Аксана Калюжная
Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Речь на кончиках пальцев»
Развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков. Ученые доказали, что чем выше двигательная активность пальчиков, тем лучше речь малыша, четче артикулирование звуков. В подушечках пальцев рук находится множество нервных рецепторов, посылающих импульсы в нервную систему человека. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Наши бабушки и дедушки, забавляя детишек играми в «ладушки» и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра.
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить, быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у детей с развитой мелкой моторикой идёт формирование навыков письма гораздо быстрее.
Моя задача, как логопеда в процессе коррекции нарушений звукопроизношения использовать различные игры, упражнения направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. А для того, чтобы процесс проходил весело и интересно, я использую в работе с детьми множество специальных игр, сделанных своими руками. Это такие игры, как «Собери бусы из окрашенных макарон», различные виды шнуровки, игры с плетением и скручиванием лент, закручивание и раскручивание различных бутылочных крышек. Большой популярностью пользуются игры с прищепками. Также, для своих деток на занятиях я использую различные виды массажа (шишками, грецким орехом, карандашом, губками для мытья посуды, детям очень нравится массаж шариками и колечками «Су- Джок».
Но работы одного логопеда недостаточна. Родители, бабушки, дедушки, которые проводят большую часть времени с ребёнком, должны помогать ему развивать мелкую моторику рук. Только вместе, плечом к плечу, мы с можем добиться успехов. Я рекомендую родителям для развития и тренировки движений пальцев рук у детей использовать игры с различными видами круп (фасоль, горох, гречка и т. д., игры со счетными палочками, крупными пуговицами. Детям постарше можно доверить помогать маме в приготовлении блюд, например, нарвать на мелкие кусочки зелень, почистить вареные яйца, положить несколько щепоток соли, вытереть блюдца полотенцем. Такие действия помогают ребенку научиться манипулировать предметами, тренируют координацию движений. Обязательно нужно учесть, что всё это должно происходить под присмотром взрослого.
Уважаемые родители! Уделяйте как можно больше внимания своему малышу, прислушивайтесь к его желаниям и развивайте его способности. Больше рисуйте и раскрашивайте со своими детьми, используйте нетрадиционные способы рисования, которые так любят дети. Существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Полезно упражнять руку ребёнка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые, замкнутые формы. Поверьте, результаты не заставят вас ждать.
А. Калюжная.
Учитель – логопед МБДОО №9
«Дюймовочка» п. Нового