Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Екатерина Симоненко
Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Уважаемые коллеги в Примерной образовательной программе дошкольного образования под ред Н. Е. Вераксы в освоении ОО "Познавательное развитие" предусмотрен раздел работы с детьми по ознакомлению с миром природы,многие воспитатели задаются вопросом:"как выстроить алгоритм работы с детьми по данному виду деятельности?" Представляю вашему вниманию:

Алгоритм рассматривания

природоведческих картин

Схема конспекта ООД

Обобщенная схема ООД (наблюдение за природным объектом)

Обобщенная схема наблюдения

за животными

Обобщенная схема рассматривания

растений

Схема проведения ООД

природоведческого характера

Обобщенная схема проведения

несложного опыта.

Алгоритм проведения

природоведческой экскурсии

Алгоритмы методов экологического воспитания.

Алгоритм рассматривания

природоведческих картин

Схема конспекта ООД

Тема ООД

Тип занятия (первично-ознакомительное, углубленно-познавательное, обобщающее)

Программное содержание, включающее образовательные, развивающие, воспитательные задачи.

Оборудование, с указанием демонстрационного и раздаточного материала.

Ведущие методы и методические приемы.

Словарная работа.

Ход ООД:

Вводная часть: организационный момент (игровой, сюрпризный момент, использование художественного слова, проблемная ситуация, мотивация – в зависимости от возраста детей).

Основная часть: реализация программного содержания.

Заключительная часть: закрепление нового учебного материала, интерпретация воспринятого материала с учетом имеющихся знаний и личного опыта детей.

Установочная беседа, в которой детям сообщается, что ознакомление с природным явлением (объектом, будет происходить при помощи картины.

Сообщение автора и названия картины (либо, дети самостоятельно называют картину, его сравнение с авторским названием).

Беседа по содержанию картины, активизация личного опыта детей (примеры из жизни, установление причинно-следственных связей).

Описательный рассказ воспитателя по картине (в старшей группе составляется план рассказа, дети могут без образца воспитателя рассказать о содержании картины).

Составление плана рассказа

, рассказы детей.

Интерпретация воспринятой

информации, анализ.

Обобщенная схема ООД (наблюдение за природным объектом)

Подготовительный этап.

Установочная беседа перед ООД, обращение к личному опыту детей.

Начало наблюдения.

Организационный момент (игровой, сюрпризный момент, использование художественного слова, проблемная ситуация – в зависимости от возраста детей);

Рассматривание природного объекта или явления в целом;

Анализ обследуемого объекта или явления по частям (см. схему наблюдения за животными растениями);

Интерпретирующее обследование природного объекта или явления.

Заключительный этап.

Анализ ООД, проводимый воспитателем совместно с детьми;

Закрепление полученных представлений;

Фиксация результатов.

ООД как форма обучения имеют определенную дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте:

Название отражает тему и область природоведческих знаний, выбранную для обсуждения;

Программное содержание – это конкретно сформулированные воспитательно-образовательные и развивающие задачи, которые воспитатель решает с детьми в процессе обучения;

Материал занятия и форма его организации должны быть запланированы предварительно;

Ход занятия представляет собой описание всех 3 частей (вводная, основная, заключительная части). Ход прописывается от первого лица. Текст включает прямую речью воспитателя (объяснения нового материала, вопросы, уточнения, разъяснения, указания, формулировку практических заданий).

Обобщенная схема наблюдения

за животными

Выделение особенностей внешнего вида животного.

Младший дошкольный возраст: рассматривание животного в

целом, и по частям.

Старший дошкольный возраст: рассматривание животного в целом, выделение и называние отличительных и сходных признаков внешнего вида наблюдаемого объекта в сравнении с другим животным, хорошо известным детям, являющимся представителем того же экологического класса.

Выявление особенностей поведения животного.

Младший дошкольный возраст: дети наблюдают за движениями, повадками животного.

Старший дошкольный возраст: дети, наблюдая за поведением и повадками животного, сравнивают их с поведением и повадками другого животного, хорошо известного детям, являющегося представителем того же экологического класса; дети соотносят внешний вид животного со средой обитания и способом питания.

Определение принадлежности наблюдаемого объекта к группе диких или домашних животных, выявление роли наблюдаемого животного в жизни человека.

Интерпретация воспринятого материала с учетом личного опыта детей.

Обобщенная схема рассматривания

растений.

Выделение особенностей внешнего

вида растения в целом, и по частям:

величина;

форма, цвет, характер поверхности

листьев,

цвет, характер поверхности стебля (стеблей);

наличие (отсутствие) цветков, их величина,

цвет, запах.

Выявление условий, необходимых для полноценного жизненного функционирования растения (освещение, влага, температура, почвенное питание, особенностей ухода за растением. Сравнение способов ухода по сходству и различию рассматриваемого объекта с ранее известными растениями.

Интерпретация воспринятого материала с учетом личного опыта детей.

Обобщенная схема проведения

несложного опыта.

Постановка познавательной задачи.

Выдвижение гипотез о решении познавательной задачи.

Демонстрация опыта.

Проведение опыта с участием детей (обследовательские действия, способы преобразования объекта).

Анализ полученных результатов, формулировка выводов детьми.

Фиксация полученных результатов.

Схема проведения ООД

природоведческого характера

ООД по экологическому образованию и ознакомлению детей дошкольного возраста с природой бывают 2 видов:

проводимые в группе в форме наблюдений за природными объектами, несложных опытов, рассматривания картин, бесед;

проводимые в естественных условиях – природоведческие и сельскохозяйственные экскурсии.

По дидактическому содержанию выделяются 3 группы занятий: первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие.

В настоящее время все занятия носят комплексный характер, т. е. на одном занятии решаются разные задачи развития ребенка и выстроены на нескольких видах деятельности.

Алгоритм проведения

природоведческой экскурсии

Установочная беседа.

Коллективное наблюдение за природоведческими явлениями и объектами.

Индивидуальные самостоятельные наблюдения детей за природоведческими объектами.

Сбор природного материала.

Дидактические игры с природным материалом, хороводные игры

(либо подвижные игры).

Интерпретация воспринятого

с учетом знаний и личного

опыта детей.

Фиксация результатов

(в группе).

Публикации по теме:

Анализ образовательных программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста I."Юный эколог" Николаева С. Н. Задача: формирование осознанно правильного отношения к природе. Методы: 1. Организация среды в ДОУ с обязательным.

I часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

III часть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой» II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Воспитатель: 1 кв. категории Путиловой М Е. «У ребенка необходимо.

План-отчет работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста " Человек был и всегда останется сыном природы. " В. Сухомлинский. Перейдя с детьми в старшую группу, моей первой задачей было- это определить.

Консультация для педагогов «Построение работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» Пономарёва Надежда Ивановна, Ширинских Надежда Сергеевна ПОСТРОЕНИЕ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Юго-Восточное.

Консультация «Система работы дошкольного учреждения по правовому воспитанию дошкольников» Дошкольное учебное заведение защитник прав и интересов ребёнка. Цель человечества в 21 столетии – достижение взаимопонимания, терпимости,.

Система работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Фольклор — живой родник народной культуры» Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда.

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Дошкольник старшего возраста, приученный.

Занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Шушарик»Занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Шушарик» Экспериментальное занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Шушарик». Цель: экспериментальным путём.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Этикет
  • Космос
Автор публикации:
Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 октября 2015 в 16:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Памятка для родителей «Коротко, но важно»
Дети - это самые зависимые и беззащитные в вашей семье. Конечно, вы их любите, желаете им добра, здоровья, заботитесь о них и так далее. Но воспитание...
Мастер-класс по изготовлению атрибутов «Пирожные и мороженое» для сюжетно-ролевой игры
Детям намного интереснее будет обучаться, если этот процесс устроен в форме игры. Задача взрослых – обеспечить детей необходимыми атрибутами. Не секрет, что...
Картотека наблюдений на прогулке на декабрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений на прогулке на...
Создание проектов на внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» учащимися 3 классов
Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических...
«Красный, желтый, зеленый!» Сценарий развлечения для старших дошкольников
Задачи: - расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения; - познакомить со знаками дорожного движения; -...