир Путин. А этого, по его мнению, невозможно добиться.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Спорт и физкультура
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения Аооп ноо
Опубликовано: 24 марта 2019 в 19:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

«Барыня-яблоня, будь при памяти — яблок принеси, деток позабавь» — с такими словами, поклоном и почтением наши предки на Евтихия обращались к яблоням. 19 апреля по народному календарю праздник Евтихий...

19 апреля. Международный день подснежника

Подснежники растут во многих странах: их насчитывается два десятка видов, однако уже все они попали в Красную книгу. Почему так получилось? Подснежник – олицетворение чистоты, красоты и наступающей весны....

Фотоотчет. Посткроссинг «Апрельский сюрприз от солнечных «Маргариток»
Фотоотчет. Посткроссинг «Апрельский сюрприз от солнечных «Маргариток». Лариса Гацко. Блог. В карусели праздников весенних, Март растаял звонкою...
Проект «Водный мир и его обитатели»
Проект "Водный мир и его обитатели" Карелина Елена ( подготовительная группа общеразвивающей направленности) Составитель проекта: воспитатель Карелина Е....
Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм»
Учитывая, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, педагогическим коллективом...