Системное описание арт-терапевтического процесса

Оксана Махота
Системное описание арт-терапевтического процесса

Одна из особенностей арт-терапевтического процесса заключается в том, что отношения клиента и арт-терапевта опосредуются продуктом творческой деятельности клиента и отражают процесс творческой экспрессии.

Творческие потенции у разных людей находятся на разных уровнях подсознания, и «вытащить» их в сознание возможно, только учитывая человеческую индивидуальность.

Основные концепции арт-терапевтического процесса следующие :

1. Психотерапевтические отношения представляют собой открытую «живую» систему, включающую в себя в качестве основных элементов клиента и психолога, а также изобразительный материал /продукцию.

2. Эта система обладает рядом характеристик (открытость; наличие информационных каналов, связывающих ее элементы друг с другом и с внешней средой; способность к целеполаганию).

3. Являясь открытой системой, психотерапевтические отношения в арт-терапии имеют определенные структурные и функциональные характеристики.

Структурные и функциональные характеристики психотерапевтических отношений:

Структурные характеристики связаны с наличием внешних границ системы психотерапевтических отношений, личностях, а также межличностных границ, определяемых нормами поведения клиента и психолога и ролевыми аспектами их взаимодействия.

К функциональным характеристикам данной системы можно отнести многообразие форм поведения и состояний клиента и психолога в ходе их прямой и опосредованной художественной экспрессии, направленной на достижение психотерапевтического результата.

Различные факторы психотерапевтического воздействия и используемые в арт-терапевтическом процессе интервенции могут рассматриваться в качестве внутренних ресурсов и механизмов, необходимых для достижения определенных психотерапевтических результатов.

Происходящие на разных этапах арт-терапевтического процесса системные изменения можно рассматривать на трех основных уровнях:

внутриличностном (изменения в состоянии, установ- ках, способах психического реагирования клиента и психо- лога);

межличностном (изменения в отношениях клиента и психолога);

социальном (изменения в отношениях клиента с семейным, профессиональным и более широким социальным окружением).

Творческая продукция выступает третьим элементом системы психотерапевтических отношений в арт-терапии и в значительной мере отражает происходящие на разных эта- пах арт-терапевтического процесса системные изменения разного уровня (внутриличностного, межличностного, социального). Более того, художественная экспрессия и творческая продукция являются не только «зеркалом», но и одним из факторов этих изменений.

Основные этапы арт-терапевтического процесса таковы :

1) подготовительный этап;

2) этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала творческой деятельности клиента;

3) этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельно- сти клиента;

4) завершающий этап.

Публикации по теме:

Конспект арт-терапевтического занятия «На лесной полянке» для старших дошкольниковКонспект арт-терапевтического занятия «На лесной полянке» для старших дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия с использованием авторских арт-терапевтических техник. Жду отзывов.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Цель: учить составлять описательный рассказ об игрушках, используя.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Труд в природе. Описание цветов»Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Труд в природе. Описание цветов» Цель: организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы. Задачи:.

Конспект занятия в средней группе на тему «Мебель» (описание предметов) Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Задачи: 1. Учить составлять описательный рассказ по опорным схемам.

Описание опыта работы по проведению Дня моряка для разных дошкольных возрастовОписание опыта работы по проведению Дня моряка для разных дошкольных возрастов Описание опыта работы по проведению Дня моряка в группе (для разных дошкольных возрастов) Мы жители Приморского края, живем на берегу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Системное описание арт-терапевтического процесса
Опубликовано: 29 сентября 2022 в 20:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День информатики

 Сегодня в России отмечают день рождения отечественной информатики, потому что первая советская ЭВМ, прообраз современного компьютера, была официально зарегистрирована 4 декабря 1948 года. Сейчас уже...

4 декабря. День заказов подарков и написания писем Деду Морозу

С наступлением декабря люди начинают активно готовиться к Новому году: запасаться праздничными атрибутами, наряжать ёлки, украшать квартиры и витрины магазинов гирляндами. А дети, предвкушая праздник, уже...


Горячие темочки