Папки-передвижки

Сказкотерапия «Программа занятий»

Тельнова Оксана
Сказкотерапия «Программа занятий»

Храм Скоропослушница г. Энгельс ___

Программа групповых (подгрупповых)

коррекционно-развивающих занятий с использованием сказкотехнологии с учащимися младшего школьного возраста,

имеющими трудности самооценки и адаптации в коллективе

Педагог – дефектолог: Тельнова Оксана Григорьевна.

2022 г.

Пояснительная записка

Программа рассчитана на детей от 7 до 12 лет, на летнее обучение при Храме (1 ч. в неделю)

Публикация «Сказкотерапия „Программа занятий“» размещена в разделах

Сказкотехнология— воздействие сказкой с целью лечения (терапии, коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности (Современный психологический словарь под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко). Сказкотехнология, применяемая в образовательных учреждениях, - это метод диагностики, коррекции и развития посредством использования сказочного материала. Ее привлекательность для психологов обусловлена тем, что сказка — это универсальный язык, на котором можно говорить с любым человеком независимо от его возраста, статуса, культурной принадлежности и пр. Кроме того, сказкотехнологиямногофункциональна : ее использование в практической деятельности позволяет одновременно решать проблемы диагностики, коррекции, развития, профилактики. Работа со сказкой развивает личность, моделирует многообразные ситуации, способствует межличностному общению. Сказка универсальна :

– информативна — через анализ, придуманной ребенком сказки, психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях;

– экологична— находясь не в обыденной, в сказочной ситуации, психолог и ребенок эмоционально защищены, поэтому риск «сгорания» снижается;

– безгранична — дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и изменяет свою жизнь;

– феерична — обращаясь к сказкотехнологии, психолог может создать увлекательное, красочное действо, впечатляющее ребенка;

– эмоциональна — в процессе занятий ребенок накапливает эмоциональный положительный опыт, формирует «эмоциональную память», укрепляет свой «социальный иммунитет»;

– мудра— сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Сказка имеет древнейшие корни в истории и культуре; это один из основных жанров устного народного творчества. Стремясь побудить в детях лучшие качества, уберечь от черствости, равнодушия, эгоизма, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силами добра. Дети всегда были открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений поэтому воспитательных эффект сказки ни с чем не сравним.

Принципы сказкотехнологии близки к принципам гуманистической психологии:

– под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы;

– под сказкотехнологической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальных и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов;

– коррекция с использованием сказкотехнологии исключает директивноеизмененение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения» спектра альтернативных реакций». Т. е. человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира.

Источниками концепции сказкотехнологии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, Э. Фромма, Э. Берна, К. -Г. Юнга, Н. Пезешкиана, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, М. Осориной, В. Проппа, Е. Романовой, А. Гнездилова, А. Захарова и др.

Сказкотехнология тесно связана с арттехнологией, игровой, песочной технологиями, телесноориентированной терапией, психоанализом.

В работах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой определены следующие достоинства сказки :

– Глубинный образ и ее мораль не дидактичны. В сказках нет прямых нравоучений, события сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, закономерности, существующие в этом мире.

– Метафора недирективна, она лишь мягко намекает и направляет. Эта особенность метафоры позволяет создавать вокруг человека ауру психологической защищенности. С другой стороны, человек получает возможность «приподняться» над своей проблемой, посмотреть со стороны на то, что ему мешает.

– Собирательность образа главного героя и неопределенность места действия. Главный герой с сказке — собирательный образ. Отсутствие жесткой персонификации позволяет ребенку идентифицировать себя с главным героем. Это свойство сказок не ставит фантазии и воображению никаких границ.

– Многогранность и многоуровневость хранимой информации. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает с своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, дружба, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом — все это «закодировано» в образах сказок.

– Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Читая сказку, мы бессознательно выносим наиболее важный для себя. При изменяющихся условиях мы по-другому интерпретируем содержание историй, обогащая свой прежний опыт новым восприятием. По мнению Н. Пезешкиана, так «работает» механизм хранения в сказочных историях личного опыта, формируется личностная независимость.

– Философское, экзистенциональное осмысление действительности. Во многих сказках наблюдается четкое разделение добра и зла. Кроме того, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а тот, кто проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься в миру, так и он к тебе.

– Раскрытие потенциальности. Всем известно, что в сказке невозможное возможно, здесь нет ментальных ограничений, существующих в реальной жизни. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, желаемого, все неудачи, как правило, временные.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева в книге «Практикум по сказкотерапии» раскрывает следующие положения сказкотехнологии :

сказкотехнология — это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;

– это процесс обоазования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, это процесс переноса сказочных смыслов в реальность;

– это процесс объективизации проблемных ситуаций;

– это процесс активизации ресурсов, потенциала личности;

– это приросообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков;

– это раскрытие внутреннего мира, осмысление пережитого, моделирование будущего.

Сказкотехнология в работе с детьми младшего школьного возраста.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка младшего школьного возраста:

– потребность в автономии (в каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя и собственные силы);

– потребность в компетентности (герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем;

– потребность в активности (герой всегда активен, находится в действии, иногда толчок к активности провоцируется другими персонажами).

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности как автономность, активность, социальная компетентность.

Сказкотехнология в работе с семьей.

Работа с семьей с элементами сказкотехнологии является одним из важных этапов работы психолога - дефектолога. В период подготовки таких занятий необходимо предварительно встретиться с родителями, рассказать им о том, чем они будут заниматься, какие материалы понадобятся, какие задачи хочет решить психолог. Важно оговорить функции родителей в этот период времени. Совместная работа, как правило, сближает членов семьи, накапливает положительный эмоциональный опыт, формирует новые модели детско-родительских взаимоотношений. Кроме того, родители могут справиться с собственными страхами, капризами, проявлениями агрессии, улучшить эмоциональный фон и оптимизировать отношения как с детьми, так и с другими членами семьи.

Структура коррекционно-развивающего занятия

с применением сказкотехнологии

№ п/п Этап Содержание этапа

1 «Вход» в сказку Создание настроя на совместную работу, коллективное упражнение или иное «сплачивающее» действие

2 Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились, использовали ли они новый опыт в течение того времени, что не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз

3 Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо: ребенок спрашивается о том, хочет ли он этому научиться, попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки

4 Закрепление Помочь детям в приобретении нового опыта, проявлении новых качеств личности

5 Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью, обсуждение того, в каких ситуациях жизни они могут использовать приобретенный опыт

6 Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с имеющимся. Подчеркивается значимость приобретенного опыта, проговариваются конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт

7 «Выход» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Девиз завершения занятия : «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, чему мы научились».

Целью данной коррекционной программы является формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций с использованием сказкотехнологии и социально ориентированных- психологических игр.

Задачами программы являются :

– формирование позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев;

– формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей — личностной самооценки, форм коммуникации, познавательного интереса;

– обучение детей техникам конструктивного разрешения конфликтов, способствовать формированию положительных межличностных отношений;

– способствовать социальной адаптации;

– развивать желание исправлять недостатки, преодолевать трудности;

– развитие внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей; обогащение активного словарного запаса;

– стимулирование самостоятельности и ответственности;

– обогащение положительного эмоционального опыта

– формирование оптимистичного отношения к жизни.

Ожидаемыми результатами после реализации программы являются :

– умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев;

– положительный коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

– знание детьми информации о самих себе, окружающем мире и социальных отношениях;

– повышение уровня познавательной активности и творческих способностей;

– коррекция отрицательных черт характера;

– позитивное отношение к жизни.

Программа основана на методических разработках Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, наиболее авторитетного психолога в области сказкотехнологии, в частности, ее книг «Практикум по сказкотерапии», «Игры в сказкотерапии» (Спб. : Речь, 2011).

Перспективное тематическое планирование

программы занятий с использованием сказкотехнологии

№ п/п Цель занятия Содержание занятия Дата проведения

1 Создание игровой доверительной атмосферы, установление межличностных контактов. Диагностика уровня самооценки детей. Методика диагностики самооценки «Лесенка»,

«Мой сказочный герой», «Ты мне нравишься!», «Сочиняем сказку»,

«Шустрики — мямлики», динамическая пауза

«Ручеек по выбору»,

рефлексия «Сказочные дома». Июнь

2 Снятие эмоционального напряжения Приветствие,

«Встреча эмоций»,

«Сказочные герои»,

«Чего я боюсь»,

динамическая пауза,

«Мы хорошие»,

рефлексия «Сказочные домики».

3 Формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, формирование желания нравиться себе и другим людям,способствовать раскрепощению ребенка 3.1. Приветствие,

«Здравствуй Я, мой любимый!»,

сказка «Гадкий утенок»,

динамическая пауза,

диагностическая методика «Волшебный мир» (Животные,

рефлексия «Сказочные домики»

3.2. Приветствие

«Выбери, какой Я»,

сказка «Золушка», рисунок

«Я в будущем», динамическая пауза,

«Хвасталки»,

«Дизайнеры»,

рефлексия «Сказочные домики»

4 Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала, формирование и закрепление саногенных состояний 4.1. Приветствие,

«Рыбаки и рыбки»,

«Сказка о маленьком ежике»,

динамическая пауза «Кораблик»

«Цветик — семицветик»,

рефлексия «Сказочные домики» Июль

4.2. Приветствие, Диагностика самооценки «Лесенка» ,

«Мышь в мышеловке»,

сказка «Дюймовочка»,

динамическая пауза,

«Назови свои сильные стороны»,«Сказка»,

«Соломинка», рефлексия «Сказочные домики»

4.3. Приветствие,

«Дракон»,

сказка «Дикие лебеди»,

групповой рисунок «Как мы боремся с трудностями», динамическая пауза «Паровозик»,

«Закончи предложение»,

рефлексия «Сказочные домики»

5 Обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в диаде и группе Приветствие,

слушание «доброй» песни,

«Говорят не только слова»,

чтение сказки,

динамическая пауза «Подушечный бой»,

«Разыгрывание ситуации»,

рефлексия «Сказочные домики». Август

6 Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми Приветствие,

«Ветер дует на.»,

сказка «Зимовье зверей», динамическая пауза «Строим цифры», «Рукавички», рефлексия «Сказочные домики», «Чемодан в дорогу».

Всего: 9 занятий

Планы конспекты занятий

ЗАНЯТИЕ 1.

Приветствие.

Знакомство:(ребёнок называет имя, а другой говорит что-то приятное (очень приятно, у тебя красивое имя, у тебя красивые глаза, приятно будет пообщаться)

Диагностика самооценки «Лесенка». Работа с детьми проводится в индивидуальном порядке. Руководитель показывает ребенку изображенную на листе бумаги лесенку (количество ступенек - 7) и предлагает ему поставить себя на одну из ступенек. Далее ребенку предлагается выбрать ступеньку, на которую его поставит мама, папа, учитель, друг (подруга).

«Мой сказочный герой». Детям предлагается рассказать о себе от имени какого - либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирает для себя соответствующий образ по картинке) Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок.

«Ты мне нравишься». Дети по очереди перебрасывают мячик и говорят слова «Ты мне нравишься!».

Кенгуренок Вася

Возраст: от 7 -10 лет.

Направленность: Проблемы в учебе, вызванные страхом трудностей. Чувство неполноценности. Неуверенность. Ключевая фраза: «Я не могу. У меня все равно не получится»

За глубокими морями, за высокими горами жили-были два пожилых кенгуру. Жили они не тужили, оба были на пенсии. Дом этих кенгуру находился на самом краю леса и они очень любили ходить туда за грибами и ягодами. Однажды приехал к ним из города внучек Вася. Был этот внучек маленьким и робким кенгуренком. Его родители и другие взрослые кенгуру часто говорили, что из такого трусливого мальчика-кенгуренка не будет толку. Слушал-слушал Вася такие разговоры, да и стал думать про себя так: раз взрослые говорят, что я плохой и из меня ничего не выйдет, может, так оно и есть. То чашку разобью, то большую собаку испугаюсь, то соседский кенгуренок Дима меня обидит (он уже большой, на год старше меня). Вот с такими грустными мыслями и приехал Вася к бабушке и дедушке.

Однажды уехали бабушка и дедушка на ярмарку в город, а маленького кен

Публикации по теме:

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Интеграция коррекционных занятий в ДОУ Коврижиных О. В. учитель-логопед МДОУДСКВ «Радуга» г. о. Нижняя Салда Презентация темы самообразования «Интеграция коррекционных занятий.

Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Нетрадиционные техники оздоровления — сказкотерапия «Организация деятельности ДОУ по профилактике заболеваемости и оздоровлению детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».Одной из.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Планирование занятий по социализацииПланирование занятий по социализации .

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

«Вести с занятий». Фотоотчёт«Вести с занятий». Фотоотчёт Ежедневное пребывание ребёнка в детском саду насыщено разными видами деятельности. НОД - главное звено, в процессе которого мы решаем главные.

Автор публикации:
Сказкотерапия «Программа занятий»
Опубликовано: 25 июня 2022 в 09:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД