Лучший педагог года

Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью

Ирина Эйсмонт
Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью

«Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью».

Дети с интеллектуальной недостаточностью (ЗПР) – особая группа детей, основными проблемами которой являются: ограниченный, не соответствующий возрасту ребенка запас знаний и представлений об окружающем мире; недостаточная сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления, что усугубляется низким уровнем познавательной активности, а также недостаточной регуляцией произвольной деятельности и поведения. Так же характерной чертой этой группы детей является недостаточное развитие мелкой моторики рук.

Публикация «Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. Н. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Поэтому наличии у ребёнка речевого или интеллектуального дефекта, в том числе, сложного сочетанного нарушения, особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

В литературе последних лет описаны приёмы работы по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью (Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. Т. Б. Филичева, с моторной алалией (Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская, с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, с заиканием (Л. И. Белякова, Н. А Рычкова). Все авторы подтверждают тот факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи и интеллекта.

Анализ специальной психолого-педагогической литературы свидетельствует о достаточно глубоком изучении особенностей речевого и интелллектуального развития детей-дошкольников, взаимосвязи развития высших психических функций и мелкой моторики.

Однако до сих пор остаются неясными некоторые конкретные пути развития и коррекции речевой и интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста с проблемами в развитии.

Для построения коррекционной работы с этой группой детей необходимо особенно тщательно подходить к выбору средств и приёмов обучения. Я стремилась представить систему работы по проблеме развития детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием сказки и природного материала. Поскольку считала, что она отвечает особенностям детей среднего дошкольного возраста с ЗПР, их восприятия, мотивации и познавательной деятельности и позволяет в яркой и интересной для детей и педагога форме развивать и осуществлять коррекцию недостатков развития.

Своё внимание я сосредоточила на практической работе в данном направлении. В то же время я не могла оставить без внимания тот факт, что эти игры имеют глубокие исторические корни. Они как бы «оживляют» генетическую память ребёнка, дают ему возможность прикоснуться к тому, что составляет основу «картины мира»

• Игры с природным материалом в развитии ребенка.

• Игры с природным материалом являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». Кроме того, именно в процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры.

• Б. Г. Ананьев отмечал, что психическое развитие человека обусловлено его способностью усваивать общественный опыт, накопленный человечеством. Это утверждение важно для определения роли игр с природным материалом в развитии ребенка вообще и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в частности.

• Первичную информацию об окружающем мире ребенок в значительной мере получает в ходе игровых действий с природным материалом. Навыки, полученные детьми, позволяют им приобрести тот элементарный практический опыт, без которого процесс его развития становится невозможным или качественно отличается от того, как он протекает у детей в норме.

• На характер социального опыта ребенка оказывает существенное влияние передача этнокультуры (язык, традиции, менталитет, заложенной в социальном опыте родителей и близких ребенку людей. Именно основы этнокультуры вплетены в народные сказки, тесно связаны с возможностями использования тех или иных природных материалов.

• Обучение детей с проблемами в развитии играм с природным материалом строится на принципах филогенетического развития, которое включает в себя сенсорно – перцептивный опыт, накопленный человечеством.

Сказка и игры с природным материалом в системе работы воспитателя группы для детей среднего возраста с проблемами в развитии.

• Обучение игровым действиям с природным материалом не является изолированной задачей, а входит неотъемлемой составной частью в общий комплекс разработанной нами системы работы.

Развитие личности ребенка может быть более эффективным если он не просто представляет себе сказку, но и сам непосредственно соприкасается с ней. Это «соприкосновение» в прямом смысле происходит особенно эмоционально в процессе работы с природным материалом.

• Природный материал не требует материальных затрат, доступен, экологичен, возвращает нас к культуре и мировоззрению своего народа. Природный материал разнообразен по своим качествам и свойствам, вызывает различные тактильные ощущения, что дополнительно стимулирует развитие речи и когнитивной сферы психики ребенка.

Предлагаемая система работы включает:

• театрализованные игры

• режиссерские игры (по типу театрализованных)

• работа с природным материалом

• мнемотаблицы

• трафареты

• театр на ковролине

• пазлы

• разрезные картинки

• настольно печатные игры

• Суть обучения играм с природным материалом дошкольников с проблемами в развитии состоит в организации игровой деятельности, которая поможет ребенку овладеть средствами и способами познания окружающего мира, проявить самостоятельность, реализовать свою позицию в освоении культуры.

• В коррекционно – развивающей работе педагог, прежде всего, опирается на следующее требование: закладывая культурный фундамент целостного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью, он должен обеспечивать гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим миром, создать обстановку психологического комфорта и физического здоровья.

• Освоение детьми игрового опыта идет, как правило двумя путями: под руководством педагога и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка.

• Необходимым условием успешности работы по обогащению игрового опыта детей является соблюдение в игре определенной последовательности:

- проигрывание действий педагогом на глазах у детей;

- совместное выполнение игровых действий педагогом и ребенком;

- выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога;

- выполнение игровых действий ребенком по образцу, предлагаемому взрослым;

- выполнение действий ребенком по словесной инструкции;

- сопровождение ребенком выполняемых действий речью.

• Своеобразие познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью выдвигает определенные требования к организации обучения играм с природным материалом. Оно должно обеспечивать преодоление или ослабление недостатков в развитии ребенка, что даст ему возможность овладевать более сложным материалом, как игровым, так и учебным.

Работа с природным материалом направлена:

на ознакомление со свойствами природных материалов,

адекватными с ними действиями

на развитие гностических функций руки, координацию

обеих рук со зрительным прослеживанием

на развитие элементарных математических представлений:

величина, количество, цвет, форма

на побуждение речевой активности, развитие воображения

и памяти

Работа с природным материалом.

• Как составляющая общей работы по русским народным сказкам мною были разработаны совместные игры с природным материалом, позволяющие детям с интеллектуальной недостаточностью моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала; развивать воображение; учиться различным видам деятельности с природным материалом; отображать сюжет сказки, героев; осуществлять коррекцию и развитие высших психических функций.

• Работа с природным материалом позволяет осуществлять развитие детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи, опираясь на наиболее сохранные функции, задействовать ближайшие зоны развития.

• Сочетаясь со сказочным сюжетом и вплетенный в общую работу этот вид деятельности создает благоприятный эмоциональный настрой детей. Занимательность предлагаемого материала способствует развитию внимания, создаются условия для развития речевой активности, развитию сенсомоторной координации, развитию личности ребенка.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР".

Социальное партнёрство — важнейшее условие социализации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью «Из-за того или иного дефекта у ребёнка возникает ряд особенностей, которые препятствуют нормальному развитию коллективного общения, сотрудничества.

Дидактические, пальчиковые игры как средство коррекции психических функций и развитие межполушарного взаимодействияДидактические, пальчиковые игры как средство коррекции психических функций и развитие межполушарного взаимодействия Дидактические, пальчиковые игры как средство коррекции познавательных, психических функций и развитие межполушарного взаимодействия мозга.

Конспект занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью. Игра-драматизация сказки «Мышка-хвастунья» Цель: - Продолжать создавать условия для обучения детей воспринимать произведения разных жанров и тематики: сказку, рассказ. -Формировать.

Конспект занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью. Игра-драматизация сказки «Лиса, заяц и петух» Цель: продолжить учить детей воспринимать произведения разных жанров: сказку, стихотворение. Развивать и закреплять желание участвовать.

Конспект занятия по ФЭМП для детей с интеллектуальной недостаточностью третьего этапа обучения Раздел: Формирование элементарных математических представлений. Тема: Ориентировка на плоскости. Сравнение и уравнивание двух групп множеств.

Мастер-класс «Сказка как средство развития связной речи у детей с ОНР» Сказка для дошкольников является тем ключиком, который может пробудить в ребёнке нравственные качества и поможет сформировать речевые навыки.

Сценарий игры-драматизации «Зайка-зазнайка» для детей с интеллектуальной недостаточностью Цель: - Продолжать создавать условия для обучения детей воспринимать произведения разных жанров и тематики: сказку, рассказ. -Формировать.

Конспект НОД в группе с интеллектуальной недостаточностью «В гости к ежику» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №54 комбинированного вида приморского района Санкт-Петербурга.

Занятие по развитию речи по теме «Семья» для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения) Занятие по развитию речи для детей с интеллектуальной недостаточностью (3 этап обучения). Тема «Семья». Задачи: - Расширять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью
Опубликовано: 2 апреля 2016 в 18:41
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД