Приложение МААМ

Система поддержки семьи и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии

Мартыненко Светлана
Система поддержки семьи и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии
▼ Скачать + Заказать документы

Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, которая инициирована была, в первую очередь родителями детей-инвалидов. Сама инклюзия основана на концепции «включающего общества» и предполагает изменение и общества и всех его институтов для создания благоприятных условий принятия и включения другого человека. При этом включение ребенка с другими образовательными потребностями должно способствовать его развитию и одновременно отвечать интересам других детей.

Публикация «Система поддержки семьи и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии» размещена в разделах

Успешность инклюзии во - многом зависит от готовности общества к принятию такого ребенка. В противном случае возможно не развитие таких детей, а их дезадаптация и непринятие со стороны детей с условно нормальным развитием.

Взаимоотношения ребенка с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. В этой связи огромное значение приобретает целенаправленная работа педагогов по оптимизации отношений родителей и детей.

В толковом словаре Ожегова поддержка определяется как помощь и содействие. Психолого-педагогическая поддержка семей и ребенка-инвалида в коррекционно-образовательном учреждении это целенаправленная система мер направленная на повышение педагогических знаний и умений родителей, снижением эмоционального дискомфорта в связи с рождением больного ребенка, поддержание уверенности родителей в его возможностях, сохранение адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания.

Помощь и поддержка семьи должна быть комплексной, системной и непрерывной. Система поддержки семьи и ребенка-инвалида в первую очередь предполагает работу команды педагогов школы и центра: учитель дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, педагог организатор и тьютер и все участники образовательного процесса.

Психолого-педагогическая поддержка это осуществление психологической и педагогической помощи по двум направлениям:

-информационная педагогическая и психологическая помощь родителям и другим родственникам, заключающаяся в раскрытии их ресурсов и в определении направления в работе с ребенком, в улучшении эмоционального климата семьи.

-непосредственная помощь ребенку в обретении новых навыков, способностей для лучшей социализации

Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь инклюзии –создание специальный условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстниками.

Специальные условия это материально-техническая база и самое главное изменения всей образовательной среды. И в первую очередь организацию комплексного психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики, во главе которого должен стоять психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения.

Важно, чтобы объектом сопровождения был не только ребенок с ОВЗ, но и любой другой ребенок, нуждающийся в помощи ребенок, а также педагоги и родители детей. Вот тогда «Равные возможности».

Именно комплексное сопровождение и обеспечивает системную поддержку семьи ребенка в учреждении. Потому что это всегда комплекс взаимообусловленных мер с разными технологиями и это всегда взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего. И успех взаимодействия во многом зависит от умения выстроить доверительные отношения.

Деятельность всех участников сопровождения направлена на обеспечение двух взаимосвязанных процессов:

- системное сопровождение, то есть профилактико-коррекционная деятельность, направленная на преодоление проблем;

- заявительное сопровождение – индивидуальная помощь по запросу.

Комплексное сопровождение семей обеспечивает своевременное оказание помощи и поддержки семей, активизирует семейные ресурсы, своевременно устраняет проблемы родителей.

Иными словами полностью обеспечивает системную поддержку семьи и ребенка-инвалида в образовательном учреждении.

Системное сопровождение семьи инклюзивной практики состоит из диагностического направления, определения проблемных зон и ресурсов ребенка, реализацию намеченного плана работы с ребенком, родителями и педагогами, этапная диагностика и корректировка дальнейшей работы.

Цель работы с родителями:

привлечение родителей к активному участию

в развитии, воспитании и обучении ребенка.

повышение педагогической компетенции

родителей и помощь семьям по адаптации и

интеграции детей с ОВЗ в общество.

С чего начинаем работать?

Начинается работа в любом образовательном учреждении с завоевания доверия родителей, через создание эмоционально насыщенной среды, в учреждении, через совместные досуги, праздники, экскурсии, конкурсы, дни открытых дверей.

Далее выявляются проблемы семьи, стресс-факторы, степень готовности к сотрудничеству, через анкетирование родителей. Анкеты должны быть не сложные и понятные и короткие по содержанию.

Как правило, для родителей с ребенком с ОВЗ характерно :

неконструктивные виды поведения родителей во взаимоотношениях «взрослый – ребенок»;

противоречивость по отношению к детям: с одной стороны, они любят своих детей и пытаются понять их проблему; с другой стороны, четко прослеживается неудовлетворенность детьми, приклеивание ярлыков к поведению (упрям, стереотипен и т. д.);

недостаточный уровень психологической грамотности и компетенции родителей в области знания закономерностей психического развития «особого ребенка» и в решении тех или иных проблем воспитания; недооценка возможностей грамотного родительского поведения, для успешной адаптации ребенка.

Кроме того, родители демонстрируют разную степень готовности к сотрудничеству с психологом и со специалистами в целом.

Наиболее значимые стресс-факторы, характерные для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ :

Проблемы со стороны ребенка : врожденные заболевания, психические заболевания, отклонения в поведении

Со стороны родителей: трудности воспитания и проблемы брака

У многих родителей прослеживаются признаки невротизации.

У родителей возникает комплекс вины по отношению к собственному ребенку, имеющему психофизическое отклонение в развитии. На этой основе формируется определенный стиль родительского отношения – гиперопека. Такие родители ограждают ребенка от возможных проблем, потакают его прихотям и желаниям. В результате возникает искажение личностного развития ребенка (эгоизм, эгоцентрические установки).

Неприятие ребенка (открытое или скрытое) приводит к невротическим реакциям и еще больше отягощает дефект развития.

Взаимоотношения ребенка с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. В этой связи огромное значение приобретает целенаправленная работа педагогов по оптимизации отношений родителей и детей.

Дальнейшую работу с родителями нужно строить учитывая весь комплекс проблем родителей и всегда помня, что родитель ребенка с особенностями в развитии испытывает колоссальную нагрузку – стресс, начиная с самого рождения ребенка.

Задачами коллектива должны стать:

• учить родителей выявлять позитивное в ребенке, видеть и оценивать результаты коррекционно-развивающей работы;

• помочь родителям понять и принять те минимальные изменения, которые происходят с ребенком;

• нацеливать родителей на закрепление и поддержание в семье достигнутых на занятия результатов;

• создавать и поддерживать активную оптимистическую жизненную позицию всех членов семьи ребенка;

• развивать толерантные отношения к семье с ребенком с ОВЗ.

ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ

1. Налаживание тесного взаимодействия с семьями. Привлечение, более готовой части семей к сотрудничеству, вовлечение пассивной части родителей в организационные мероприятия

2. Формирование родительской грамотности. Подготовка печатных материалов по развитию конструктивного взаимодействия с ребенком с особыми образовательными потребностями; подборка игр и упражнений с ребенком, не требующих отдельно выделенного времени; некоторые практические приемы, способствующие снятию напряжения у родителей

3. Индивидуальные консультации по инициативе специалистов и по запросу родителей

Формирование родительской грамотности лучше всего начинать с подготовки печатных материалов, буклетов, в которых коротко изложены решение каких-то проблем ребенка с ОВЗ или практических рекомендаций по саморегуляции эмоциональных состояний родителей.

Индивидуальные консультации по инициативе специалистов

Специалистам учреждения нужно самим инициировать встречи с родителями и рассказывать что-то хорошее, что выявили по результатам обследования ребенка, рассказывать о ресурсах ребенка, потребностях, проблемах ребенка. Иногда можно давать совместные консультации, демонстрирую родителю, что мы все вместе.

Тематика бесед и консультаций:

здоровье

по результатам обследования (игра)

детско-родительские отношения (техники дисциплинирования)

занятость

Тактика бесед и консультаций:

установления доверительного контакта с целью убеждения в том, что педагог их понимает, сочувствует и пытается им помочь.

коррекция понимания родителем проблем ребенка (перевод с родительского восприятия проблем ребенка с эмоционального уровня на уровень рациональный).

Консультирование специалистов проводится с целью формирования представлений у родителей правильных и полноценных знаний особенностей и перспектив развития их ребенка, поиска решений проблемных ситуаций психологического, педагогического, медико-социального характера. Консультирование специалистов проводятся в рамках своей профессиональной деятельности.

Медицинский работник по вопросам здоровья.

Психолог играет ведущую роль при установлении доверительных контактов с родителями, консультирует по детско-родительским отношениям.

Дефектолог, логопед, воспитатель дают задания родителям и консультируют родителей по выполнению этих заданий.

В результате вырабатываются рекомендации по выполнению режимов: речевого, коммуникативного, охраны зрения и слуха, развития познавательных способностей.

Важно, чтобы в учреждении действовали на постоянной основе:

Родительский час

• Проводится специалистами один раз в неделю во второй половине дня - информирование родителей о ходе работы с ребенком.

Переписка

• WhatsApp Messenge

Информационные стенды

На этих стендах размещается информация общего характера: игры, задания, рекомендации для родителей и т. д.

Основные формы работы с родителями

Беседы (коллективные или индивидуальные)

Консультации: индивидуальные, по запросу, оперативные и дистанционные

• Переписка с родителями

• Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий, праздников с целью разбора определенных этапов воспитания и обучения

• Домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях

Проведение нетрадиционных форм родительских собраний играют огромную роль в работе с родителями. Родители раскрепощаются, раскрываются и все больше и больше вовлекаются в образовательное пространство учреждения.

Работа родительского клуба позволяет использовать как традиционные, так и нетрадиционные форы работы с родителями, объединить просвещение родителей с общением, обменом опытом, мнениями, обсуждением проблем и совместным поиском путей и способов их решения

Театрализованная деятельность позволяет использовать все основные функции театрализации:

-катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

• регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

• -коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушения общения, формирование адекватного поведения, самооценки).

Проведение системной планомерной работы всего коллектива учреждения по психолого-педагогической поддержки семьи, способствует повышению личных ресурсов семьи с ребенком с особыми образовательными потребностями и тем самым обеспечивает условия, для улучшения развития и социализации ребенка. Кроме того формируется готовность всех членов образовательного процесса к принятию ребенка с особыми образовательными потребностями.

Все это вместе, в конечном счете, обеспечивает развитие ребенка с ОВЗ, в обществе других детей сохраняя интересы каждого участника инклюзивного образования.

Публикации по теме:

Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи» «Воспитывает все:люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Макаренко А. С.

Консультация для родителей «Телевидение в жизни семьи и ребенка» Телевидение в жизни семьи и ребенка. Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… современные дети превратились в телеманов.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Влияние семьи на развитие ребенкаВлияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система поддержки семьи и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии
Опубликовано: 7 мая 2020 в 17:09
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система поддержки семьи и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии» (включая файлы) размещена пользователем Мартыненко Светлана (УИ 2320727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД