МААМ-картинки

Система коррекционных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями

Оксана Хорохова
Система коррекционных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Понимая, насколько важно развивать у детей мелкую моторику, мной была разработана система коррекционных упражнений, развивающих мелкую моторику руки. В приведенных упражнениях используются различные по фактуре материалы и разнообразные игровые приемы. Для удобства упражнения представлены в виде календарного понедельного планирования.

Январь. 1-я неделя.

Публикация «Система коррекционных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями» размещена в разделах

1."Пружинка" - взять ручку вертикально подушечками указательного и большого пальцев. Сжимание ученической ручки, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить. Перехватывание ручки большим и средним пальцем, большим и безымянным пальцем, большим и мизинцем. Делаем пальцами пружинящие движения.

2."Зарядка" - вытягивание рук вперед с последующим растопыриванием пальцев, чередование напряжения и расслабления (можно под приговорку).

3."Арбуз" - соединение подушечек одноименных пальцев и удержание их в таком положении.

4."Дождик" - постукивание кончиками пальцев рук по столу.

Январь. 2-я неделя.

1."Силач" - сжимание и разжимание мягких, а затем упругих предметов (губки, мягкие игрушки, мячики-ежики).

2."Застрял" - сцепление вытянутых выпрямленных пальцев обеих рук (без большого). Не сгибая, сильно прижать пальцы друг к другу, зажимая каждый палец между двуми другими, потянуть в разные стороны.

3."Шел медведь к своей берлоге" - массаж подушечек пальцев: кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает палец каждой руки, катая его влево-вправо. На каждую строчку стихотворения разминаем один палец.

4."Животные" - изображаем пальцами животных (со стихотворным сопровождением).

Январь. 3-я неделя.

1."Волчок" - сжать правую руку в кулак, указательный палец вытянут, опустить его кончиком вниз и быстро им вращать.

2."Спускаемся по лесенке" - зажать верхний край ученической ручки вертикально между ладонью и основанием большого пальца, удерживать в этом положении; перехватить ручку снизу другой рукой. Продолжать перехваты поочередно обеими руками вниз.

3."Бусы для мамы" - нанизывание цветных колец от фломастеров (или фабричных мелких игрушек) на леску, цветной шнурок.

4."Пулька" - разминание, катание пулек (горошин) между пальцами рук: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

Январь. 4-я неделя.

1."Щелчки" ("Поднял уши бурундук") - ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному под стишок (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему); палец со стуком падает на стол. На каждую строчку стиха поднимаем один палец.

2."Травка" - самомассаж ладоней и пальцев резиновым шипованым ковриком. На каждый ударный слог осуществляем поглаживающие движения ладонями.

3."Крючки" - ручку, находящуюся в горизонтальном положении, словно крючками, зацепить указательными пальцами за концы и так удерживать. Попеременно отрывая пальцы-крючки от ручки, вновь цеплять ее, передвигая пальцы к середине до места их сближения и в обратном направлении.

4."Графическое упражнение "Вишенки" - копирование рисунка по образцу с соблюдением интервала.

Февраль. 1-я неделя.

1."Штриховка" контурного рисунка с помощью прямых параллельных, вогнутых, выпуклых и волнистых линий.

2."Без отрыва" - обведение рисунка точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

3."Золушка" - сортирование смешанных семян, косточек, крупы в разные емкости.

4."Обведи и расскрась" - соединение линий по точкам, расскрашивание полученного изображения.

Февраль. 2- неделя.

1."Волшебный экран" - рисование следов животных на манной крупе, песке, запотевшем стекле.

2."Насос - зажать ученическую ручку в вертикальном положении четырьмя пальцами так, чтобы небольшая ее часть возвышалась над кистью руки. Большим пальцем нажать на конец ученической ручки, которая чуть опустится, перебором других пальцев приподнять ее вверх и снова нажать большим пальцем. Двигающаяся вверх-вниз ручка похожа на работающий насос.

3."Морковь"(ниткография) - выкладывание с помощью толстой нити контурного изображения овоща.

4."Расческа" - работа с шаблоном и яркими бельевыми прищепками. Прицепить на картонный шаблон недостающие зубцы расчески.

Февраль. 3-я неделя.

1."Лыжи, санки, коньки" - движения рукой по принципу игры "Ребро, ладонь, кулак".

2."Качели" - зажать ученическую ручку в горизонтальном положении четырьмя пальцами. Попеременное нажимание то указательным пальцем, то мизинцем на концы ученической ручки. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.

3."Добываем огонь" - энергичные растирания граненым карандашом между ладонями.

4."Колобок" - имитация скатывания колобков. По четыре раза влево и вправо.

Февраль. 4-я неделя.

1."Гонки многоножек" - руки ставятся на край стола на кончики пальцев, превращая их в пятилапых зверьков; по сигналу зверьки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами-ножками. Каждая ножка должна успеть сделать шажок, а прыгать нельзя.

2."Пианист" - поочередное касание каждым пальцем руки "клавиш"- стола.

3."Обмоталочки" - наматывание веревочки, шнурка на катушку или палочку.

4."Дудочка" - взять карандаш кончиками пальцев обеих рук так, как обычно держат дудочку. Поднимать-опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке.

Март. 1-я неделя.

1. Перекатывание граненого карандаша одним пальцем по поверхности стола.

2. Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением: "Очки", "Домик", "Флажок", "Лодка".

3."Стильная одежда" - рисование одежды по трафарету.

4."Точим ножи" - активное растирание раздвинутых пальцев, движение рук вниз-вверх.

Март. 2-я неделя.

1."Циркач" - держать горизонтально расположенный граненый карандаш за край указательным и большим пальцами обеих рук. Приставными движениями пальцев перемещаться по свободной части карандаша до его противоположного края и обратно.

2."Барабан" - барабанить пальцами обеих рук по поверхности стола.

3."Кулак" - сжать левую руку в кулачок, а правой обхватить его и сильно сжать. Поменять руки.

4."Потягушки" - сплести пальцы, вытянуть руки ладонями вперед, поднять их вверх и потянуть.

Март. 3-я неделя.

1. Пальчиковые игры "Засолка капусты", "Большая стирка" - движения рук в соответствии с текстом.

2."Трудолюбивый муравей" - зажать граненый карандаш между указательным и средним пальцами, которые "шагают" вперед по столу до его края, удерживая карандаш.

3."Пила" - ребром ладони одной руки "пилим" ладони, предплечье другой руки.

4."Браслет" - выкладывание браслета из цветных пуговиц.

Март. 4-я неделя.

1."Гуси" - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

2."Гребешок" - пальцы сплетены в замок. Кончики пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают, как петушиный гребень.

3."Встреча друзей" - руки вытянуты вперед, ладони обращены друг к другу. Края карандаша зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук. Указательные пальцы правой рукиприжимаются к подушечке мизинца левой руки, затем указательные пальцы левой руки - к подушечке мизинца правой руки.

4."Снежная горка" - выкладывание горки с помощью семян арбуза.

Апрель. 1-я неделя.

1."Малахитовая шкатулка" - выкладывание контура шкатулки с помощью "драгоценных" камней - пластмассовых камешков.

2."Лыжи" - кладем две пробки от пластмассовых бутылок на стол резьбой вверх. Это-лыжи. Ставим на них указательный и средний пальцы и двигаемся вперед, делая на каждый ударный слог по шагу.

3."Песочная страна" - рисование пальцами на песке разных изображений.

4."Чайки" (ниткография) - рисование с помощью шерстяной нити чаек.

Апрель. 2-я неделя.

1."Тучка" - выкладывание тучки из бобов, а дождика из спичек.

2."Фруктовое дерево" - выкладывание дерева с помощью спичек, а плодов- с помощью косточек слив.

3."Ножницы потерялись" - обрывание "снежков" из синей цветной бумаги по контуру.

4."Закрути гайку" - завинчивание гайки от конструктора на шуруп.

Апрель. 3-я неделя.

1."Пружинка" - наматывание цветной пружинки на стержень.

2."Угадай" - определение на ощупь геометрических фигур на шершавой и гладкой основе.

3. Самомассаж - надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами правой руки на основание большого пальца, середину ладони, фаланг пальцев левой руки.

4."Косичка" - взять граненый карандаш за один край и держать вертикально указательным и большим пальцами одной руки. Перехватить ниже указательным и большим пальцами другой руки. Похоже на плетение косички.

Апрель. 4-я неделя.

1."Каштанчик" - положить между ладонями мячик СУ-ДЖОК, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Продолжить катание между пальцами.

2."Покусаю" - бельевыми цветными прищепками на ударные слоги стиха поочередно "кусаем" ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно.

3."Клювы" - ребенок собирает разложенные на столе счетные палочки одноименными пальцами - от указательных к мизинцам - и удерживает их до тех пор, пока не соберет все четыре клюва.

4."Китайские шары" - ребенок кладет в ладошку пару грецких орехов и старается обвести их один вокруг другого.

Май. 1-я неделя.

1."Эспандер" - сжимание детского резинового эспандера на каждый ударный слог стихотворения.

2."Тесто" - ребенок опускает руки в сухой бассейн и имитирует замешивание теста под приговорку.

3."Узелковое письмо" - завязывание узелков на цветном шнурке на каждый звук, слог или слово.

4."Птица" - выкладывание силуэта птицы из геометрических фигур, палочек, проволоки.

Май. 2-я неделя.

1. Пальчиковая игра "Вышли пальчики гулять" - движения рук соответствуют тексту стихотворения.

2."Встреча" - обрывание ровной дорожки из цветной бумаги, чтобы слон и кошечка встретились.

3."Спичечная страна" - выкладывание из спичек разных фигурок.

4."Волшебная катушка" - самомассаж ладоней катушкой от ниток. Водим катушкой с внешней и внутренней стороны в разных направлениях, между ладонями в медленном и быстром темпе.

Май. 3-я неделя.

1."Сломанные игрушки" - "восстановление" игрушек с помощью прищепок (у ежика отвалились иголки, у солнышка- лучики.).

2. Шнуровка "Мухомор"

3."Сложи картинку" - выкладывание целостного изображения картинки, разрезанной на 4,5,6 частей.

4."Волчок" - ребенок приводит волчок в движение тремя пальцами ведущей руки.

Май. 4-я неделя.

1."Человечки" (самомассаж) - указательный и средний пальцы одной руки "шагают" по предплечью другой руки, затем "прыгают", "бегут".

2."Шаловливый котенок" - сматывание клубка ниток.

3."Барабанщик" - положить руки на стол, кисть приподнята. Отстукивание пальцем по столу определенного ритма.

4."Точилка" - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево - вправо каждый пальчик по два раза.

(Из опыта работы).

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» Дорогие родители! Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание,.

Игры с различными предметами и материалами. Развитие мелкой моторики ребенка Начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Доказано, что двигательные.

Использование пальчиковых игр и упражнений как средства развития детей и коррекции мелкой моторики Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это прежде всего определяется расположением.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для родителей во второй младшей группе «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Познавательно-речевое развитие дошкольников с речевыми нарушениями по теме «Мой город» Актуальностью использования регионального компонента в работе с детьми дошкольного возраста является: -изменения со стороны Правительства.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция.

Сборник игр и упражнений для развития мелкой моторики детей с ОВЗ 4–6 лет в домашних условияхСборник игр и упражнений для развития мелкой моторики детей с ОВЗ 4–6 лет в домашних условиях Рука, ладошка, пальчик [/b] Сборник игр и упражнений для детей 4-6 лет Для чего нужны игры и упражнения для развития ручной моторики?.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речиРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи «Речь на кончиках пальцев» Развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система коррекционных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями
Опубликовано: 23 января 2018 в 10:06
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система коррекционных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Хорохова (УИ 695982) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД