Получи документы

Система коррекционных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями

Оксана Хорохова
Система коррекционных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями

Понимая, насколько важно развивать у детей мелкую моторику, мной была разработана система коррекционных упражнений, развивающих мелкую моторику руки. В приведенных упражнениях используются различные по фактуре материалы и разнообразные игровые приемы. Для удобства упражнения представлены в виде календарного понедельного планирования.

Январь. 1-я неделя.

Публикация «Система коррекционных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями» размещена в разделах

1."Пружинка" - взять ручку вертикально подушечками указательного и большого пальцев. Сжимание ученической ручки, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить. Перехватывание ручки большим и средним пальцем, большим и безымянным пальцем, большим и мизинцем. Делаем пальцами пружинящие движения.

2."Зарядка" - вытягивание рук вперед с последующим растопыриванием пальцев, чередование напряжения и расслабления (можно под приговорку).

3."Арбуз" - соединение подушечек одноименных пальцев и удержание их в таком положении.

4."Дождик" - постукивание кончиками пальцев рук по столу.

Январь. 2-я неделя.

1."Силач" - сжимание и разжимание мягких, а затем упругих предметов (губки, мягкие игрушки, мячики-ежики).

2."Застрял" - сцепление вытянутых выпрямленных пальцев обеих рук (без большого). Не сгибая, сильно прижать пальцы друг к другу, зажимая каждый палец между двуми другими, потянуть в разные стороны.

3."Шел медведь к своей берлоге" - массаж подушечек пальцев: кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает палец каждой руки, катая его влево-вправо. На каждую строчку стихотворения разминаем один палец.

4."Животные" - изображаем пальцами животных (со стихотворным сопровождением).

Январь. 3-я неделя.

1."Волчок" - сжать правую руку в кулак, указательный палец вытянут, опустить его кончиком вниз и быстро им вращать.

2."Спускаемся по лесенке" - зажать верхний край ученической ручки вертикально между ладонью и основанием большого пальца, удерживать в этом положении; перехватить ручку снизу другой рукой. Продолжать перехваты поочередно обеими руками вниз.

3."Бусы для мамы" - нанизывание цветных колец от фломастеров (или фабричных мелких игрушек) на леску, цветной шнурок.

4."Пулька" - разминание, катание пулек (горошин) между пальцами рук: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

Январь. 4-я неделя.

1."Щелчки" ("Поднял уши бурундук") - ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному под стишок (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему); палец со стуком падает на стол. На каждую строчку стиха поднимаем один палец.

2."Травка" - самомассаж ладоней и пальцев резиновым шипованым ковриком. На каждый ударный слог осуществляем поглаживающие движения ладонями.

3."Крючки" - ручку, находящуюся в горизонтальном положении, словно крючками, зацепить указательными пальцами за концы и так удерживать. Попеременно отрывая пальцы-крючки от ручки, вновь цеплять ее, передвигая пальцы к середине до места их сближения и в обратном направлении.

4."Графическое упражнение "Вишенки" - копирование рисунка по образцу с соблюдением интервала.

Февраль. 1-я неделя.

1."Штриховка" контурного рисунка с помощью прямых параллельных, вогнутых, выпуклых и волнистых линий.

2."Без отрыва" - обведение рисунка точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

3."Золушка" - сортирование смешанных семян, косточек, крупы в разные емкости.

4."Обведи и расскрась" - соединение линий по точкам, расскрашивание полученного изображения.

Февраль. 2- неделя.

1."Волшебный экран" - рисование следов животных на манной крупе, песке, запотевшем стекле.

2."Насос - зажать ученическую ручку в вертикальном положении четырьмя пальцами так, чтобы небольшая ее часть возвышалась над кистью руки. Большим пальцем нажать на конец ученической ручки, которая чуть опустится, перебором других пальцев приподнять ее вверх и снова нажать большим пальцем. Двигающаяся вверх-вниз ручка похожа на работающий насос.

3."Морковь"(ниткография) - выкладывание с помощью толстой нити контурного изображения овоща.

4."Расческа" - работа с шаблоном и яркими бельевыми прищепками. Прицепить на картонный шаблон недостающие зубцы расчески.

Февраль. 3-я неделя.

1."Лыжи, санки, коньки" - движения рукой по принципу игры "Ребро, ладонь, кулак".

2."Качели" - зажать ученическую ручку в горизонтальном положении четырьмя пальцами. Попеременное нажимание то указательным пальцем, то мизинцем на концы ученической ручки. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.

3."Добываем огонь" - энергичные растирания граненым карандашом между ладонями.

4."Колобок" - имитация скатывания колобков. По четыре раза влево и вправо.

Февраль. 4-я неделя.

1."Гонки многоножек" - руки ставятся на край стола на кончики пальцев, превращая их в пятилапых зверьков; по сигналу зверьки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами-ножками. Каждая ножка должна успеть сделать шажок, а прыгать нельзя.

2."Пианист" - поочередное касание каждым пальцем руки "клавиш"- стола.

3."Обмоталочки" - наматывание веревочки, шнурка на катушку или палочку.

4."Дудочка" - взять карандаш кончиками пальцев обеих рук так, как обычно держат дудочку. Поднимать-опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке.

Март. 1-я неделя.

1. Перекатывание граненого карандаша одним пальцем по поверхности стола.

2. Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением: "Очки", "Домик", "Флажок", "Лодка".

3."Стильная одежда" - рисование одежды по трафарету.

4."Точим ножи" - активное растирание раздвинутых пальцев, движение рук вниз-вверх.

Март. 2-я неделя.

1."Циркач" - держать горизонтально расположенный граненый карандаш за край указательным и большим пальцами обеих рук. Приставными движениями пальцев перемещаться по свободной части карандаша до его противоположного края и обратно.

2."Барабан" - барабанить пальцами обеих рук по поверхности стола.

3."Кулак" - сжать левую руку в кулачок, а правой обхватить его и сильно сжать. Поменять руки.

4."Потягушки" - сплести пальцы, вытянуть руки ладонями вперед, поднять их вверх и потянуть.

Март. 3-я неделя.

1. Пальчиковые игры "Засолка капусты", "Большая стирка" - движения рук в соответствии с текстом.

2."Трудолюбивый муравей" - зажать граненый карандаш между указательным и средним пальцами, которые "шагают" вперед по столу до его края, удерживая карандаш.

3."Пила" - ребром ладони одной руки "пилим" ладони, предплечье другой руки.

4."Браслет" - выкладывание браслета из цветных пуговиц.

Март. 4-я неделя.

1."Гуси" - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

2."Гребешок" - пальцы сплетены в замок. Кончики пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают, как петушиный гребень.

3."Встреча друзей" - руки вытянуты вперед, ладони обращены друг к другу. Края карандаша зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук. Указательные пальцы правой рукиприжимаются к подушечке мизинца левой руки, затем указательные пальцы левой руки - к подушечке мизинца правой руки.

4."Снежная горка" - выкладывание горки с помощью семян арбуза.

Апрель. 1-я неделя.

1."Малахитовая шкатулка" - выкладывание контура шкатулки с помощью "драгоценных" камней - пластмассовых камешков.

2."Лыжи" - кладем две пробки от пластмассовых бутылок на стол резьбой вверх. Это-лыжи. Ставим на них указательный и средний пальцы и двигаемся вперед, делая на каждый ударный слог по шагу.

3."Песочная страна" - рисование пальцами на песке разных изображений.

4."Чайки" (ниткография) - рисование с помощью шерстяной нити чаек.

Апрель. 2-я неделя.

1."Тучка" - выкладывание тучки из бобов, а дождика из спичек.

2."Фруктовое дерево" - выкладывание дерева с помощью спичек, а плодов- с помощью косточек слив.

3."Ножницы потерялись" - обрывание "снежков" из синей цветной бумаги по контуру.

4."Закрути гайку" - завинчивание гайки от конструктора на шуруп.

Апрель. 3-я неделя.

1."Пружинка" - наматывание цветной пружинки на стержень.

2."Угадай" - определение на ощупь геометрических фигур на шершавой и гладкой основе.

3. Самомассаж - надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами правой руки на основание большого пальца, середину ладони, фаланг пальцев левой руки.

4."Косичка" - взять граненый карандаш за один край и держать вертикально указательным и большим пальцами одной руки. Перехватить ниже указательным и большим пальцами другой руки. Похоже на плетение косички.

Апрель. 4-я неделя.

1."Каштанчик" - положить между ладонями мячик СУ-ДЖОК, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Продолжить катание между пальцами.

2."Покусаю" - бельевыми цветными прищепками на ударные слоги стиха поочередно "кусаем" ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно.

3."Клювы" - ребенок собирает разложенные на столе счетные палочки одноименными пальцами - от указательных к мизинцам - и удерживает их до тех пор, пока не соберет все четыре клюва.

4."Китайские шары" - ребенок кладет в ладошку пару грецких орехов и старается обвести их один вокруг другого.

Май. 1-я неделя.

1."Эспандер" - сжимание детского резинового эспандера на каждый ударный слог стихотворения.

2."Тесто" - ребенок опускает руки в сухой бассейн и имитирует замешивание теста под приговорку.

3."Узелковое письмо" - завязывание узелков на цветном шнурке на каждый звук, слог или слово.

4."Птица" - выкладывание силуэта птицы из геометрических фигур, палочек, проволоки.

Май. 2-я неделя.

1. Пальчиковая игра "Вышли пальчики гулять" - движения рук соответствуют тексту стихотворения.

2."Встреча" - обрывание ровной дорожки из цветной бумаги, чтобы слон и кошечка встретились.

3."Спичечная страна" - выкладывание из спичек разных фигурок.

4."Волшебная катушка" - самомассаж ладоней катушкой от ниток. Водим катушкой с внешней и внутренней стороны в разных направлениях, между ладонями в медленном и быстром темпе.

Май. 3-я неделя.

1."Сломанные игрушки" - "восстановление" игрушек с помощью прищепок (у ежика отвалились иголки, у солнышка- лучики.).

2. Шнуровка "Мухомор"

3."Сложи картинку" - выкладывание целостного изображения картинки, разрезанной на 4,5,6 частей.

4."Волчок" - ребенок приводит волчок в движение тремя пальцами ведущей руки.

Май. 4-я неделя.

1."Человечки" (самомассаж) - указательный и средний пальцы одной руки "шагают" по предплечью другой руки, затем "прыгают", "бегут".

2."Шаловливый котенок" - сматывание клубка ниток.

3."Барабанщик" - положить руки на стол, кисть приподнята. Отстукивание пальцем по столу определенного ритма.

4."Точилка" - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево - вправо каждый пальчик по два раза.

(Из опыта работы).

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» Дорогие родители! Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание,.

Игры с различными предметами и материалами. Развитие мелкой моторики ребенка Начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Доказано, что двигательные.

Использование пальчиковых игр и упражнений как средства развития детей и коррекции мелкой моторики Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это прежде всего определяется расположением.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для родителей во второй младшей группе «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Познавательно-речевое развитие дошкольников с речевыми нарушениями по теме «Мой город» Актуальностью использования регионального компонента в работе с детьми дошкольного возраста является: -изменения со стороны Правительства.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция.

Сборник игр и упражнений для развития мелкой моторики детей с ОВЗ 4–6 лет в домашних условияхСборник игр и упражнений для развития мелкой моторики детей с ОВЗ 4–6 лет в домашних условиях Рука, ладошка, пальчик [/b] Сборник игр и упражнений для детей 4-6 лет Для чего нужны игры и упражнения для развития ручной моторики?.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речиРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи «Речь на кончиках пальцев» Развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система коррекционных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей с различными речевыми нарушениями
Опубликовано: 23 января 2018 в 10:06
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД