Юлия Рассказова
Система работы по формированию нравственных чувств старших дошкольников при помощи детской художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Воспитателя высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад № 161» г. Рязани
Рассказовой Юлии Владимировны
ПО ТЕМЕ:
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2012 год
Публикация «Система работы по формированию нравственных чувств старших дошкольников при помощи детской художественной литературы» размещена в разделах
Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.
Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль художественной литературы как источника духовно-нравственного развития детей.
Необходимость создания данной системы работы определена сложившимся противоречием между:
• потребностью общества в создании условий свободного нравственного саморазвития личности каждого ребенка - и фактическим отсутствием системного и технологического решения данного вопроса в практике непосредственной работы с детьми старшего дошкольного возраста;
• потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ духовно-нравственного воспитания личности – и отсутствием готовых к использованию целостных систем духовно-нравственного воспитания для работы с дошкольниками;
Новизна - разработка эффективной модели нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализующей идеи нравственного воспитания через использование художественной литературы.
В процессе работы с детьми используются методики, признанные традиционными, а также, пользуясь всевозможными источниками, добавляются свои, корректируя традиционные.
Традиционные методы Методы, используемые в представленном педагогическом опыте
1. Словесные:
-художественное слово
-рассказ взрослого из личного опыта;
-сказка познавательного содержания;
- вопросы;
- беседа.
2. Игровые:
- занятие – игра;
- игровые упражнения;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- игры – путаницы.
3. Наглядные:
- иллюстрации;
- фотографии;
- видеоматериалы.
4. Практические:
- упражнения
5. Наблюдения
- за действиями взрослого;
- за действиями детей
1. Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по жанровому материалу, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов.
2. Взаимодействие с персонажем:
- подсказать, как себя вести;
- поиграть вместе с персонажем, помочь ему;
- объяснить правила поведения в определённой ситуации или игре.
3. Использование литературного художественного творчества в различного вида театрах:
- кукольные спектакли;
- игры-инсценировки;
- игры-драматизации
- и т. п.
4. Дидактические и настольно-печатные игры на основе художественной литературы
5. Показ способов действий.
6. Коллективное чтение.
7. Заучивание наизусть по ролям с детьми жанровых произведений, сочинение сказок, загадок.
8. Использование литературного репертуара на музыкальных занятиях.
9. Использование малых фольклорных форм в режимных моментах
- на занятиях;
- во время режимных моментов;
- во время наблюдений;
- на прогулках;
- в играх;
10. Использование русских народных подвижных игр.
11. Упражнения в проговаривании, звукоподражании, имитация действий.
Педагогическая концепция.
Нравственное воспитание дошкольника остается наиболее значимой проблемой в решении воспитательных задач. Процесс воспитания нравственных качеств должен носить воспитывающий характер, связывать знания с деятельностной позицией, с тем, чтобы у ребёнка сформировалась мотивационная потребность в совершении нравственных поступков.
В связи с этим, процесс обучения и воспитания строится по следующим этапам:
• Этап ясности: изложение, выделение материала и углубленное его рассмотрение.
• Этап ассоциации: понимание требований, связь нового материала с прошлыми знаниями.
• Этап обобщения и систематизации : обнаружение выводов, формулировка понятий.
• Этап осознания и применения: понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям.
Условия результативности:
1. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в детском коллективе
2. Учёт психофизических особенностей детей, личностно-ориентированный подход в воспитании;
3. Совершенствование предметно-развивающей среды, в соответствии с выбранным направлением работы.
4. Использование принципа взаимосвязи нравственного, интеллектуального, познавательного, речевого и эмоционального развития.
5. Обеспечение условий для практического применения нравственного опыта.
6. Обогащение мотивов нравственных поступков.
7. Творческое использование современных педагогических методик, их адаптация к имеющимся условиям;
8. Использование современных средств диагностики нравственного развития детей;
9. Активное сотрудничество педагогов и родителей.
10. Интеграция работы воспитателей и специалистов детского сада.
Этапы работы с детьми :
1. Познавательно-мотивационный этап: приобретение детьми базисных знаний о нравственности через жанровые элементы литературных произведений.
2. Эмоционально-оценочный этап: формирование у детей личного отношения к категориям нравственности на доступном по возрасту уровне.
3. Деятельностный этап: введение ребёнка в круг воображаемых обстоятельств, мысленное содействие героям фольклорного произведения, эмоциональное переживание новых для него чувств.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Очень важное место в нравственном воспитании детей отводится созданию предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда предусматривает организацию в группе зоны, которая содержит материал, как для учебной, так и для самостоятельной деятельности детей в рамках нравственного воспитания. Этот материал включает в себя:
• Настольно-печатные игры
• Познавательную и художественную литературу
• Подбор наглядно- иллюстративного материала
• Наглядные пособия: «Дерево добра»,«Поляна добрых дел».
• В детском саду есть «Русская изба», где проводятся занятия, на которых дети имеют возможность познакомится с предметами русского быта, фольклорными жанровыми произведениями, произведениями народных промыслов, традициями и праздниками своего народа.
• Библиотека книг, журналов, статей, подборка аудиозаписей на нравственную тематику.
Педагогические принципы работы по формированию нравственных качеств :
• П. взаимосвязи нравственного, интеллектуального, речевого, познавательного и эмоционального развития.
• П. деятельностного подхода.
• П. обогащения мотивов нравственных поступков в процессе обучения.
• П. обеспечения условий для практического применения нравственного опыта (создание ситуаций, обогащение развивающей среды).
• П. сотрудничества педагогов и родителей.
• П. интеграции всей педагогической работы с детьми
СФЕРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Отношения
с близкими людьми
Отношения со сверстниками Отношения с людьми в общественных местах
Отношение к
самому себе
Отношения
с природой
- умение ребенка заботиться о близких,
проявлять
чуткость, сочувствие, тактичность
- умение
учитывать и принимать
позицию другого,
уважать чужое
мнение,
проявлять
способность
спокойно
принимать обоснованные требования взрослых,
оказывать им практическую помощь, готовность к сотрудничеству,
оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается; проявлять тактичность, вежливость,
- формирование
у ребенка элементарного уважения к окружающим, чувство ответственности, сформирован-ность совести, долга, умение оказывать помощь и поддержку окружающим
адекватная
самооценка,
умение
проявлять
заботу о
самом себе,
наличие навыков самоконтроля, самоорганизо- ванности
- умение
бережно относиться
к природной среде,
заботиться
о ней и защищать от уничтожения
Нравственные качества
1. Бережное отношение к животным, птицам, растениям
2. Скромность
3. Честность
4. Сочувствие
5. Щедрость
6. Чувство справедливости
7. Вежливость
8. Бережливость
9. Отзывчивость
10. Заботливое отношение к окружающему
11. Чувство стыда
12. Доброжелательность
13. Культура общения
14. Внимательное отношение к окружающим
15. Доброта
16. Образ Я
МАТЕРИАЛЫ ДИАГНОСТИКИ
Уровень сентябрь январь
высокий 0% 30%
средний 25% 60%
низкий 75% 10%
Диагностическая таблица № 1 (сентябрь)
Ф. И. ребенка Представления о нравствен-ных качествах Поведение ребенка в ситуации
нравствен-ного выбора Эмоцио-нальное
отношение
и нравствен-ные
нормы Навыки
культуры
общения Общий показатель Уровень
1. С. Никита 2 1 2 1 6 низкий
2. К. Кирилл 1 1 2 2 6 низкий
3. А. Вика 2 1 2 2 7 средний
4. Л. Вика 1 1 1 2 5 низкий
5. Х. Даша 1 1 2 1 5 низкий
6. М. Алена 2 2 2 8 средний
7. Г. Марина 1 1 1 1 4 низкий
8. Ш. Настя 1 1 2 2 6 низкий
9. Б. Таня 2 1 2 2 7 средний
10. Е. Настя 2 1 2 7 средний
11. К. Аня 1 1 1 1 4 низкий
12. У. Вадим 1 1 1 1 4 низкий
13. К. Аня 1 1 2 6 низкий
14. Ш. Алина 1 1 1 1 4 низкий
15. А. Костя 1 1 2 2 6 низкий
16. М. Соня 1 2 1 1 5 низкий
Диагностическая таблица № 2 (январь)
Ф. И. ребенка Представления о нравствен-ных качествах Поведение ребенка в ситуации
Нравствен-ного выбора Эмоцио-нальное
отношение
и нравствен-ные
нормы Навыки
культуры
общения Общий показатель Уровень
1. С. Никита 2 2 3 2 9 средний
2. К. КИРИЛЛ 2 2 3 2 9 средний
3. А. ВИКА 3 3 3 3 12 высокий
4. Л. ВИКА 1 2 1 2 7 средний
5. Х. ДАША 2 3 2 2 9 средний
6. М. АЛЕНА 3 3 3 3 12 высокий
7. Г. МАРИНА 2 2 2 2 8 средний
8. Ш. НАСТЯ 2 2 2 2 8 средний
9. Б. ТАНЯ 3 3 3 3 12 высокий
10. Е. Настя 3 3 3 3 12 высокий
11. К. Аня 1 2 2 2 7 средний
12. У. Вадим 1 2 2 2 7 средний
13. К. Аня 2 3 3 3 11 высокий
14. Ш. Алина 1 1 1 2 5 низкий
15. А. Костя 2 2 3 2 9 средний
16. М. Соня 2 2 3 2 9 средний