Система работы детского сада по повышению качества образования посредством развития творчества детей

Светлана Петрова
Система работы детского сада по повышению качества образования посредством развития творчества детей

В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. Одной из главных задач стандарта является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Понятие творческихспособностей- понятие комплексное включающее в себя несколько составляющих:

-- умение познавать всё новое;

-- стремление к познанию;

-- умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;

-- стремление к постоянным открытиям;

-- свобода воображения.

На развитие творческих способностей педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте. Ребёнок, приходя в детский сад впервые,проявляет интерес к окружающим его вещам: книгам, игрушкам, изобразительным средствам, музыкальным инструментам и т. д. Но без взрослого, без его помощи, ребёнок будет просто манипулировать окружающими предметами, творческого развития наблюдаться не будет. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», - писал П. П. Блонский. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать творческому развитию, а также создать все необходимые условия.

Одним из главных условий является формирование творчески ориентированного коллектива педагогов, которые первыми откликаются на всё новое, делают это с удовольствием и способны к научно-исследовательскому поиску. В такую творческую группу должны входить не только воспитатели, но и специалисты по более узким направлениям. У нас в детском саду такая группа имеется.

На начальном этапе проведения работы по развитию творческих способностей детей творческой группе необходимо осуществить экспертизу базовых образовательных продуктов (программы, рекомендации, разработки, которые будут использоваться в качестве методической основы, и проанализировать педагогическую деятельность коллектива, состояние материальной базы, а также определить направления развития творческих способностей дошкольников.

Направления развития творческих способностей детей.

• Художественно-речевая деятельность

• Музыкальная деятельность

• Театрально-игровая деятельность

Изобразительная деятельность

Художественно-речевая деятельность. Художественно-речевая деятельность дает большие возможности для развития творческих способностей дошкольников. Под художественно-речевой деятельностью понимается деятельность, возникающая у ребенка, под влиянием литературного или фольклорного произведения.

Для обучения детей составлению рассказов – фантазий педагоги используют прием перемещения во времени (Машину времени). Дети выбирают конкретный объект и описывают его настоящее. Далее воспитатели предлагают ребятам подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем.

Для обучения детей дошкольного возраста характеристике объектов через органы чувств педагоги эффективно используют прием «вхождения в картину». Воспитатели побуждают детей к описанию возможных ощущений и предлагают прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т. д.

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине воспитатели используют прием «подзорная труба». Для определения деталей объекта - приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и другие.

Моделирование или мнемотехника помогает придумывать рассказ опираясь на схемы, построенные с помощью букв, картинок, цвета и других средств обозначения.

По результатам фантазирования педагоги очень часто совместно с детьми инсценируют придуманные рассказы, оформляют книжки-малышки, составляют каталоги детских рассказов, метафор, загадок.

Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.

Музыкальная деятельность. Одним из важных направлений работы дошкольного учреждения является совершенствование системы работы по музыкально-творческому воспитанию детей.

В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности. Каждый вид музыкальной деятельности, будь то слушание музыки, пение, музыцирование, включает разный опыт познания музыкального искусства, в том числе опыт творческой деятельности.

В своей работе педагоги используют новые современные методики. Музыкальные занятия, включающие новые методики, отличаются нетрадиционным содержанием, структурой, новым музыкальным репертуаром, способом его подачи, методикой организации и проведения.

Использование новых музыкальных методик в образовательной работе с детьми дошкольного учреждения открывает возможность широкого использования метода музыкальной импровизации, что способствует накоплению музыкально-творческого опыта,

Театрально-игровая деятельность. Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрально-игровой деятельности.

Это, прежде всего, сопереживание реальным людям и героям литературных произведений, а также выразительность речи, образная двигательная выразительность, пластичность, высокая эмоциональная чувствительность, интонационная выразительность, развитая память.Кроме того в структуру театральных способностей входят: живое воображение, креативность, наблюдательность.

С целью знакомства с театральным искусством педагоги проводят циклы занятий об истории театра. В ходе занятий дети придумывают различные истории, учатся выходить из-за занавеса и стараются говорить с выражением.

Наибольшую эффективность показывают такие методы развития творчества,как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; упражнения; этюды.

Таким образом, необходимо отметить высокую степень значимости театрально-игровой деятельности для развития творческих способностей ребенка.

Изобразительная деятельность. В наибольшей мере творческие способности проявляются и формируются в изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность - наиболее доступный вид познания мира ребенком. Она является одной из самых любимых детьми в дошкольном возрасте. Это, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Эффективным средством развития творческих способностей является изобразительное творчество с помощью нетрадиционных техник. Нетрадиционные техники изображения - это способы создания нового, оригинального произведения искусства. Педагоги стремятся к созданию условий, когда дети могут думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Педагоги развивают воображение, творчество дошкольников не только на занятиях по рисованию, но и на занятиях по аппликации.

В своей работе они активно используют нитки, ткань, поролон, яичную скорлупу, соль, тесьму, мех.

Используя художественную технику изобразительного искусства - пластилинографию, воспитатели также стараются раскрыть творческие способности детей.

Особо хочется отметить ручной труд.Дети совместно с педагогом мастерят различные поделки из самого разного материала: природного, бросового, из бумаги, ниток и т. д.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Результатом нашего творческого процесса является участие детейв различных выставках: групповых, общесадовских, районных. Дети часто становятся победителями и призёрами различных конкурсов, в том числе и дистанционных онлайн-конкурсов.

В прошлом году у нас состоялась первая индивидуальная (персональная) выставка рисунков Васильева Лёвы. Ребёнок сам предложил организовать такую выставку. Воспитатель пошла навстречу детской инициативе и провела большую предварительную работу по организации выставки, координально поменяв план своей работы.

Таким образом, правильная организация предметно-пространственной среды дошкольной организации, работа по обогащению жизни ребенка яркими впечатлениями и событиями (эти события являются наиболее значимыми и выстраивают особую организацию отношений ребенка с окружающим миром) позволяют развивать творческие способности ребенка. У детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть. Система работы по развитию творческих способностей детей, способствует повышению качества дошкольного образования в целом. Ведь дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если ребенок в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому он вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Значение растений на участке детского сада для развития детейЗначение растений на участке детского сада для развития детей В период дошкольного детства происходит формирование личности человека, а также его ценностная ориентация к окружающему миру. Именно.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Система работы детского сада по повышению качества образования посредством развития творчества детей
Опубликовано: 28 октября 2021 в 14:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 декабря. Международный день волонтера

 Тема сегодняшнего дня посвящена Международному дню добровольцев во имя экономического и социального развития — именно так звучит официальное название международного праздника «День волонтера». Этот день...

5 декабря. Всемирный день почв

Загрязнение почв – из-за быстрого роста населения планеты и растущего применения всевозможных химикатов – это всемирная проблема, которая незаметна, но касается каждого человека без исключения. Об этом и...


Горячие темочки