МААМ-картинки

Слепые и слабовидящие дети: особенности адаптации к средней школе

Мария Леонова
Слепые и слабовидящие дети: особенности адаптации к средней школе

Особенности адаптации слепых и слабовидящих детей к 5 классу.

Леонова Мария Никитична

педагог-психолог, ГБОУ Школа-интернат №1 им. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербург.

Переход из начальной школы в среднюю для любого школьника является кризисным моментом, влекущим за собой значительные перемены в привычном жизненном укладе ребенка. Появляются новые предметы, следовательно, возрастает количество домашних заданий; меняется классный руководитель, появляются новые педагоги (каждый со своим характером и требованиями к учащимся) и к каждому из этих факторов необходимо привыкнуть, адаптироваться. Это непростой период для учащегося и всей его семьи, ведь изменение школьного режима влияет и на жизненный распорядок ребенка вне школы, на его психологическое состояние, а значит и на атмосферу в семье.

Публикация «Слепые и слабовидящие дети: особенности адаптации к средней школе» размещена в разделах

Помимо перечисленных школьных изменений, к пятому классу у детей начинается переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Постепенно ребенок приобретает чувство взрослости, самостоятельности, учится открыто отстаивать свою позицию. Часто в этот период он стремится обрести и осознать себя как личность, одновременно сепарируясь от родителей и других взрослых, имеющих на него влияние. Нередко это приводит к конфликтам с родными. Возникает потребность в проявлении себя, и ярко выраженное стремление быть принятым в среде сверстников. Это непростой, но важный и интересный период получения нового опыта построения отношений с окружающими, дистанцирования от семьи и сближения со сверстниками. Первичными ценностями становятся дружба, верность товарищам. Значимость учебной деятельности снижается, зачастую ведущим мотивом посещения школы в этот период является общение, а не учеба. В связи с этим, при переходе в среднюю школу у учащихся часто снижается успеваемость, что, несмотря на снижение значимости учебы, является стрессом.

В пятом классе ребенок еще нуждается в контроле учебной деятельности, выполнении домашних заданий, в поощрении успехов и поддержке при решении школьных трудностей. Но так же важно с пониманием отнестись к возникшей потребности проводить больше времени в общении с друзьями, к появлению секретов от родителей. Понимание и поддержка помогут сохранить доверительные отношения, в то время как завышенные ожидания и перегрузка ответственностью вынудят ребенка много сил потратить на то, чтобы соответствовать ожиданиям и скрывать свои проблемы от родителя. А ведь адаптация к средней школе и так требует от него больших усилий.

Зачастую встречаются две крайности в детско-родительских отношениях:

1. Родители контролируют каждый шаг ребенка, не оставляя ему личного пространства, и лишают его возможности самостоятельно решать возникающие трудности.

2. Родители не проявляют интереса к жизни ребенка, считая, что он в состоянии контролировать учебный процесс, а в случае проблем в школе сам придет за помощью.

И тот и другой подход чреваты дисгармоничным формированием личности и зарождением внутриличностных проблем. В первом случае ответственность за свои действия не формируется, ведь ребенок сам ничего не решает и не испытывает нужды задумываться о последствиях. Во втором напротив, груз ответственности чрезмерен.

Слепые дети и дети с остаточным зрением помимо перечисленных трудностей адаптации к средней школе сталкиваются с дополнительной нагрузкой по пространственной ориентировке. Обучаясь в начальной школе, они большую часть времени находятся в классе или около него, исключая уроки физкультуры. С переходом в пятый класс они более подробно осваивают новые места и маршруты в пространстве школы, узнают и запоминают новых педагогов по голосам.

Нередко с переходом в среднюю школу меняется состав класса: появляются новые ученики, кто-то переходит на школьную программу с надомного обучения, а кто-то, напротив, уходит. Для незрячих детей перемены в привычном коллективе так же являются дополнительным стрессовым фактором, требующим адаптации.

Для детей, перешедших в среднюю школу с надомного обучения в класс, нагрузка увеличивается многократно. Изменения режима, увеличение учебной нагрузки, изменение привычной обстановки, появление новых учителей, а также необходимость в активном передвижении по кабинетам значимо влияют на эмоциональное и на физическое состояние ребенка. Такие дети особенно нуждаются в поддержке педагогов и родителей.

Чтобы оценить уровень адаптации детей к средней школе, рекомендовано в конце первой четверти пятого класса проводить анкетирование всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов. В анкете затрагиваются темы успеваемости, самооценки, учебной мотивации, эмоционального состояния, планирования будущего, жизненные приоритеты детей, пожелания родителей и многие другие. Такое анкетирование позволяет составить наиболее полную картину об имеющихся трудностях, выявить учащихся, нуждающихся в психологической помощи и получить обратную связь от родителей. После этого проводится родительское собрание по вопросам адаптации детей, и даются необходимые рекомендации родителям.

Чаще всего полученные данные показывают наличие трудностей в адаптации по итогам первой четверти практически у всех незрячих учащихся и примерно у половины слабовидящих. Наиболее частыми эмоциями, испытываемыми в школе, дети называют усталость, скуку, тревогу за будущее, беспокойство, обиду. Наряду с этим, они также часто испытывают радость и спокойствие, и обычно идут в школу, испытывая спокойствие. Учебная мотивация сформирована не в достаточной мере, дети считают, что успешность учебы зависит от везения. В адаптационной период дети часто становятся более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У многих из них снижается работоспособность, проявляется забывчивость, неорганизованность, иногда нарушается сон, аппетит, может снизиться устойчивость к различным заболеваниям. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. Как правило, они исчезают через 2-4 недели, но бывает, что на адаптацию уходит 2-3 месяца или больше, в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося.

Важной особенностью слепых учащихся является отсутствие представления о жизненных перспективах, невозможность найти себе место в будущей жизни вызывает у детей страх и тревогу за будущее, многие учащиеся говорят о том, что по окончании школы они не пойдут учиться или работать, а будут сидеть дома.

Большинство родителей учащихся считают, что трудности в адаптации касаются режима, увеличения учебной нагрузки, изменения в эмоциональном состоянии ребенка. При этом пожелания родителей по созданию более комфортной учебной жизни для ребенка отсутствуют.

Успешность адаптации ребенка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Для облегчения адаптационного периода с учащимися проводятся дополнительные групповые и индивидуальные коррекционные занятия, такие как развитие коммуникативной деятельности, социально-бытовая и пространственная ориентировка и другие. Всем участникам учебного процесса предоставляется психологическая помощь по мере необходимости.

Таким образом, единая задача психологов, педагогов и родителей – помочь ребенку в ситуации адаптации к основной школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

Литература:

1. Статья «Возрастные особенности пятиклассников» https://infourok.ru/vozrastnie-psihologicheskie-osobennosti-pyatiklassnikov-535548.html

Публикации по теме:

Конспект беседы с элементами игры с детьми разновозрастной ГКП на тему «Люди с ОВЗ. Слабовидящие и слепые»Конспект беседы с элементами игры с детьми разновозрастной ГКП на тему «Люди с ОВЗ. Слабовидящие и слепые» Цель: воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовность им помогать. Задачи: образовательные: 1.

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям детского сада». Цель: развитие психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ. Ход: Воспитывать и обучать.

Особенности адаптации детей к детскому саду: виды адаптации и как подготовить ребенка к детскому саду .

Особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению и факторы ее определяющие. В охране психического здоровья детей важная роль принадлежит адаптации к новым условиям среды. В возрастном развитии ребенок должен пройти.

Особенности работы воспитателя в организации процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.

Особенности речевой активности детей в период адаптации Изменение речевой активности детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения относятся к параметрам оценки социальной адаптации.

Психологические особенности адаптации младшего дошкольника к условиям ДОУ Рождение ребёнка является первым значительным испытанием на выносливость в плане адаптации. У новорожденных уже имеются соответствующие.

Психологические особенности детей раннего возраста в период адаптацииПсихологические особенности детей раннего возраста в период адаптации Психологические особенности детей раннего возраста в период адаптации. Адаптация - это приспособление организма к новым социально значимым.

Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста Какое счастье! Ваш малыш подрос! И многое уже умеет сам: Играет, ходит, говорит и размышляет. Пришла пора ребёнка в сад отправить..

Талант и гениальность. Одарённые дети, особенности работы с одарёнными детьми ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ, ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ. Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Слепые и слабовидящие дети: особенности адаптации к средней школе
Опубликовано: 22 марта 2018 в 14:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД