Лучший педагог года

Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках технологии

Наталья Севостьянова
Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках технологии

Системно – деятельностный подход в обучении учащихся на уроках технологии.

«Деятельность – единственный путь к знанию»

Б. Шоу

Технология венчает образование в том смысле, что аккумулирует знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.

Труд человека – это источник его физического и духовного здоровья, основа жизни человека.

Публикация «Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках технологии» размещена в разделах

Технология подготавливает учащихся к жизни в обществе с целью быстрейшей их адаптации. Сейчас господствует универсальная технологическая культура, то есть, какую бы работу мы ни делали, мы должны знать технологию производства и изготовления. Ведь технология на эмпирическом (практическом) уровне – это определённая последовательность действий при изготовлении чего-либо.

Любое производство, в любой сфере и области, построено на технологической дисциплине и знаниях технологии.

Нынешний образовательный стандарт основного общего образования по технологии ставит масштабные педагогические цели в формировании личности школьника. Технология" - это предмет, который в наибольшей степени из всех других школьных учебных дисциплин позволяет активно развивать творческую личность растущего человека.

Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

"Технология" - это предмет, который в наибольшей степени из всех других школьных учебных дисциплин позволяет активно развивать творческую личность растущего человека. Бесспорно, что когда у человека раскрываются и получают развитие в учении и работе его творческие способности, то выигрывает не только он сам, но и всё общество в целом.

Однако творчество может стать ещё более массовым и эффективным, если вести культурную своевременную и организованную подготовку к нему. Как раз на уроках технологии можно обучать детей творчеству.

Технология – это интегрированная область, которая показывает практическое применение всех остальных наук.

Технология венчает образование в том смысле, что аккумулирует знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.

Механизмом реализации системно – деятельностного подхода на уроках технологии являются :

- Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение).

- Технология, основанная на создании учебной ситуации. (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира.

- Технология, основанная на реализации проектной деятельности.

- Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

- Технология деятельностного метода – метода, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Системно-деятельностный подход на уроках технологии.

Цель деятельностного подхода уроков технологии является : развитие творческих способностей учащихся, понимание нравственной ценности трудовой деятельности, испытание радости от процесса и результата труда, воспитание ребенка как самостоятельной личности, умеющей: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Задачи:

1) научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, умения, полученные на уроках;

2) воспитывать трудолюбие, внимательность, чувство ответственности;

формировать эстетический вкус;

3) прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;

4) развивать логическое мышление и творческие способности;

5) научить работать с помощью ручных инструментов, приспособлений,

машин.

Урок является основной формой организации учебного процесса. Ученик на уроке является главным деятелем.

Деятельностный подход я реализую с помощью активных методов обучения. Активные методы обучения это - система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников в процессе овладения учебным материалом. Строятся они в основном на диалоге, свободном обмене мнениями, практической направленности, игровом действе, творческом характере обучения, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации работы, движении и рефлексии.

1. Динамично – комфортное начало урока (задать нужный ритм, использовать методы мотивации, обеспечить рабочий настрой, проконтролировать подготовку к уроку, создать хорошую атмосферу в классе).

2. Четкое проведение организационного момента (выявить цель и задачи урока; провести выяснение ожиданий и трудностей; использовать диалоговое взаимодействие и проблемный метод).

3. Игровое повторение пройденного материала ( использовать дидактические средства: тесты, кроссворды, ребусы).

4. Ориентирование учащихся на изучение новых знаний (использовать знания и опыт обучающихся, применять диалоговое и проблемное обучение).

5. Организация практической работы учащихся (групповая форма при приготовлении кулинарных блюд; парная работа при снятии мерок; индивидуальная при пошиве швейного изделия; фронтальная при изучении свойств тканей).

6. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – путешествие, урок – соревнование, урок – семинар, урок – творческая лаборатория; проектный метод; метод сотрудничества ученика и учителя; метод здоровьесберегающих технологий; профориентационные странички; обмен опытом, защита творческих проектов, демонстрация швейных изделий, оформление выставочных стендов).

7. Эффективное подведение итогов и рефлексия процесса обучения (использовать свободный обмен мнениями; применять метод сравнения – изделий, блюд, проектов; учитывать личностно – ориентированные и индивидуальные особенности учеников; организовывать проведение самооценки).

Включение активных методов в учебный процесс в деятельностном режиме помогают сделать процесс обучения лёгким и доступным каждому ребёнку. Поэтому улучшается психологический климат в классе и ребята, не боясь ошибок, помогают друг другу, раскрывают свои творческие способности, приобретают уверенность в себе, совершенствуют свои коммуникативные навыки, развивают речь, формируют опыт взаимодействия в коллективе и усвоенные знания, используют в практической деятельности.

Слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода :

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Системно - деятельностный подход на уроках технологии :

1. Мотивация к учебной деятельности. На своих уроках я стараюсь заинтересовать детей, а именно:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности («хочу»). Для этого в кабинете оформлены выставки детских работ.

2) выделяется содержательная область («могу»). 2. Подготовка мышления детей к проектированной деятельности:

1) конспектируем новые знания, необходимые для выполнения проекта;

2) тренировка мыслительных операций.

3. Выявление причины затруднения (если есть).

1) помогаю детям разобраться, что стало причиной затруднения, где возникло затруднение;

2) выявляем причину затруднения: каких конкретно знаний, умений не хватает для выполнения поставленной задачи.

4. Выход из затруднения, выполнение заданного проекта. Учащиеся

обдумывают план действий:

1) ставят цель;

2) строят план достижения цели;

3) выбирается метод разрешения затруднения;

4) самостоятельно выполняют проект.

5. Самопроверка по образцу. Предлагаю выполнить самопроверку на основе сопоставления с образцом.

Эмоциональная направленность состоит в организации, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его на дальнейшую познавательную деятельность.

6. Рефлексия. Оценивание учащимися собственной деятельности, организация обсуждения и запись домашнего задания.

Активизируя стремление ребенка к постоянной творческой деятельности, можно создать основу для развития природных качеств человека и совершенствовать их; воспитать в детях потребность трудиться, показать каждому ученику, что труд человека – это источник его физического и духовного здоровья, основа жизни человека. Важно чтобы ученик мог порадоваться своей работе, успеху, чтобы он знал, что его труд необходим людям.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход на уроках ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Цвет. Основы цветоведения. Ученики в этой подтеме научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг, изучат свойства.

Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо»Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо» Недавно старший воспитатель нашего детского сада предложила мне выступить на методическом объединении воспитателей с проектом "Посткроссинг.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Коммуникативный подход при обучении английской грамматике Коммуникативный подход при обучении английской грамматике Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности,.

Консультация для воспитателей «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе посредством игровых технологий» Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал. Современный детский.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка 1 Особенности преподавания английского языка Быть учителем в современной школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках технологии
Опубликовано: 11 февраля 2022 в 16:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД