Лучший педагог года

Система работы с родителями

Кристина Зинченко
Система работы с родителями

Система работы с родителями

1. Описание выдвигаемой идеи.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие. ДОУ играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность

Однако, насколько эффективно он будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Публикация «Система работы с родителями» размещена в разделах

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет. Бывает нелегко объяснить родителям, что ребёнка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять, сопереживать.

Трудности родителей в воспитании детей связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребёнка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент всё больше внимания начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Работники детского сада стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьёй и ищут новые формы сотрудничества с родителями.

Детский сад, как социальный институт в поддержку семье, помогает воспитывать ребёнка. В сложившихся социально – культурных и экономических условиях взаимодействие с семьёй является важным направлением деятельности детского сада.

Семья и детский сад составляют на определённом этапе основную воспитательную образовательную микросреду – образовательное пространство. И детский сад, и семья по – своему передают ребёнку свой социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Целью нашей работы является на основе теоретических данных преобразовать разные пути работы с родителями в единую систему.

2. Обоснование значимости идеи для развития системы образования.

Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания дошкольника. Разработка новой системы работы ДОУ с родителями поможет достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для детей единое образовательное пространство. Посредством грамотной работы ДОУ с родителями подрастающее поколение будет грамотным, инициативным, добропорядочным.

3. Механизмы реализации предлагаемой идеи (содержание исходного теоретического положения).

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

4. Методы и средства реализации идеи.

1. Досуговые формы организации. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть проблемы своего ребёнка изнутри, сравнить его с другими детьми, почувствовать трудности во взаимоотношениях, сравнить с другими, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет. В досуговые формы входят праздники, развлечения, спортивные досуги, выставки, акции, выпуск сесеных газет и др.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается внимание к родным и близким, любовь к Родине, природе. С подобных мероприятий дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о героическом прошлом своего города, традициях своего народа. Наполненные впечатлениями, дети вместе с родителями увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

2. Познавательное направление - общения педагогов с семьёй предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Формы и методы работы: (общие и групповые родительские собрания, занятия с привлечением родителей, дни посещения, работа с родительским комитетом, совместное создание предметно-развивающей среды, совместное оформление фотовыставок, Дни открытых дверей, семинары, практикумы, совместные экскурсии, участие родителей в подготовке и проведении праздников, тренинги, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.

Стандартной формой организации родителей является родительское собрание, но можно проводить их также в нетрадиционных формах.

Например, «Педагогическая лаборатория» - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях, запланированных на год, слушают предложения родителей.

«Читательская конференция». Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение по определённой теме. Педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Подготовленное сообщение обсуждается с разных позиций. Важно определить актуальную тему конференции. Например, «Забота о здоровье детей», «Роль семьи в воспитании ребенка». К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, воспитателей, членов семей.

«Круглый стол». Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. Темами заседаний могут быть «Обучение дошкольников правилам поведения за столом», «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».

«Душевный разговор». Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок – левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т. п.

Воспитатель за несколько дней до собрания предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслушать вопросы родителей и ответить на них.

«Мастер - класс». Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер – класс может быть как теоретическим, так и практическим. За две недели до проведения собрания воспитатель предлагает нескольким родителям тему и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка читать, умываться, вести себя в транспорте и др. Мастер – класс, по просьбам родителей, может провести и воспитатель. Например, по теме «Как научить ребёнка рисовать», с использованием нетрадиционных способов изображения.

Семейные клубы. Данная форма строит отношения с семьёй на принципах добровольности, личной заинтересованности. Так, на собраниях клуба проводятся встречи с психологом, педиатром. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей, дети же приобретают ценный опыт общения с людьми разных характеров. Темы встреч подсказывают сами родители. Это «Что делать, чтобы ребёнок меньше болел?», «Гиперактивный ребёнок в детском саду и дома» и др. В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети.

Семейная гостиная. Это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговые моменты.

3. Наглядно-информационное направление работы с родителями.

Данные средства знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Наглядно – информационное направление включает в себя следующие средства: родительские уголки, папки-передвижки «Скоро в школу», «Игра, как средство воспитания»; семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем»; фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Наши будущие защитники»; фотовыставки «Мамочка, мамуля» и др. ; семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»,

эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел».

Форма работы через родительские уголки является традиционной, но для того чтобы она была действенной и помогала активизировать родителей можно использовать, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

5. Прогнозируемые результаты.

- улучшение эмоционального климата в семье;

- упрочнение социального статуса ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;

- изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов ребёнка, уровень родительских притязаний будет лучше соотноситься с его способностями;

- повышение эмоциональной насыщенности и информативности контактов родителей с детьми.

- снижение напряжения, тревожности, стабилизация психологического климата в семье;

- повысился уровень включения родителей в деятельность детского сада

- учет родителями советов и рекомендаций воспитателей, узких специалистов;

- увеличение количества желающих получить индивидуальную консультацию у специалистов;

- создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ.

6. Необходимые условия для реализации идеи.

- четкое планирование мероприятий;

- организация предметно-пространственной среды;

- поиск дополнительных источников финансирования для проведения мероприятий;

- улучшение кадрового обеспечения ДОУ;

- индивидуальная работа со «сложными» родителями.

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.

Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование Система работы по ОО «Познавательное развитие» через нетрадиционное рисование на учебный год для воспитанников 2 младшей группы. Система.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании Система работы по развитию самостоятельности у детей пятого года жизни в конструировании включает в себя три этапа, содержание каждого этапа.

Система работы воспитателя по составлению календарного плана Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере.

Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДООСистема взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДОО Из опыта работы Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников является основным вопросом в моей профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы с родителями
Опубликовано: 31 января 2023 в 17:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД