Оксана
Смысл жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Размышляя над цитатой Лихачева Д. С: «Жизнь – это прежде всего творчество, но это не значит,что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя»,я прихожу к мысли о том, что в данном предложении заложено такое емкое понятие - «жизнь», которое вбирает в себя великое множество связей, явлений, состояний окружающего мира.
Публикация «Смысл жизни» размещена в разделах
Жизнь повсюду : начиная от первых лучей солнца, отражённых на поверхности, и заканчивая глубинами нашей планеты. Существует множество форм жизни на Земле. В повседневной речи часто пользуются выражениями «жизнь природы», «жизнь духа», «жизнь Бога». В широком смысле, жизнь обычно рассматривают в одном ряду с такими понятиями, как «смерть» и «бессмертие», «конечность» и «вечность», «смысл» и «бессмысленность», «цель» и «бесцельность». В более узком значении слова жизнь есть свойство существования, особым образом организованных природных систем (включая и человека как часть природы).
Я думаю, многим известно высказывание Антона Павловича Чехова: «… хочется жить независимо от будущих поколений, и не только для них. Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. Хочется играть видную, самостоятельную, благоразумную роль, хочется делать историю….».
Тогда возникает вопрос: Что такое жизнь? До сих пор данное понятие остаётся предметом острых дискуссий различных религиозных течений, мифопоэтических прозрений и философско – метафизических размышлений.
Из курса философии мне известны две основные точки зрения происхождении жизни в целом : креационизм (от лат. creation – создание, сотворение) и эволюционизм. Сторонники первой убеждены, что создателем мира человека является высшее существо – Бог – творец. Приверженцы второй считают, что жизнь и человек – результат естественного поступательного эволюционного процесса. Согласно первой точке зрения мне хочется верить, что Бог на третий день сотворил растения, на пятый – животных, а на шестой – первого человека – Адама, а из его ребра создал первую женщину – Еву. Я очень часто всматриваюсь в гравюру Доре. Г «Создание мира», и думаю: «где ты могучий Бог сейчас? Почему на Земле, в некоторых уголках, идёт война? Почему стихии воды, огня забирают людей в «твой мир»? В глубине души и сердца я очень хочу верить в чудеса и добро, настоящее добро, светлое, необходимое.
В детстве мне так хотелось ощущать больше добра от мамы, папы, братьев. Добро, конечно, было в моём детстве, но не столько, сколько хотелось мне, маленькой девочке. Положительные моменты, которые связаны с теплотой, добром помнятся и сохраняются детской памятью. Воспоминания погружают в приятный сон, состояние удовлетворённости и покоя. Я замечаю, что когда вспоминаю добрые, детские поступки, у меня на лице непроизвольно появляется улыбка, и я так не хочу возвращаться в действительность, где очень мало теплоты и добра.
Каждый человек, живя в этом мире, хочет он того или нет, вступает в какие – то взаимоотношения с ним. Такие взаимоотношения человек выстраивает как с окружающими его людьми, так и с окружающей его природой. Однако отношения с ней не исчерпываются только общением с земной природой. Человек всегда задумывается над тем, какая связь существует между ним и Космосом. Люди наделяли Космос человеческими качествами. Древние греки обнаружили, что человек во многом подобен Космосу: как и Космос, он имеет трехчастное строение Ум – Душа – Тело. И я подумала, а почему только три понятия, три слова? Может быть, можно было продолжить уже не трехчастное строение, а четырё хчастную формулу: Ум + Душа+ Тело = Добро. Уровень душевного комфорта человек в принципе обеспечивает не здоровьем, а деятельностью в различных сферах (в семье, обществе, природе, в поле информации).
Главные общечеловеческие ценности для меня – любовь, дружба,семья, дети. И очень важно познать смысл жизни. Смысл жизни и счастья не начало или конец, а процесс, долгий путь преодоления трудностей, изобилующий болью и радостью успехов и потерь. Каждый отрывок жизни имеет свой смысл, дающий человеку ощущение счастья. Построение счастливой, доброй семьи – необходимость и ступень к счастью.
Новый уклад жизни определяет и новые отношения между мужчиной и женщиной. Современная женщина всей своей эмоциональной и физической природой по – прежнему стремится к союзу с мужчиной, жаждет построения нормальной семьи, хочет иметь детей, готова оказывать мужу помощь, и ждет надёжной поддержки с его стороны. Нужно в союзе дополнять друг друга, рождать единство, добрые чувства друг к другу. Противоположенность мужского и женского начал были осознаны ещё в древности. Так, в древнекитайской мифологии существовали понятия «инь» и «ян»- тёмное и светлое начала. Инь – синоним женского начала, севера, тьмы, смерти, Земли, Луны, четных чисел; ян – символ мужского начала, юга, света, жизни, неба, Солнца, нечетных чисел. В древних мифах в числе главных богов обязательно были боги – мужчины и боги – женщины: Осирис и Исида (Древний Египет); Зевс и Гера (Древняя Греция); Юпитер и Юнона (Древний Рим). Божественные пары, как правило, находились между собой в сложных отношениях и вмешивались в дела друг друга, что отражало многообразие реальных взаимоотношений земных мужчин и женщин. Об этом же свидетельствует библейская история Адама и Евы.
Добро вокруг нас, добро можно рождать самому, поступки - это тоже добро, в какой – то мере.
Высшей доблестью всегда считался поступок, например, когда мужчина вызволял из беды женщину, отводил опасность, угрожающую ей. Об этом повествует и греческий миф о Персее и Андромеде. Персей, влюблённый в Андромеду, сумел спасти её от неминуемой смерти – она была обречена на съедение морским чудовищем. Этот эпизод греческой мифологии стал сюжетом многих картин и фресок.
Аристотель подтверждал идею поступка и писал об этом в трактате «О душе». Признавал, что разумная душа – это регулирующий принцип речи, поведения человека – вообще всех жизненных процессов. Как, например, говорят: «Ты не поймешь, что такое любовь, если сам не испытаешь этого чувства». Тоже самое я могу написать о добре: «Ты не поймёшь, что такое добро, если сам не «испытаешь» добро сердцем и умом». Задача человека научиться «излучать» добро не только в диапазоне положительных флюид, а в свободных поступках по отношению к другим.
Но не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно. Иногда обстоятельства мешают доброму поступку, развитию лучших качеств. Во многом гуманизм, как принцип поведения, определяется устройством общества, законами, по которым живут в нём люди. О справедливости и гуманности общества люди мечтали веками. Мечты помогали им раскрывать лучшие свои качества, проявлять их на деле и творить добро по отношению друг другу. Всё же человек начинается с желания помочь людям. С заботы о других начинается его моральная активность. А раз так, то у каждого человека должна быть потребность в хороших поступках. Тогда сознание долга вырастает в ответственность перед людьми, а уважение к каждому человеку – в человечность.
В понятии добра выражаются наши самые важные интересы, надежды, желания – наше стремление к человечности. Под добром мы понимаем всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности человека, совершенствованию общества.
Мне вспоминается фрагмент картины испанского художника Х. де Рибера (1591 – 1652) «Сон Иакова». Суть такова, измученный библейский герой Иаков, неправедным путём заполучивший отцовское наследство, во сне увидел лестницу, ведущую в небеса, а на вершине – самого Господа. Возможно, сюжет картины призывает человечество к осознанию своего существования на Земле. Осознать свою сущность и своё пребывание здесь и сейчас бывает очень сложно, порой, даже невозможно. Понять смысл своих поступков, добра.
Цель жизни, можно сказать, в спасении души. Смерть – «врата вечной жизни», единение верующего с Христом. Из земной «юдоли скорби и печали» в эту вечную жизнь переходит лишь душа. Всё остальное исчезает вместе со смертью. Как сказано в Библии: «И возвратиться прах в землю, чем он был; а дух возвратиться к Богу, который дал его». Данный смысл жизни даёт человеку утешение в его жизненных страданиях, лишениях и невзгодах. Более того, он обещает вознаграждение за все это в будущей жизни. Осуждая погоню за земными, материальными благами и наслаждениями, религиозный смысл жизни ориентирует человека на первенство духовного, нравственного начала в нем. Нравственность, духовность действительно являются самым светлым и благородным измерением нашей жизни.
Добро в нас «заложено» от природы, а нам необходимо лишь совершенствовать это на протяжении всей жизни. Духовность – основа добра. Духовность - это некая память, нить, которая, проходя через настоящее, соединяет прошлое и будущее. Ценности позволяют человечеству помнить опыт предков, знания и традиции.
На данном этапе современного развития следует признать, что духовность общества не настолько развита, что приводит к проблемам во всех сферах жизни.
Но самой уязвимой проблемой является, в первую очередь, наше поколение. Развязность, вот чем руководствуются дети, которых «недовоспитали», многие из них не научились «рождать» добро, понимать значение доброго слова, поступка. Необходимо духовное возрождение для поколения детей потому, что они - наше будущее. Они должны знать, как у В. Маяковского, «Что такое хорошо, и что такое плохо?», а так же, иметь полные знания об истории нашей Родины.
Считаю, что будущее нужно строить на существующей духовно - культурной основе, не разрушая ее и строя заново, а уважать, сохранять.
В тридцать втором письме книге «Письма о добром и прекрасном» под названием «Понимать искусство» Лихачевым Д. С. написаны замечательные слова: «Итак, жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», - это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество».
Как бы мне хотелось, чтобы в моей жизни произошло настоящее волшебство. Хочется верить, что будущее будет лучше. А вы верите в это?