Папки-передвижки

Система речевых игр на формирование воздушной струи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Елена Баева
Система речевых игр на формирование воздушной струи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Публикация «Система речевых игр на формирование воздушной струи у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Игры и упражнения для формирования у ребенка плавного выдыха, сильной направленной струи воздуха.

«Забей гол» Цель: развивать сильный непрерывный выдох, развивать мышцы губ.

Оборудование: легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое, игрушка дракона.

Ход игры: ребенку предлагается игровая ситуация: «Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона, тем самым, создавая трудность в забивании гола.

Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

«Самый быстрый карандаш»

Цель: развивать длинный и плавный выдох.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком, сидящим за столом на расстоянии 20 см, кладется карандаш. Сначала показываем ребенку, как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола, затем ребенок выполняет задание самостоятельно. Можно играть в эту игру вдвоем, сидя друг напротив друга, и перекатывать карандаш друг другу.

«Снег кружится, летает, летает»

Цель: развивать сильный плавный выдох.

Оборудование: коробка из - под обуви, оформленная зимним мотивом, бумажные снежинки свисают вниз на нити.

Ход игры: ребенку прелагается сюжет: «Наступила зима и с неба посыпал снег». Ребенок дует на снежинки.

«Правильное дыхание»

Цель: развивать сильный плавный выдох.

Ход игры:

1) вдох через рот => выдох через рот;

2) вдох через нос => выдох через нос;

3) вдох через рот => выдох через нос;

4) вдох через нос => выдох через рот.

5) открываем рот => дышим носом.

«Счет»

Цель: учить правильно расходовать воздушную струю.

Ход игры: ребенку предлагается совершить глубокий вдох через нос, на выдохе (счёт до 10, 12, 15.)

«Цветок»

Цель: формировать силу и продолжительность выдоха.

Оборудование: искусственный цветок.

Ход игры: ребенку предлагается наращивать фразу, по одному слову. Ребёнок нюхает цветок, произнося:

«Ах!»

«Ах, пахнет!»

«Ах, как пахнет!»

«Ах, как пахнет цветок!» (платок)

«Ах, как пахнет этот цветок!»

«Ах, как хорошо пахнет этот цветок!»

«Ах, как хорошо пахнет этот душистый цветок!»

«Ах, как хорошо пахнет этот душистый красный цветок!»

«Звонок»

Цель: развивать сильный плавный выдох.

Ход игры: ребенку предлагается не отрывая пальца от воображаемого звонка, одним длинным нажатием звоним в дверь: ззззззззззззззз.

Нетерпеливо звоним несколько раз: зззз. зззз. зззз.

Звоним короткими назойливыми звонками: зз. зз. зз. зз.

«Пчела»

Цель: развивать сильный плавный и продолжительный выдох.

Оборудование: игрушечная пчелка.

Ход игры:

1-й тип выдыхания. Издали к нам приближается пчела: жжжжжжжж…

2-й тип выдыхания. Начинает кружить над головой: жжж…жжж…

3-й тип выдыхания. Отгоняем пчелу: жж. жж. жж.

Можно использовать аналогичные упражнения: воздушный шарик (сссс., насос, мотоцикл (рррр., пульверизатор (фффф.).

Публикации по теме:

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Мастер-класс по изготовлению игры на развитие воздушной струи у детей раннего дошкольного возраста  «Креманки с сюрпризом»Мастер-класс по изготовлению игры на развитие воздушной струи у детей раннего дошкольного возраста  «Креманки с сюрпризом» Введение. Ранний дошкольный возраст (от 1года до 3-х лет) - важный сензитивный период для развития речи малышей. С целью повышения компетенции.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Приспособления для развития воздушной струиПриспособления для развития воздушной струи Доброе время суток, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию приспособления для развития воздушной струи. К сожалению, в нашем.

Тренажер для дыхания (воздушной струи) «Слоник». Просто и функционально своими руками из бросового материалаТренажер для дыхания (воздушной струи) «Слоник». Просто и функционально своими руками из бросового материала Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то.

Тренажёр для дыхательной гимнастики. Формирование воздушной струиТренажёр для дыхательной гимнастики. Формирование воздушной струи Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание четкое произношение звуков,обеспечивает.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система речевых игр на формирование воздушной струи у детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 22 декабря 2022 в 16:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД