МААМ-картинки

Система упражнений по формированию игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями речи при подготовке их к школе

Мария Кот
Система упражнений по формированию игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями речи при подготовке их к школе

В современное время наука рассматривает игровой метод обучения детей как наиболее эффективное средство развития ребенка старшего дошкольного возраста. Однако период начального обучения является основополагающим в становлении личности ребенка, начиная с первого года обучения в школе. Так, важнейшей задачей воспитания и обучения дошкольников при подготовке детей к школе является развитие их речевого общения. Подчеркнем, что согласно исследованиям на данный момент в научных педагогических и психологических исследованиях наблюдается устойчивая тенденция к росту числа детей, имеющих нарушения речи. Для детей дошкольного возраста, у которых имеются такие отставания, игровая деятельность выступает как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта. Существует множество трактовок термина «нарушение речи».

Публикация «Система упражнений по формированию игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями речи при подготовке их к школе» размещена в разделах

Нарушение речи - это отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Учтем, что если вовремя не провести коррекционную и логопедическую работу, то дети будут испытывать трудности уже при начале обучения в школе по всем основным предметам. Такая работа осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях в дошкольном образовательном учреждении. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) освещена в ряде научных исследований по логопедии и обобщена в программах коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6 - го года жизни, (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В); «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» и ряде других.

Работа по развитию связной речи детей, проводимая логопедом и воспитателями логопедических групп, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию. В тоже время важно определить, проявляют ли дети интерес к предложенным им заданиям, насколько они внимательны, проявляют ли самостоятельность и другие важные особенности.

Рассмотрим особенности работы по формированию игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями речи как систему упражнений для подготовки этих детей к школе.

Значимая роль пересказа подчеркивается многими исследователями: Глуховым В. П., Жуковой Н. С., Филичевой Т. Б. и многими другими авторами. В занятия по пересказу входят: упражнения в словоизменении, подборе конкретных словоформ; упражнения в дополнении предложения нужными по смыслу словами, воспроизведение конкретного лексического материала текста в форме упражнения : «Кто лучше запомнил картинки?». Подстановочные условно - речевые упражнения, в которых происходит подстановка обобщенных лексических единиц, дается такая инструкция: «Если я не прав, возразите мне». Другие условно - речевые упражнения, в которых дети должны трансформировать реплику собеседника будут выражаться в изменении порядка слов, лица либо времени глагола, падежа или числа существительного и т. п. Таким образом, у детей уже в старшем дошкольном возрасте формируются навыки практических действий с языковым материалом пересказываемых произведений, которые используются при обучении чтению.

Важная, на наш взгляд, методика обучения пересказу по картинкам строится при знании педагогом и психологом речевых нарушений и особенностей познавательного развития детей. В целях формирования игровой деятельности у старших дошкольников с ОНР рекомендуется проведение системы следующих упражнений с использованием картинного материала:

- составление рассказов по сюжетным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета («Семья», «Игры на детской площадке», «В лесу», «Отдых»). Упражнения с закрытой картинкой. Здесь детей следует активно побуждать самостоятельно задавать вопросы: «Предмет большой или маленький?», «Какого он цвета?». По полученным ответам старших дошкольников можно составить небольшой рассказ. Здесь мы особенно отмечаем составление небольших рассказов по сюжетным картинам, в которых первоначально выступает изображение места действия, предметов, определяющих тематику предложенных картин («Ледоход», «Речка замерзла»). Данные виды упражнений также представлены в исследованиях О. И. Соловьевой и других. Таким образом, в коррекционно-развивающей и логопедической работе можно использовать серии картинок по сюжетам Радлова Н. («Зонтик», «Тигр и зайчики», Сутеева В. Г. («Кораблик», «Находка», рассказы «Про девочку Дашу и куклу Наташу» и другое. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с воображением предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). Применяют следующие иллюстрации: «Случай в лесу», «Шарик улетел». Обучение пересказу с элементами творчества - это придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.

В дальнейшем упражнения следует усложнить. Например:

Попробуй эти предложения расположить так, чтобы вышел связный рассказ.

Составь предложение, с которого можно было бы начать этот текст.

Ро_кий зайчик прижал ушки.

Зя_ко ду_кам и бере_кам.

Лесная пта_ка спряталась в гнезды_ко.

В подготовительной работе к школе можно также использовать подвижные игры, которые включают в себя разнообразные диалоги сказочных персонажей. Очень эффективны для развития игровой деятельности у старших дошкольников и дидактические игры. Они развивают познавательные и умственные способности, а также пополняют словарь детей. Это такие игры как: «Одеваем куклу на работу», «У куклы Томы новый домик», «Куклы хотят кушать». Игры, в которых старшие дошкольники упражняются в диалоге, являются сюжетно - ролевыми. Обучение этим играм начинается с установления эмоционального контакта с детьми. Для этого можно использовать такую несложную по своему сюжету игру как «Угощение». Она поможет как установить контакт с детьми, так и преодолеть трудности, которые могут возникнуть в процессе общения с ними, создадут благоприятную и спокойную обстановку в группе. Все эти упражнения способствуют лучшей речевой готовности старших дошкольников к обучению в начальной школе.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в учебно - воспитательной и коррекционной работе с детьми использованию игровых упражнений должно быть уделено особое внимание. Тут важно, что игра помогает наиболее эффективно осуществлять воздействие на речь и познавательную деятельность ребенка, побуждает его к свободному речевому общению, вызывает его активность, развивает воображение.

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. образования. - М. : Академия, 2014. - 448 с.

2. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Соколова Н. Д. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. - СПб. : ЛОИУУ, 1996. - 95 с.

3. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи : Логопедическая тетрадь. - СПб. : Детство-пресс, 1999. - 47 с.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. 1. Первый год обучения (старшая группа). - М. : Альфа, 1996. - 103 с.

Публикации по теме:

Система коррекционных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями Понимая, насколько важно развивать у детей мелкую моторику, мной была разработана система коррекционных упражнений, развивающих мелкую моторику.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изодеятельности Система коррекционной работы по преодолению нарушений связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности.

Консультация для воспитателей «Использование сказки при подготовке детей к школе» Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1155 Дошкольное отделение №2 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:.

Круглый стол «Организация игровой деятельности старших дошкольников» Круглый стол «Организация игровой деятельности старших дошкольников» Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме ак-тивации.

Развитие речи и умственных способностей старших дошкольников средствами логических игр, упражнений. Мастер-класс для родителей «Как развивать речь и умственные способности детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр, упражнений и задач». Цель: способствовать.

Мастер-класс «Обучение старших дошкольников с нарушениями речи пересказу с использованием картинно-графических схем» Несформированность связной речи дошкольников с речевыми нарушениями отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности,.

Приемы воспитания культуры речи при ознакомлении старших дошкольников с художественной литературой. Беседа о А. С. Пушкине "Приемы воспитания культуры речи в процессе ознакомления старших дошкольников с художественной литературой. " "Беседа о А. Пушкине" Цель:.

Профилактика дисграфии посредством игровой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи С введением ФГОС дошкольное образование стало I уровнем общего образования. Поэтому требования к выпускникам ДОУ возросли. Что бы помочь.

Воспитание гуманных чувств у старших дошкольников в игровой деятельности Цель исследования: Изучение процесса воспитания гуманных чувств у старших дошкольников Объект исследования Процесс воспитания гуманных.

Выступление на родительском собрании на тему «Подготовка детей к школе. Роль игры при подготовке к школе» Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда, развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система упражнений по формированию игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями речи при подготовке их к школе
Опубликовано: 4 марта 2018 в 23:16
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД