Приложение МААМ

Сообщение для педсовета «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»

Аликова Самиха Хасановна
Сообщение для педсовета «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы

"Устное народное творчество в развитии речевой активности детей".

Культура россиян невозможно представить себе без народного искусства, которая раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Большое значение в развитии речевой активности детей имеет устное народное творчество.

Публикация «Сообщение для педсовета „Устное народное творчество в развитии речевой активности детей“» размещена в разделах

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими видами народного искусства (музыкальным фольклором, декоративно-прикладным) и тем более отдавать предпочтение какому-либо жанру устного народного творчества.

Знакомясь с народным искусством, дети приобретают новые знания о жизни; о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате, чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например, "добрый молодец", "красна девица", "ясный сокол", "малые детушки". На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, получают первые представления о добре и зле, проникаются уважением к народным мастерам; у них возникает стремление, самим учится создавать прекрасное.

Устное народное творчество включает в себя большое количество жанров; сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, заклички и т. д. Это неоценимое богатство народа, показатель способностей и таланта народа.

Есть русском фольклоре особые стишки-потешки, которыми забавляют, потешают ребёнка, когда держат его на руках. Некоторые потешки связаны с игрой. Они способствуют развитию связной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи, закрепляют правильное произношение отдельных звуков.

Заклички-обращения к природе, животным, с просьбой или требованием. Это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Повторные сочетания действий ребёнка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания. Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат.

Пословица – коротенькая притча. Полная пословица состоит из двух частей; из обиняка, картины общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко вторая часть опускается, предоставляется сметливости слушателя, и тогда пословицу не отличишь от поговорки. Пословицы помогают детям лучше изучить окружающий мир, лучше понимать различные явления, события.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Скороговорки – игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же сходные звуки, но в разных комбинациях, скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи. Скороговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывают влияние на разностороннее развитие речи детей. Они способствуют в предельно сжатой, образной форме, даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для них характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя-коток, курочка-рябушечка. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них придаёт звук, движение, объём, цвет и даже вкус.

Чистоговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении. Использование чистоговорок развивает и совершенствует речевой слух, формирует правильное звукопроизношение.

Небылицы – прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, а также для удовлетворения потребности ребёнка в смехе, веселье, радости.

Колыбельные песни – это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь. Напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся звукоподражаний формирует фонематическое восприятие.

Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости. Главная особенность считалки – чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Считалки тесно связаны с играми.

Сказка является педагогическим жанром, выполняющим для ребёнка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей. Сказка создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, подключение его образного мышления к волшебному, ирреальному плану. Сказка способствует развитию речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями и является одним из важных социально-педагогических средств формирования личности.

Работать над развитием речи в процессе ознакомления детей с устным народным творчеством я начала с момента образования группы. Провела диагностику по выявлению уровня развития речи у детей. Для этого использовала метод индивидуальной беседы по вопросам с использованием художественных произведений, предметных картинок.

1) Кто у вас любимые герои сказок?;

2) Чем вам понравились герои сказок?;

3) Как бы вы поступили на их месте?;

4) Чем бы вы могли им помочь?;

5) Что нарисовано на картинках?;

6) Что они делают?

Предложила детям разгадать загадки о живых существах и явлениях нашей жизни. Предлагала после чтения сказок охарактеризовать героев, высказать своё отношение к ним, изобразить героев сказки посредством мимики и жестов.

С целью обогащения речи детей наметила следующие задачи:

1) Разучивание с детьми потешек, чистоговорок, скороговорок, песенок.

2) Использование бесед после прочтения сказок, загадывание загадок, обыгрывание потешек, драматизации сказок.

Работу с потешками, песенками провела в основном в свободное от занятий время. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций. Дав детям, возможность рассмотреть игрушку, рассказывала о персонаже потешки, его особенностях. Затем, когда дети хорошо уже были знакомы с потешкой, мы обыгрывали эти потешки, проводили несложные инсценировки. Это такие потешки как "Ходит ночь по бережку", "Курочка-рябушечка", "Кисонька-мурысенька", "Петушок" и другие. Использую потешки в течении всего дня в разные режимные моменты. При умывании "Водичка, водичка", "Чистая водичка", при расчесывании "Расти, коса…", при кормлении "Травка-муравка со сна поднялась", "Ладушки, оладушки" и другие. Во время одевания на прогулку "Наша Маша маленька", "Шапка да шуба – вот и весь Мишутка", на прогулке "Большие ноги шли по дороге…" и т. д.

Знакомство с колыбельными песнями оказало положительное влияние на детей. Дети часто используют их во время сюжетно-ролевой игры "Дочки-матери".

Большое значение придаю в своей работе загадкам. Это полезное упражнение для детского ума. Сначала я выставляла игрушку и подбирала к ней загадку. Дети быстро отгадывали загадку, ведь загадываемый предмет был перед глазами. Позже я приносила ту или иную игрушку в группу и спрашивала, какую загадку можно про неё загадать. Дети легко справлялись с этой задачей. Иногда я начинала занятие с загадки. Использовала их во всех режимных моментах, на различных занятиях, развлечениях, на прогулке. Много радости доставляли детям загадки "Подскажи словечко". Часто в гости к детям приходила Бабушка-Загадушка.

В работе по звуковой культуре использовала чистоговорки, скороговорки. Были разучены чистоговорки и скороговорки со звуками ч, ц, ш, щ, з, с, ж. были проведены дидактические игры : "Угадай, какой звук", "Определи, какой звук потерялся" и т. д.

Большое место в жизни малышей занимают сказки. Рассказывая детям сказки, большое внимание уделяю интонации, мимике, жестам. Во время повторных прослушиваний впечатления детей углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает. Затем проводились игры – драматизации отдельных эпизодов или целой сказки. Были обыграны сюжеты из сказок: "Лиса и журавль", "Бычок-чёрный бочок, белое копытце", проведены драматизации по сказкам "Колобок", "Жихарка", "Заюшкина избушка", "Три медведя", "Кот, петух и лиса", "Теремок". Дети научились передавать характеры персонажей, говорить голосами героев сказки (лиса – хитрым голосом, волк и медведь – грубым, высказывать свое отношение к героям сказки в записи с музыкальным сопровождением, а также в исполнении мастеров художественного слова. Показываю детям и мультфильмы по русским народным сказкам. Использую также фланелеграф, который помогает лучше представить героев сказки, их одежду, характеры.

Чтобы лучше закрепить названия сказок, использую в своей работе дидактические игры : "Узнай сказку по иллюстрации", "Продолжи сказку". Изготовила разрезные картинки по сказкам, которые развивают у детей внимание, память, сосредоточенность. Игра "Что сначала, что потом" учит детей воссоздавать последовательность событий в сказках.

Развитию речевой активности способствовали также проведё нные мероприятия: как "Викторина по сказкам", "Вечер загадок и отгадок", развлечение "Труд кормит, а лень портит", "Небылицы в лицах", "Посиделки" и другие.

Разработала и провела совместное досуговое мероприятие детей, родителей и педагогов "Ярмарка", на котором использовала разнообразные жанры фольклора, представленные в различных видах деятельности (словесной, музыкальной, театрально-игровой). Всё это способствовало образности речи дошкольников, словесному творчеству, благотворительному влиянию общения взрослых и детей.

Работы по развитию речевой активности детей через устное народное творчество продолжаю уже с новым набором детей. Провела с ними открытое занятие по теме "Жила-была Коза с козлятами" с элементами математики. Создание сказочной обстановки, использование фольклора помогло мне решить и образовательные и воспитательные задачи на данном занятии.

Большое внимание уделяю работе с родителями. Было проведено родительское собрание на тему: " Устное народное творчество как средство в развитии речи детей". Привлекаю родителей к активному участию в фольклорных праздниках в детском саду, к изготовлению дидактических игр, к обновлению и обогащению театральной зоны. Оформляю тематические папки-передвижки: "Пальчиковые игры", "Малые формы фольклора в развитии речевой активности детей", "Сказка-ложь, да в ней намёк…" и другие. Постоянно пополняя картотеку произведений фольклора, знакомлю детей с новинками детской литературы.

В ходе проведенной работы речь детей стала богатой образными сравнениями, выражениями; дети научились чётко излагать свои мысли, строить грамматически правильные предложения. Приобщение детей к народному искусству способствовало развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций, нравственных чувств и художественного вкуса. В общении детей друг с другом и со взрослыми установились доверительные отношения.

Из итогов проведё нной работы можно сделать следующие выводы:

- для повышения уровня развития речи детей необходима система работы по развитию речи через проведение занятий по ознакомлению с окружающим;

- необходимо учитывать взаимовлияние разнообразных форм работы с детьми;

- при отборе содержания произведений необходимо учитывать принцип доступности и возрастные особенности детей;

- нужно давать большой простор для развития детского творчества, развития фантазии;

Публикации по теме:

Анкета для родителей к проекту по кубановедению «Кубанский фольклор: устное народное творчество, музыка, песни, танцы» ФИО родителей___ ФИО ребёнка___ Анкета для родителей «Кубанский фольклор:.

Доклад из опыта работы на педагогическом совете «Устное народное творчество в развитии речи детей» «Ребенок…- писал Горький,- хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет.

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Добрый день уважаемые коллеги мне очень понравилось такая форма работы как интерактивная папка. Во-первых: представлен большой объём информации,.

Открытое занятие «Устное народное творчество в развитии ребёнка дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! У нас сегодня занятие по устному народному творчеству. Давайте, ребята, вспомним, что относится к устному народному творчеству.

Перспективное планирование по самообразованию «Устное народное творчество в развитии речи детей 4–5 лет» Дата Тема Задачи Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Сентябрь «Глиняный человек» Формировать интерес к русскому прикладному.

План по самообразованию «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ МДОУ ДСКВ № 14 г. Ейска МО Ейский район Воспитатель : Новикова Юлия Алексеевна Группа подготовительная.

Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста ТЕМА: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Начало работы над темой: сентябрь 2015г.

Устное народное творчество для самых маленьких Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.

Устное народное творчество в развитии речи детей Устное народное творчество - богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка. Народ вложил в содержание устного творчества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение для педсовета «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»
Опубликовано: 14 июня 2016 в 14:00
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение для педсовета «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»» (включая файлы) размещена пользователем Аликова Самиха Хасановна (УИ 280771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД