Получи документы

Система организационно-методической работы в рамках ООП по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию

Ирина Шевченко
Система организационно-методической работы в рамках ООП по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально.

В Конституции РФ и в проекте «Национальной доктрины образования РФ» провозглашены ценностные установки - это права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, незыблемость демократической основы России, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей.

Публикация «Система организационно-методической работы в рамках ООП по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию» размещена в разделах

Эти базовые установки служат для определения целей и задач при организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В последние нормативные документы - ФГОС, и стратегией развития образования на период до 2025 года предусматривают государственный заказ на (цитата) «высоко нравственного патриота своей Родины».

Однако, признавая обстоятельства, сложившиеся в стране, весьма благоприятными для формирования основ гражданской позиции, приходится констатировать, что соответствующее направление воспитательно-образовательной работы в дошкольном возрасте отличается минимальной степенью разработанности : направления воспитания, связанные с формированием гражданской позиции были разрозненны, не согласованы. Кроме того, среди существенных ошибок их организации присутствовала заорганизованность, формализм, излишняя инструктивность. В значительной степени это обусловлено недостаточной компетентностью педагогов в названных вопросах: традиционная «советская» методика нравственного и патриотического воспитания требует некоторой трансформации, которую воспитатели не всегда могут произвести самостоятельно.

С одной стороны мы имеем соцзаказ, который сформулирован в ряде последних нормативных документов, который нацеливает на приоритет гражданско-патриотического и нравственного воспитания, а с другой стороны недостаточную компетентность педагогов в данном направлении. И методист поставлен в условия искать пути решения этой проблемы на уровне своего учреждения.

Воспитание гражданственности - это длительный процесс, он должен осуществляться естественно, ненавязчиво и постоянно, включать разноплановые мероприятия, связанные в обоснованную гармоничную систему. Создание такой системы находится в компетенции старшего воспитателя – на основе анализа ресурсов он конструирует содержание и технологию процесса воспитания гражданской позиции, координирует усилия всех участников в достижении цели.

Одной из самых острых и перспективных проблем методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса в условиях детского сада является повышение методической компетентности педагогов по вопросам воспитания гражданственности, создание системы гражданского воспитания дошкольников и обеспечение условий для ее реализации в ДОУ.

Разрешение названных проблем возможно за системы организационно-методической работы.

Цель: повышение методической компетентности педагогов в вопросах воспитания гражданской позиции у дошкольников, стимулирование активной деятельности педагогов и их творческого потенциала.

Задачи:

1. Повысить уровень сознания педагогов через обогащение и уточнение представления о содержании, средствах и методах воспитания, формируя у них стремление воспитывать детей в духе гражданственности;

2. Осуществлять методическое сопровождение системы воспитания;

3. Организовывать взаимодействия с семьями;

4. Создать условия гражданско-патриотического и нравственного воспитания средствами создания предметно-развивающей среды ДОУ.

Реализация работы предполагала прохождение нескольких взаимосвязанных этапов.

Первый этап — аналитический, на котором определены цели и задачи повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ, необходимой для реализации деятельности. Для этого проводился педагогический мониторинг, который включал изучение и детальный анализ уровня сформированности гражданской позиции и профессиональной компетентности педагогов ДОУ, детей и родителей, а также ресурсов дошкольного учреждения и социума, применимых для организации патриотического и нравственно воспитания.

Основу составили диагностические методы. Было использовано две анкеты. Одна направлена на изучение «тематической» готовности педагогов к воспитанию у детей гражданской позиции и содержала следующие группы вопросов: сформированность гражданской позиции педагогов; методическая компетентность по вопросам воспитания гражданственности.

Вторая группа, предложенная К. Ю. Белой, предполагала выявление готовности к самосовершенствованию и саморазвитию и расположенности к инновационной деятельности.

Обобщив результаты анкетирования и данные систематических наблюдений за профессиональной деятельностью педагогов ДОУ, я отнесла респондентов к трем уровням сформированности гражданственности.

Представители первого уровня считают себя гражданами России, гордятся этим. Они активно, с удовольствием участвуют в выборах, добровольческих акциях, переживают за судьбу Родины, гордятся ее достижениями. Нравственно богаты : стремятся к справедливости во взаимоотношениях с людьми, знают свои права и дорожат ими, сознательно и добросовестно выполняют обязанности. Хорошо владеют традиционной методикой нравственного воспитания, творчески ее применяют, интересуются методическими новинками по вопросам ознакомления с правами ребенка, иногда используют их в своей работе.

Для респондентов, отнесенных ко второму уровню характерно следующее. Они не утверждают своей гражданственности, и не стремятся к ней. Отдают предпочтение гражданским правам, с которыми, как правило, знакомы. Обязанности выполняют неохотно, по возможности их избегают. Скептически настроены, не склонны к бескорыстному труду на благо общества. Владеют традиционной методикой нравственного воспитания дошкольников, в соответствии с ней организуют педагогический процесс. Вслед за коллегами могут использовать элементы передового педагогического опыта, опубликованного в периодической печати.

К третьему уровню отнесены педагоги «молодые специалисты», которые, пренебрежительно или равнодушно относятся к проблемам, достижениям, перспективам Родины. Зная традиционную методику нравственного воспитания, применяют в своей профессиональной деятельности ее элементы. Используемые средства и методы однообразны, часто носят формальный характер.

Анализ показал, что у 44% педагогов имеют точное представление о сути гражданственности, а 39% время от времени пренебрегают обязанностями гражданина (участие в выборах, субботниках и т. п.) и 17 % имеют низкий уровень гражданственности.

Вместе с тем, как показало изучение двух других показателей: готовности к самосовершенствованию и саморазвитию, к инновационной деятельности, большинство педагогов ДОУ способны к развитию и позитивно настроены к нововведениям.

Второй этап – реализационный

На основе данных, полученных на первом этапе я объединила педагогов в 3 группы: 1 группа - те, кто хочет и может работать творчески, трудиться увлеченно и эффективно; 2 группа - те, кто работает добросовестно, хочет работать творчески, но пока испытывает затруднения в достижении этого уровня; 3 группа - те, кто является молодым специалистом - не стремится к творчеству, работает формально, а потому непрофессионально, неграмотно, неэффективно.

Первая группа «Творческие педагоги». Ее члены объединяются для изучения и отработки самых сложных вопросов воспитания у дошкольников гражданской позиции. Они способны создать новое содержание образования и соответствующие ему технологии воспитания и обучения и т. д. Как руководитель группы я осуществляю кураторство.

Вторая группа педагогов «Мастер своего дела». Основная задача старшего воспитателя – изучить и устранить их затруднения, оптимизировать профессиональные навыки, стимулировать их применение в рамках планирования и организации педагогического процесса, направленного на воспитание гражданской позиции дошкольников.

Третья группа педагогов «Молодые специалисты». Их знания во многом теоретичны, умения не обкатаны на практике, но много юношеского задора, стремления к самосовершенствованию. В работе с ними акцент сделан на активизацию профессиональных навыков, практическом освоении алгоритмов педагогической деятельности. Привлечению к минимальному проявлению творчества в профессиональной деятельности. Их тяга к творчеству может быть реализована при выполнении не сложных творческих заданий.

С учетом этого деления была построена система дифференцированной методической помощи педагогам, определялось содержание и формы методической работы.

Для этого совместно с педагогами первой группы был составлен план методической работы :

- консультации – «Особенности планирования», «Метод проектирования», «Особенности проведения занятия в условиях музея», «Анализ литературных произведений гражданско-патриотической направленности», «Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей» и др;

- семинары-практикумы – «Планирование работы по патриотическому воспитанию в организованной деятельности вне занятий», «Характеристика методов и средств патриотического воспитания» и др.

- показ открытых занятий как опыт работы, мастер-класс;

- работа творческих микрогрупп – отчеты с курсов НИРО на педсоветах, семинарах; выступления с докладами на спец. курсах НИРО, проводимые на базе детского сада.

- план повышения квалификации педагогов;

- план курсовой подготовки.

- тематических мероприятий для родителей и детей

- информирование родителей через сайт ДОУ

В рамках реализации поставленных задач проведена организационно методическая работа по созданию предметно-развивающей среды.

В группах ДОУ оборудованы специальные зоны:

- для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом. (семья, детский сад, родной поселок, родная армия).

- для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с государственной символикой, страной, «малой» Родиной. Немаловажное значение в оформлении макросреды уделяется совместному творчеству детей и родителей по темам «Мой папа самый лучший», «Семья – большое счастье» и др. ; выставкам поделок, плакатов посвященных 23 февраля, Дню победы, Дню города, Дню народного единства и др.

Разработан перечень и приобретены образцы в методический кабинет: репродукции картин русских художников, этнокарты «В гостях у русских людей», демонстрационный материал по таким разделам, как «Защитник Отечества», «Великая Отечественная Война в иллюстрациях», «День Победы», «Армия вчера и сегодня», т. д.

Разработано положение о статусе детского музея ДОУ «Этих дней не смолкнет слава».

Третий этап – оценочный. На этом этапе производилась оценка изменений в уровне сформированности гражданской позиции педагогов и их творческой деятельности.

Итоговый анализ показал, что произошли позитивные изменения в уровне сформированности гражданственности у педагогов. Так, 65% педагогов считают себя истинными гражданами России, они активны, нравственно богаты, 23% имеют достаточно точное представление о сути гражданственности и не пренебрегают обязанностями гражданина. И только 12% педагогов остались на низком уровне.

О том, что цель работы достигнута, а задачи решены, свидетельствовали отчасти и данные оценочного этапа: творческость и инновационность педагогов, уровень их методической компетентности по вопросам воспитания гражданской позиции детей стали заметно выше. Но, следует отметить, что внедрение предлагаемой системы дифференцированной методической помощи педагогам позволило внести свежую струю в жизнь детского сада. Горящие глаза педагогов, их стремление к поиску, по-детски непосредственная радость от хорошо сделанного творческого дела красноречиво доказывают успешность методической работы и позволяют надеяться на то, что появившаяся на свет система гражданского воспитания детей-дошкольников будет не менее результативной.

Исходя из анализа проведенной работы, можно сделать вывод, что поставленные мною задачи в начале работы, были успешно решены:

1. Коллективом детского сада разработаны мини-проекты по темам:

«Марьюшкина горница», «Дзержинск – малая частица большой Родины», «Культура Отечества» и др.

2. Разработаны и проведены тематические циклы, блоки мероприятий, рассчитанные на формирование интереса к данной теме.

3. Повысилось число аттестованных педагогов (18 педагогов - высшая категория – 11; 1 категория – 6; СЗД – 1).

4. Увеличилось количество участий в конкурсах, выставках совместных работ педагогов и родителей

5. Педагогический состав активно участвует военно-спортивных праздниках и досугах для детей и родителей.

6. Создан фотоальбом «Растим юных патриотов»

7. Работа проводится в тесном контакте с социумом: школами, музеями, библиотекой, ветеранской организацией и др.

8. Детский сад является стажерской площадкой НИРО.

9. На базе ДОУ проведен городской семинар

для педагогических работников дошкольных учреждений на тему: «Презентация опыта работы в условиях музея воинской славы «Этих дней не смолкнет слава»

Мы живём в прекрасной стране России, все мы россияне и хотим, чтобы наша страна была ещё более крепкой и могучей державой. Гордость за свою страну, желание служить Родине, считая это почетной обязанностью, уважение к культурным традициям истории России, передача их от поколения к поколению вот то зерно, которое необходимо иметь каждому педагогу.

Публикации по теме:

Квест-игра «Российская армия» по гражданско-патриотическому воспитанию в подготовительной группеКвест-игра «Российская армия» по гражданско-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Конспект НОД: "Квест - игра по гражданско- патриотическому воспитанию" (подготовительная группа) Направление: гражданско - патриотическое.

Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗКалендарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗ Раздел I - Россия – Родина моя – 8 часов. 1. Тема: Россия – Родина моя. Цель: Воспитание любви к Родине, родному краю. Содержание: - Беседа.

Конспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группеКонспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группе Программное содержание: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, станице, детскому саду. 2. Развивать внимание, память, мышление,.

Образовательный проект по гражданско — патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста «С чего начинается Родина» Проект «С чего начинается Родина»Актуальность «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей.

Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию «Достопримечательности города Ставрополя» Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Цель: гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного краяСистема методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической.

Тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗТематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗ Раздел I. Введение – 2 часа. 1Тема: Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин» Цель:Актуализация имеющихся знаний. 2Тема:Диагностика.

Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс)Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс) Экономические преобразования в стране, расслоение общества, коснувшееся семьи, привели к тому, что в настоящее время меняются мироощущения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система организационно-методической работы в рамках ООП по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию
Опубликовано: 16 июня 2022 в 10:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система организационно-методической работы в рамках ООП по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шевченко (УИ 38629) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД