Папки-передвижки

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников

Елена Ионова
Система работы по экологическому воспитанию дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №34 «РУССКАЯ СКАЗКА»

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников

СТ. ВОСПИТАТЕЛЬ

ИОНОВА Е. В.

СМОЛЕНСК 2019

Публикация «Система работы по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания. Эта работа начинается в детском саду.

В течение нескольких лет наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания.

В работе используются следующие программы: С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н. А. Рыжова «Нащ дом – природа», А. Н. Кондратьева «Мы» - Программа экологического образования, «Образовательная программа ДОУ»

Формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам – цель экологической работы в ДОУ, для достижения которой, первостепенное значение имеют:

-создание эколого-развивающей среды;

- работа с детьми;

- работа с педагогами;

- работа с родителями;

- работа с социумом;

За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:

-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе;

-совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения;

-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности;

-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье;

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

• Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий ( используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины, которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

• Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.

• Практическое направление работы- изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (совместные с родителями акции по озеленению территории ДОУ, работа на огороде, посадка кустарников, оформление цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников) способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

• Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу,фенологических наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Создание эколого-развивающей среды важнейшее условие эффективности нашей работы. В групповых комнатах в большом количестве представлены дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов и т. д., созданы мини-музеи «Чудо-дерево», «Такой разный песок», «Мир природы», размещены уголки природы, «огороды на окне», экспериментальные уголки. Каждый педагог придаёт своему уголку неповторимость и своеобразие. Минимальный состав уголка природы в каждой группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт, календарь природы,в старшей и подготовительной группах - календарь – сетка с использованием условных обозначений, а также дневники наблюдений за ростом лука и фасоли.

Во всех группах оформлена «Сезонная газета», она содержит приметы времён года, головоломки, загадки, стихи. Педагоги по мере возможности обновляют уголки природы, вместе с детьми систематически ведут наблюдения и результаты фиксируют в рисунках, поделках, ведут записи детских сочинений,рассказов об увиденном.

На лестничных пролетах устроен зимний сад.

Животных в групповых комнатах не содержим, так как не позволяют условия для их содержания, нет отдельного помещения в соответствии с Сан ПиН. Знакомим детей с обитателями уголков природы, используя учебные фильмы «Наши друзья», «Как ухаживать за рыбками» и т. д., а так же с помощью игрушек.

На территории детского сада организована «Птичья столовая», которая круглый год привлекает пернатых и позволяет вести длительное наблюдение с детьми за птицами: зимой в кормушку кладут корм, летом в поилки наливают воды.

Не остаются без внимания детей и цветники, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов.

Чтобы не нарушать экологического равновесия, на участке проложена экологическая тропа, в состав которой, входит: липовая аллея, фруктовый сад, огород, ели, рябина, тополь, черноплодная рябина, луг, березовая роща, откуда дети могут наблюдать за природой в её естественном виде. Хозяевами тропы являются Боровик и Чучело.

Экологические знания дети нашего ДОУ получают не только на занятиях по формированию элементарных экологических представлений, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов, на занятиях по изодеятельности, музыкальному воспитанию, в играх и при решении логических задач, во время работы в уголке природы.

Можно сказать, что экологическое воспитание детей в нашем детском саду красной нитью проходит через все виды деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы знакомясь с произведениями разных писателей. во время тематических занятий по рисованию дети слушают "звуки природы" и работы у них получаются намного лучше. Музыкальные праздники и развлечения на экологическую тематику оказывают сильнейшее воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

Большой интерес у детей вызывают экскурсии и целевые прогулки. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на лугу, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Ежедневные прогулки с детьми в режиме дня также широко используются для экологического воспитания детей.

Стало традицией осенью проводить экологическую неделю. В соответствии с возрастом детей педагоги планируют мероприятия: конкурсы поделок из природного материала, КВН, выставки рисунков и др.

Чтобы стать юным экологом, надо много знать о животных, растениях, уметь за ними ухаживать и помнить, что человек – часть природы. Этому способствует экспериментально – поисковая деятельность, с помощью которой дети проникают в тайны природы.

В работе с детьми педагоги придают большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Что, где растёт»; «Пирамидки»; «Зоопарк»; «Что в корзину мы берём»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку», «Одуванчик» сделаны руками педагогов и очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Изготовленные педагогами макеты «Пустыня», «Морское дно», «Ферма», «Животные разных климатических зон» позволяют через сюжетные игры решать экологические задачи.

Изо дня в день учим детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для стендов детского творчества «Берегите природу», «Что за прелесть эти старые деревья», «Природа глазами детей» и др. В своих рисунках, поделках из природного материала дети изображают все богатство мира природы.

В детском саду создана система мониторинга по экологическому воспитанию дошкольников. Технология сотрудничества, при помощи которой педагоги строят свое общение с детьми, взаимодействие всех участников образовательного процесса, комплексный подход, интеграция всех видов детской деятельности позволили добиться определенных результатов в экологическом воспитании дошкольников.

Следует отметить, что показатели овладения детьми экологическими знаниями имеют положительную динамику. Это свидетельствует о системности работы педагогического коллектива по данному направлению.

Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и систематизировать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Каждый педагог выбирает своё направление работы по экологическому воспитанию дошкольников. Обобщён опыт работы по теме «Экологическое воспитание дошкольников» воспитателями Скачковой В. А. ,Осипенковой О. В., Чумаковой З. Н. В своей работе педагоги используют проектный метод обучения, который даёт возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Разработаны краткосрочные экологические проекты «Деревья- наши верные друзья», «Белоствольная красавица», «Птицы- наши друзья», «Ёлочка, ёлочка- зелёная иголочка», «Кому нужна зима?» и др.

Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении.

Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях («Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников», «Элементы проблемного обучения по ознакомлению детей с природой», «Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологически правильного поведения в природе в рамках работы на экологической тропе», педсоветах («Знай, люби и береги природу», «Игра и экологическое воспитание»).

Наиболее эффективными формами работы с педагогами считаем семинары и семинары-практикумы («Экспериментирование в ДОУ», где решаем педагогические ситуации, даём советы по изготовлению дидактических игр и пособий, вырабатываем требования по составлению тематических, интегрированных занятий. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей. На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.

В помощь педагогам оформляются выставки методической литературы и пособий по экологическому воспитанию дошкольников, оформлена методическая копилка по экологии.

Регулярно проводятся смотры-конкурсы: «Лучший цветник», «Огород на окне». Создан экологический паспорт ДОУ.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции, а взрослому лучше понять ребенка.

Природоохранные акции: «Берегите природу», «Накормим птиц зимой», «Цветочная фантазия» и др., проводимые в ДОУ являются пропагандой экологической безграмотности, повышением уровня экологических знаний родителей.

Проводим выставки совместных рисунков, плакатов, макетов, поделок из бросового материала на темы «Фантазия и природа», «Елочка-зеленая иголочка», привлекаем родителей к участию в совместных праздниках, в оформлении территории ДОУ, в экологических десантах (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, оформление цветников и т. д.). Во всех группах для родителей оформляется наглядная агитация (папки-передвижки, консультации, проводится анкетирование родителей на тему «Ваше отношение к процессу экологического воспитания».

Осуществляя работу по экологическому воспитанию дошкольников, мы сотрудничаем с близлежащими учреждениями (социумом). Регулярными для наших детей стали встречи с сотрудниками СОГБОУ ДОД «Станции юннатов», где дошкольники знакомятся с выставками, композициями на экологическую тематику, являются участниками совместных конкурсов.

Совместно со школой №11 мы проводим акции «Покормим птиц зимой», «Зелёная ёлочка» и др.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы по экологическому воспитанию (младшая группа) Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Ранний возраст - самое благоприятное время.

Опыт работы по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание» проектная деятельность Влияние природы на ребенка огромно : она встречает малыша морем звуков, запахов, тайнами,.

Дидактические игры по экологическому воспитанию для старших дошкольников Дидактические игры по экологическому воспитанию для старших дошкольников. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть.

Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы)Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы) Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для.

Методическая разработка «Современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников» Глава 1. Введение Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками Грандиозные вещи делаются грандиозными.

Описание опыта работы «Экологический театр как инновационная форма работы по экологическому развитию дошкольников» Описание опыта работы воспитателя МБДОУ д/с «Солнышко» г. Суража, Брянской области Товпеко Ольги Михайловны участника муниципального этапа.

Педагогическая находка «Педагогический опыт по экологическому воспитанию дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Гнёздышко» п. Пуровск Пуровского района Педагогический.

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников 1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы по дополнительному образованию Цели программы: формирование у детей элементов экологического.

Система работы специалистов Центра содействия семейному воспитанию с родителями «особых» детей Рождение ребёнка — это огромное счастье для всей семьи. Родители возлагают большие надежды на своего малыша и на его светлое будущее. Но.

Опыт работы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ Шнайдер Людмила Борисовна, воспитатель детского сада Разделы: Работа с дошкольниками В наше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по экологическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 1 октября 2019 в 10:23
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД