Приложение МААМ

Система работы по ознакомлению воспитанников дошкольной образовательной организации с историей и культурой родного края

Наталья Ляшко
Система работы по ознакомлению воспитанников дошкольной образовательной организации с историей и культурой родного края
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Д. С. Лихачёв

Актуальность

Публикация «Система работы по ознакомлению воспитанников дошкольной образовательной организации с историей и культурой родного края» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается острая необходимость активизации процесса нравственного и патриотического воспитания дошкольников, создания условий для позитивной социализации ребенка, его всестороннего развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В настоящее время остро стоит проблема нравственного воспитания детей. В условиях военных гарнизонов миграция населения не позволяет сохранять межпоколенческие отношения. Пожилые люди, закончив службу или трудовую деятельность, уезжают с севера, а на их место приезжают молодые семьи из других регионов. Они не знают историю нашего края, его культуру и традиции.

Поэтому ознакомление детей с северным краем, его природой, историей и культурой как средствами нравственного воспитания является особенно актуальным в детском саду. Педагоги и родители должны разбудить интерес ребенка к городу, краю, в котором он живет, ввести в мир природы, научить ее любить и беречь, бережно относиться к результатам труда людей, оказывать посильную помощь, сопереживать и сочувствовать.

В период детства складываются благоприятные условия нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия, так как его впечатления очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

Педагогическим условием эффективности развития ценностно-смыслового отношения дошкольников к культуре родного края определим систему работы по ознакомлению с историей и культурой родного края, представим формы организации деятельности и общения, методы, средства развития ребенка.

Основополагающими подходами определим аксиологический и деятельностный подход. Аксиологический подход определяет высшей ценностью человека, его интересы и потребности; положения о человеке как субъекте и объекте общественных отношений (И. В. Абакумова, О. Г. Дробницкий, А. Т. Здравомыслов, М. С. Каган, Н. Д. Никадров, В. П. Тугаринов, Н. З. Чавчавадзе, В. А. Ядов).

Деятельностный подход является условием развития качеств личности и становления социокультурного опыта человека, определяющим необходимость интеграции видов деятельности в ценностно-смысловом развитии ребенка (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.). В формировании основ нравственности определяющую роль отведем деятельности и общению.

Система работы по ознакомлению с историей и культурой родного края представлена следующими тематическими блоками:

1. Природно-климатические и географические особенности

географическое положение

природные условия

климатические условия

2. Социально-экономические особенности

моя семья

мой дом, моя улица, мой город

Североморск-столица Северного флота

Мурманск – столица Заполярья, города Мурманской области

боевая слава защитников Заполярья

труд взрослых

кладовые земли Кольской

3. Национально-культурные особенности

коренные народы Севера (саамы, поморы, их быт, обычаи, занятия

культура родного края (музыка, живопись, литература, народно-прикладное творчество, национальный фольклор).

Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных действий, творческих изысканий. Поэтому активно используются в работе традиционные и инновационные формы и методы:

– проектная деятельность;

– тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;

– беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

познавательный рассказ, сопровождаемый наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.

– экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с природой, социальным и культурным разнообразием родного города;

– праздники, развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;

– чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

– дидактические и настольные краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, географии, природе;

– прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка (воспитателями совместно с родителями разработаны маршрутные листы экскурсий и пешеходных прогулок);

– виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников (по городам Мурманской области, к достопримечательностям города, по местам боевой славы);

– конкурсы чтецов, детских рисунков, поделок из природного материала (традиционно сезонные и посвященные Дню города);

– просмотр научно-популярных фильмов о родном крае «Саамы – олений народ», «Животные севера», «В царстве растений» и т. д.

– создание проблемной ситуации (занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения, например, помочь обитателям живого уголка – прибрать территорию, покормить птиц в зимнее время года; можно обыграть ситуацию, будто бы персонаж сказки гулял и поранился – как помочь, если аптечки рядом нет и т. д.)

Воспитание чувства любви, бережного, гуманного отношения к природе, ответственности за ее сохранение осуществляется в деятельности и общении на материалах краеведческого мини-музей «Морошка», который много лет функционирует в нашем детском саду, и в котором дети имеют возможность познакомиться с природой родного края, получить начальные экологические представления.

В мини-музее представлены краеведческие материалы по следующим направлениям:

1. Растительный мир (тематические альбомы, лепбуки, рукотворные книги, энциклопедии, фотоальбомы, гербарии, дидактические игры и мн. др.)

2. Животный мир (чучела, статуэтки, фигурки животных, скульптуры, картины, фотоальбомы, тематические папки, лепбуки, энциклопедии, макеты, ландшафтные модели, дидактические игры и мн. др.)

3. Камни и минералы Кольского полуострова (коллекции камней и минералов, ландшафтные модели)

4. Культура и быт коренных народов севера: саамы и поморы

(макеты, ландшафтные модели, предметы обихода, элементы одежды, открытки, фотографии, картины северных художников, тематические альбомы, куклы в национальной одежде, художественная и научно-популярная литература и мн. др.)

5. Города Мурманской области (коллекция магнитов с видами городов, символика, открытки, фотографии)

6. Североморск – столица Северного флота (тематические альбомы, открытки, картины, фотоальбомы с видами и достопримечательностями города, фотографии кораблей, военной техники, репродукции картин с изображением городских улиц, макеты Приморской площади и площади Сафонова, макет военных кораблей на рейде, лепбуки, художественная литература, статуэтка памятника Алеше и др.)

7. Героический подвиг защитников Заполярья (книги, тематические альбомы, фотографии и др.)

В создании мини-музея участвовали дети и родители: обсуждали тематику экспозиций, подбирали экспонаты, пополняли музей своими рисунками. Ребята из старших групп являются соавторами, «творцами», принимают на себя роль экскурсовода для малышей и родителей. С гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них.

Интерактивность музейной коллекции обеспечивает возможность самостоятельно выбирать тему экскурсии, менять местами те или иные экспонаты, брать их в руки, рассматривать и играть. Наш мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

Для создания интереса к природным особенностям региона, организации работы по эколого-краеведческому воспитанию имеется учебно-опытный участок с культурными растениями и малыми скульптурными объектами. Дети имеют возможность закрепить полученные знания в практической деятельности. Здесь же ребята приучаются к труду, учатся взаимодействовать друг с другом. Дети пытаются сами вырастить свой первый урожай, участвуют в озеленении участка.

В нравственном воспитании большую роль играет семья. Поэтому воспитательную работу строим в тесной взаимосвязи с родителями. Помогаем родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. В совместной работе с педагогами и детьми родители активно участвуют в городских общественно-значимых акциях «Спаси ребенка», Всероссийский экологический субботник, «День леса», «Эколята – молодые защитники природы», «День земли», «Бессмертный полк», принимают активное участие в выставках совместного творчества, вместе с детьми собирают различные природные материалы и изготавливают гербарий, мастерят рукотворные книги, лепбуки, макеты, пополняют коллекции, а также становятся участниками «Клуба интересных встреч».

Особое внимание уделяем формированию уважения к своей нации и к представителям других национальностей. С этой целью в рамках работы «Клуба интересных встреч» мы приглашаем родителей, которые с удовольствием рассказывают детям о своей профессии или своих увлечениях, о национальных традициях, кухне, демонстрируют национальную одежду, проводят мастер-классы для ребят.

Для формирования у детей сопричастности к народным традициям и интереса к родной культуре организуем народные обрядовые праздники, например, масленица, пасха, рождественские колядки.

Большой интерес у родителей и детей вызывают совместные экскурсии и прогулки, в процессе которых мы учимся бережно относиться к природе, стараемся вызвать интерес к истории и культуре родного края, города, его героическому прошлому, воспитываем уважение к труду взрослых. Мы стараемся подвести ребят к выводу, что любить природу - значит творить добро.

Для развития познавательной активности у детей, совместно с родителями, мы разработали и реализовали проект «Покормите птиц зимой». Цель данного проекта заключалась в развитии у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание, создание положительного, эмоционального состояния у детей путем совместной познавательной и продуктивной деятельности.

Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. На протяжении многих лет, наш детский сад, решает задачи нравственного воспитания дошкольников в тесном сотрудничестве с социумом: детско-юношеской библиотекой, городским выставочным залом, музеем истории города и флота, детской художественной школой, МБУО СОШ № 12 г. Североморска, Центр досуга молодежи, ДК прикладного творчества и ремесел (беседы, мастер-классы, конкурсы, совместные праздники, викторины и т. д.)

Успешность развития ребенка дошкольника при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Свои знания и впечатления, полученные в результате познавательной деятельности, дети воплощают в продуктивной художественно-творческой деятельности, принимая активное участие в краеведческих конкурсах.

В результате целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с родным краем удается добиться положительной динамики в нравственно -патриотическом, познавательном и речевом развитии детей.

Приобретенный багаж нравственных знаний становится для них фундаментом поведения в будущем.

Литература

1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Москва: АРКТИ, 2007 – 140 с.

3. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Изд-во СПб, ООО Детство-Пресс, 2011.

4. Герасимова О. Люби и знай родной свой край // Дошкольное воспитание- 2014,- №8 -С. 4.

5. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

6. Евдокимова М. В. Формирование экологических представлений как основа бережного отношения детей к природе / М. В. Евдокимова, З. Р. Амет-Уста // Форум молодых ученых. – 2017. – № 4 (8). – С. 240-243.

7. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание маленького североморца-большого гражданина России //Дошкольное воспитание. 2007, -№6-С. 118.

8. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. Изд-во СПб, ООО Детство-Пресс, 2015.

9. Надина О. Н. Воспитание бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста // Молодежь. Наука. Будущее: сб. ст. – 2016. – С. 77-79.

10. Платохина Н. А. Теория и практика развития ценностно – смыслового отношения детей 5 – 7 лет к культуре родного края. Ростов-на-Дону, 2011

11. Руденко Л. Г., Кухарева Т. А. Край мой Севером зовется Методическое пособие. Мурманск, 1997

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Конспект НОД по знакомству с историей родного края «Авдотья Рязаночка» в средней группеКонспект НОД по знакомству с историей родного края «Авдотья Рязаночка» в средней группе Цель: продолжать знакомить детей с историей родного края через игру-путешествие. Программные задачи: Образовательные: активизировать познавательную.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Опыт работы по краеведению «Край родной навек любимый» к Дню родного края на МAAMОпыт работы по краеведению «Край родной навек любимый» к Дню родного края на МAAM Попова Валентина Опыт работы по краеведению "Край родной навек любимый" к Дню родного края на МААМ Цель: воспитание гармонично развитой.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей Кубани-своей малой Родины Совсем скоро Краснодарскому краю - 80 лет. Город Краснодар и весь край – в преддверии значимой даты. И, конечно, мы с ребятами не остались.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного краяСистема методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической.

Совместное творчество семей воспитанников «Разнообразие луговых и полевых цветы родного края» ко Дню полевых цветовСовместное творчество семей воспитанников «Разнообразие луговых и полевых цветы родного края» ко Дню полевых цветов Полевые цветы, встречаются у нас в жизни, везде. Люди привыкли к тому, что их окружает неисчислимое очень много луговых светлых красок.

Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье»Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье» Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по ознакомлению воспитанников дошкольной образовательной организации с историей и культурой родного края
Опубликовано: 15 декабря 2021 в 10:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по ознакомлению воспитанников дошкольной образовательной организации с историей и культурой родного края» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ляшко (УИ 624048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД